Что надо знать про Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, прежде чем идти в Пушкинский музей
Директор Тейт Британия Алекс Фаркухарсон о том, как устроена выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», которая идет в ГМИИ им. Пушкина
«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» — это 80 произведений десяти художников из собрания галереи Тейт, каждый из которых по-своему развивал традиции фигуративной живописи. Директор Тейт Британия Алекс Фаркухарсон рассказал Forbes Life, как правильно смотреть работы, зачем карточки с описаниями картин на стенах в музее и о предстоящем сотрудничестве Тейт со Стивом Маккуином.
Алекс, вы сами участвовали в подготовке этой выставки? Сколько времени занял процесс?
Я был, разумеется, активнее вовлечен в процесс подготовки выставки в Тейт Британия в прошлом году. Московской версией занимались мои коллеги, в частности — Элена Криппа. Как сказала Марина Лошак на открытии в Пушкинском музее, выставка — результат длительного диалога, программа которого была подтверждена около двух лет назад.
Чем экспозиция выставки в Пушкинском отличается от версий, показанных в Лондоне и других городах?
Московская экспозиция ближе по составу художников и работ к той, что мы устраивали в Малаге и Орхусе. Так как англичане довольно хорошо знакомы с творчеством Лондонской школы, на выставке в Тейт мы расширили произведениями авторов, которых обычно не принято относить к этому движению. Но Бэкон и Фрейд неизменно оставались в центре внимания во всех вариантах. Что касается пространства Пушкинского музея, то два триптиха Бэкона идеально в него вписались. Они задают ось движения вдоль колоннады Главного здания.
Как на ваш взгляд лучше всего смотреть эти работы?
Думаю, в первую очередь, нужно учитывать время и место их создания. Это послевоенный Лондон, который в корне отличался от послевоенной Москвы. В советском искусстве фигура человека сводилась к его социальной роли. А представители Лондонской школы изображают человека полностью изолированного, вырванного из социального контекста. Эти художники работали во времена, когда многие понятия, считавшимися основополагающими для английского мироощущения, исчезли навсегда. Лондон был изуродован бомбардировками настолько, что его улицы сравнивали со ртами, в которых выбита половина зубов. Эпоха империи закончилась. Пропала уверенность, вера пошатнулась. Бэкон, к примеру, очень часто обращается к религиозной эстетике, но сами его работы принципиально антирелигиозны. Например, он пишет распятие, на котором нет Христа. Это мир без бога. Но, по большому счету, работы на выставке говорят сами за себя, ведь они имеют дело с передачей непосредственного человеческого опыта. Художников заботило как выразить в живописи впечатление от человека, которого ты видишь перед собой в конкретный момент. Тут надо заметить, что хотя знать контекст полезно, работы воздействуют и на неподготовленных зрителей.