KPI от отчаяния. Что не так с оценкой работы чиновников
Как авторы внедрения KPI в государственное управление повторяют ошибку, которую уже допустили несколько десятки губернаторов, мэров и депутатов из бизнеса, отправившихся во власть в России за последние 20 лет.
Продолжается история с разработкой KPI для оценки работы региональных администраций. Неделю назад СМИ обсуждали, что в Кремле разработали единые «политические» KPI для себя и регионов. Затем очередь дошла до KPI по нацпроектам и майским указам президента.
Авторы внедрения KPI в государственное управление повторяют ту же ошибку, которую уже допустили несколько сотен губернаторов, мэров и депутатов из бизнеса, отправившихся во власть в России за последние 20 лет. Политика совсем не похожа на предпринимательство. Достигнув успехов в бизнесе, многие предприниматели думали, что легко справятся с политическими вызовами, но жестоко ошибались. Где сегодня Дмитрий Зеленин и Владимир Груздев, Хазрет Совмен и Анатолий Бровко? Разумеется, не все бизнесмены провалились. Иные, показав управленческие таланты, либо обладая мощной поддержкой в Кремле, остались во власти. Можно вспомнить примеры главы Приморья Олега Кожемяко и губернатора Московской области Андрея Воробьева.
В политике востребованы иные качества, нежели в бизнесе. Если глава компании нацелен на получение максимальной прибыли, то цели руководителя региона куда более многообразны. Управление корпорацией строится на безусловной дисциплине, управление областью или политической партией — на компромиссах и учете многосторонних интересов.
Соответственно, пиар в бизнесе имеет мало общего с публичной активностью в политике. С самого начала 90-х годов в России политические убеждения и взгляды играли второстепенную роль, если играли вообще. Сколько раз приходилось быть свидетелем того, как кандидат в депутаты или губернаторы обращался к политтехнологам с запросом: «Напишите мне программу и расскажите, что мне нужно говорить». Тогда как в западном мире политик идет на выборы, имея целостную концепцию того, чего он хочет достичь и какими средствами. А роль имиджмейкеров там сугубо второстепенна и сводится лишь к отшлифовке тезисов, преподнесению их наиболее впечатляющим образом. Неудивительно, что политтехнологи приобретают в России такую роль и значение. И именно из политтехнологов вербуются в значительной части заместители губернаторов по внутренней