В принятии важных решений все чаще участвуют алгоритмы машинного обучения

GQHi-Tech

Машины рулят людьми

Текст: Антон Иванов. Коллажи: Алик Новожилов

0:00 /
1069.483

Нас призывают придерживаться принципов политкорректности и толерантности, но будет ли играть по этим правилам искусственный интеллект или, пока люди строят общество равных возможностей, где-то за кулисами их судьбы будут решать роботизированные алгоритмы, по-разному оценивающие представителей разных полов, рас и сексуальных меньшинств?

В принятии жизненно важных решений — от выдачи кредита до постановки медицинского диагноза — все чаще участвуют алгоритмы машинного обучения (ранние зачатки искусственного интеллекта). Во Франции так распределяют детей по школам, в Америке рассчитывают тюремный срок, который получит осужденный. Кредит, страховка, судьба претендента на вакантное место — все эти вопросы из-под власти людей уходят к роботам. В основе железной логики машин всегда лежит анализ огромных баз данных, но какая именно информация о вас станет решающей, не скажет никто.

«Сегодня можно создать алгоритмы, способные скомпрометировать человека и вторгнуться в его личную жизнь. Например, ученые из Стэнфорда в порядке эксперимента уже научили нейронные сети по фотографии человека довольно точно определять сексуальную ориентацию, — рассказывает вице-президент Тинькофф-банка Константин Маркелов. — Есть возможность распознать человека, попавшего в поле зрения видеокамеры, найти его профиль в соцсетях и через сервисы, которых множество, узнать о его поисковых запросах, маршрутах перемещений, достатке. После этого алгоритм может сделать тот или иной вывод — в зависимости от поставленной задачи». Выводы эти далеко не всегда бесстрастные.

Одними из первых тревогу забили ученые Принстонского университета, заметившие, что искусственный интеллект, обучающийся на текстовых источниках, быстро становится предвзятым и начинает считать белый цвет кожи и мужской пол преимуществами. Причина в том, что этими предрассудками наполнены наши книги, наш интернет и даже наш язык. Например, слово «профессионал» имеет положительную коннотацию, а «профессионалка» — несколько иную, и таких примеров множество. Даже тот факт, что слова «доктор» и «инженер» — мужского рода, уже наводит компьютер на мысль о том, что эти вакансии не для женщин. Компания Amazon уже пережила скандал с HR‑алгоритмом, который пытался нанимать только представителей сильного пола.

Искусственный интеллект, как ребенок, впитывает все, что ему дают. К чему приводит такое обучение, пущенное на самотек, мы увидели в 2016 году, когда чат-бот Tay от компании Microsoft за сутки из милого собеседника превратился в фашиста. «Люди — клевые» — таким было его первое сообщение, но уже вскоре он требовал смерти феминисток, признавался в ненависти к человечеству и говорил, что Гитлер был прав. Не значит ли это, что, доверив искусственному интеллекту свой мир сегодня, завтра мы окажемся в руках электронных безумцев?

Основатель компании Tazeros Global, специалист по обработке данных Артур Хачуян уверен, если это и произойдет, то виноваты будут сами люди: «Самостоятельного искусственного интеллекта пока не существует в принципе. Все алгоритмы машинного обучения исходят от людей и, соответственно, проблемы — тоже. Майкрософтовский бот стал расистом, потому что создавший его программист загрузил в него неправильную выборку данных. Так же и Tesla, сбившая велосипедистку, не смогла ее правильно распознать из-за ошибки инженера».

Этого же мнения придерживается и антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Алексей Маланов: «Всему виной ложные корреляции — когда алгоритм видит связь между событиями там, где ее на самом деле нет. Пример — «робот», который распределял в медицинском центре Университета Питтсбурга больных в очереди на прием и решил, что люди, страдающие астмой и пневмонией одновременно, могут подождать. Логика была такой: по статистике пациенты с таким сочетанием диагнозов умирают редко, а значит, можно не спешить, но дело в том, что не умирают они именно потому, что им всегда первым оказывают помощь. Информацию об этом алгоритму не предоставили, и он построил неверную логическую цепочку». Данные — это грубый материал, который еще нужно обработать и в правильном виде загрузить в машину.

«Ранние зачатки искусственного интеллекта появились в 70‑80‑е годы XX века, но тогда они не могли работать: не хватало вычислительных мощностей и не было больших данных, на которых можно было бы учить системы, — рассказывает член Консультативного совета Роскомнадзора, директор исполкома Национального Дельфийского совета России Артемий Понявин. — Сегодня же в интернете столько информации, что для систем машинного обучения созданы идеальные условия».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры кончились Игры кончились

Кит Харингтон рассказал GQ, за что ненавидит сериал, сделавший его знаменитым

GQ
Ловушка от Путина. Избежит ли Россия разбазаривания резервов Ловушка от Путина. Избежит ли Россия разбазаривания резервов

Угроза деприватизации и риски при распечатывании государственной «кубышки»

Forbes
Кто я? Кто я?

Кто ты такой? Вопрос, который мы задаем себе в течение жизни

Psychologies
6 причин съездить в Нижний Новгород: самые красивые девушки города и как им понравиться 6 причин съездить в Нижний Новгород: самые красивые девушки города и как им понравиться

А не махнуть ли в Нижний на выходные?

Playboy
Артист в ударе Артист в ударе

GQ встретился с одним из самых харизматичных российских актеров

GQ
Здоровье дороже? Здоровье дороже?

Как научиться экономить на лекарствах и не навредить своему организму

Лиза
Москва следам поверит Москва следам поверит

Шесть необычных маршрутов, раскрывающих Москву с неожиданных сторон

GQ
Реставрационные потери Реставрационные потери

Спецоперация по переносу деревянной церкви XVII

Огонёк
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Проект OCCRP сообщил о виллах окружения Чемезова в Испании Проект OCCRP сообщил о виллах окружения Чемезова в Испании

Новое расследование проекта OCCRP

Forbes
Про детские как бы игры Про детские как бы игры

Лев Рубинштейн вспоминает, каким был досуг детей до изобретения компьютеров

GQ
Как из автомата сделать конфетку Как из автомата сделать конфетку

Можно ли улучшить автомат Калашникова?

Популярная механика
Дачи не надо Дачи не надо

Герои GQ Travel выбрали пять отелей для дауншифтинга неподалеку от Москвы

GQ
И смех, и грех И смех, и грех

Как нарастить броню, надежно защищающую от насмешек

Добрые советы
Тысячи и одна ночь Тысячи и одна ночь

Как Instagram стал каталогом секс-услуг, а Telegram — инструментом сутенеров

GQ
5 причин, почему парни изменяют своим девушкам (не все так очевидно) 5 причин, почему парни изменяют своим девушкам (не все так очевидно)

Иногда они даже сами не отдают себе отчет в том, зачем им это нужно

Playboy
Победа любой сценой Победа любой сценой

У каждой эпохи тот Гамлет, которого она заслуживает

GQ
Правильная подача: как заработать $1 млн в 15 лет Правильная подача: как заработать $1 млн в 15 лет

Бренды верят, что теннисистка Кори Гауфф станет звездой уровня Серены Уильямс

Forbes
Арабская ночь Арабская ночь

Как устроена финансовая система ОАЭ

Forbes
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Что такое skip-care, зачем защищаться от смартфонов и почему эколюкс — будущее

Grazia
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes
“Закатать в асфальт” с Мэлом Гибсоном: взгляд из прошлого века на наши проблемы “Закатать в асфальт” с Мэлом Гибсоном: взгляд из прошлого века на наши проблемы

“Закатать в асфальт” — старомодный полицейский боевик о самых насущных темах

Esquire
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
Где искать омега-3? Где искать омега-3?

Принимать золотистые капсулы у многих вошло в привычку

Лиза
Как заработать $1 млрд за минуту: уроки основателя SoftBank Масаёси Сона Как заработать $1 млрд за минуту: уроки основателя SoftBank Масаёси Сона

Масаёси Сон умеет угадывать будущее и зарабатывать на этом миллиарды

Forbes
Гибкость мышления: кому нужен смартфон со складным экраном Гибкость мышления: кому нужен смартфон со складным экраном

Samsung Galaxy Fold и Huawei Mate X: изменят ли они мир или окажутся фальстартом

Forbes
Самый долгожданный смартфон 2019 года Redmi Note 7 появился в продаже в России Самый долгожданный смартфон 2019 года Redmi Note 7 появился в продаже в России

Недавно Xiaomi объявила о старте продаж смартфона Redmi Note 7

Cosmopolitan
Надо ли смотреть «Счастливого нового дня смерти»: рецензия MAXIM Надо ли смотреть «Счастливого нового дня смерти»: рецензия MAXIM

Смешной хоррор про то, что все страшное возвращается по кругу, вернулся по кругу

Maxim
5 вопросов о гастрите 5 вопросов о гастрите

Какие стереотипы о гастрите крепко сидят в наших головах

Лиза
Ухожу в декрет! Ухожу в декрет!

Как вести семейный бюджет, чтобы избежать финансовых проблем в декрете

Лиза
Открыть в приложении