Три крупные розничные сети объединились в «Восточный союз»

ЭкспертБизнес

Восток сосредотачивается

Три крупные розничные сети Сибири и Дальнего Востока объединились в «Восточный союз». Это позволит им закрепиться на рынке за счет экономии от объединения таких функций, как закупки и логистика, и не только. При этом участники альянса сохранят свои бренды

Анастасия Матвеева

«Восточный союз» — так назвали три розничные сети, работающие в Сибири и на Дальнем Востоке под брендами «Красный Яр» (Красноярск), «Самбери» (Хабаровск) и «Слата» (Иркутск), свой альянс, который они заключили на прошлой неделе. Совокупная выручка участников альянса в 2020 году составила 120 млрд рублей, что позволяет ему претендовать на место в десятке крупнейших российских сетей. Управляющей компанией стало ООО «Восточные розничные сети», объединившее в равных долях управляющие компании сетей — красноярское ООО «Смарт», хабаровскую «ДВ Невада» и иркутское ООО «Маяк». Возглавит компанию Ольга Наумова, в послужном списке которой высшие руководящие должности в двух крупнейших отечественных ритейлерах — «Пятерочке» и «Магните». Ольга Наумова сообщила СМИ, что цель альянса — достижение «долгосрочного экономического эффекта для участников за счет комплексного решения общих задач». Судя по всему, речь идет о централизации многих однотипных бизнес-процессов, характерных для розницы: категорийного менеджмента, закупок, развития собственных торговых марок (СТМ), онлайн-торговли, маркетинга, ИТ-решений, логистики и проч. Кроме того, участники альянса будут использовать общую базу данных, совместно оптимизировать расходы на развитие, делиться лучшими бизнес-практиками. Планируется совместно определять стратегию развития.

Однако сети намерены работать пока под своими брендами, что дало некоторым наблюдателям повод говорить: каждая сеть хочет сохранить за собой уже осваиваемый ею ареал, что, впрочем, не отменяет выгод объединения. Во-первых, оно позволит самим объединяющимся избежать лобового столкновения при освоении сибирских и дальневосточных пространств. «Мы знаем повадки рынка ритейла увлекаться ценовыми войнами и иными лобовыми движениями», — замечает Сергей Макшанов, руководитель ГК «Институт тренинга — АРБ Про». Во-вторых, объединение даст региональным игрокам возможность в перспективе достойно встретить у себя в регионах федеральных игроков, таких как лидеры рынка X5 Retail Group или «Магнит».

Экономии ради

В некоторой степени указанные сети каждая по отдельности уже обладают конкурентными преимуществами как на фоне наступления федерального ритейла, так и неблагоприятных экономических тенденций, давящих на реальные доходы потребителей. Все три вошедшие в альянс компании динамично развиваются и ведут успешную экспансию в своих регионах. «Что примечательно: вошедшие в союз компании, особенно “Слата” и “Самбери”, — опытные игроки, доминирующие на своих территориях, отлично знающие специфику (особенно региональной логистики), у них есть потенциал синергии. Поэтому консолидация закупки, работы с СТМ и обмен технологиями в доставке, онлайн-торговле и маркетинге в потенциале заметно выделит их на макрорегиональном рынке», — уверен Сергей Макшанов.

Действительно, «Самбери» совсем недавно (в марте) присоединила к себе часть магазинов закрывшейся местной розничной сети «Фреш 25». А сеть супермаркетов «Слата» начиная с 2014 года бурно прирастала дискаунтерами «Хлеб-соль»: годовая динамика оборота этой сети составляет 20–25%. В компании уточняют, что увидели на региональном рынке пустующую нишу — нишу мягкого дискаунтера, оптимального формата для небольших городов с более низкими доходами, чем в том же Иркутске. Кстати, формат дискаунтера прижился и в других сетях объединения, что выводит их конкурентоспособность на высокий уровень. «Конкурентную обстановку изменяют молодые агрессивные игроки онлайна плюс дискаунтеры, — характеризует состояние розничного рынка эксперт Иван Буторин. — Проблема текущих лидеров рынка ритейла в том, что если они начнут открывать дискаунтеры, то в первую очередь ударят по своим же магазинам “у дома”, которые с такими затратами, потерями и гонкой за красотой и при уровне бедного класса более 60 процентов быстро закроются».

Объединение, по идее, должно усилить конкурентные позиции восточной тройки. «Идеи каких-либо объединений были, есть и будут, и, я думаю, мы еще увидим разные типы объединений, — рассуждает Сергей Леонов, глава франчайзинговой сети “Хороший выбор”. — Все они преследуют примерно одинаковые цели: объединение с целью сокращения издержек на обслуживание одинаковых для всех процессов. Объединение с целью получения конкурентоспособности, где под конкурентоспособностью может подразумеваться создание уникальных товаров (импорта, контрактного производства, снижение дискриминационных условий крупных федеральных производителей). Объединение с целью развития и совместного использования дорогой, но очень важной инфраструктуры, связанной с логистикой, ИТ-платформами, интеграцией в разные экосистемы. Что касается нашей компании, то мы уже пятый год развиваем все перечисленные выше направления».

Наиболее очевидный результат объединения — усиление «закупочной силы», позволяющее укрепиться на низком ценовом уровне. Объединения такого рода не новость для рынка розницы. В Европе уже объединяются конкурирующие между собой сети Tesco и Carrefour, Casino и Auchan. По расчетам Ивана Буторина, это дает им 0,5–1% экономии из-за масштабов закупок. В России члены Союза независимых сетей России, объединяющего сорок сетей, на паях создали потребительский кооператив «Рост» ради обеспечения поставок на выгодных условиях. Другой пример — франчайзинговая сеть «Хороший выбор», зонтичная для малых сетей и независимых розничных точек, куда входит 750 магазинов в 12 регионах с общей годовой выручкой 125 млрд рублей, которая ведет от их лица переговоры с поставщиками федерального уровня, с тем чтобы добиваться от них условий поставок, сопоставимых с уже упоминавшимися лидерами рынка. По оценке Ивана Буторина, теоретически члены «Восточного союза» могут достичь порядка двух процентов снижения цен и пяти-шести процентов роста бюджетов на скидки.

Второе обстоятельство, которое, по всей видимости, подтолкнуло сети к объединению, — чисто регионального свойства. «На рынке востока страны, где уровень дистрибуции многих производителей все еще слаб, не развита логистика, а проживает всего десять процентов населения, производителей потенциально могут интересовать крупные партнерства как канал дистрибуции», — подчеркивает Сергей Леонов. Отсюда отмеченная представителями сетей долгая транспортировка товаров из центральных регионов России, недостаточное количество местных поставщиков, зависимость от импорта продовольствия, в первую очередь овощей и фруктов. И действительно, «Восточный союз» планирует организацию хабов для магистральных поставок и распределительных центров «последней мили», что позволит перестроить цепочку поставок в масштабах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, увеличить долю рынка и стать крупным заказчиком для поставщиков, сопоставимым с основными федеральными сетями», — приводят СМИ слова гендиректора «Самбери» Льва Волкова.

Впереди годы кропотливой работы

Участники рынка и эксперты пока не готовы оценить, насколько эффективным будет объединение. Недостаточно четко проговорена стратегия альянса, и это мешает оценить эффективность заявленного инструментария. Скажем, Иван Буторин, исходя из наблюдений за опытом внедрения СТМ, сомневается в целесообразности делать на них ставку. Он полагает, что это приносит дополнительные затраты и часто приводит к снижению качества продукта, но при этом снижение цены на товары в текущей ситуации происходит не за счет выставления на полки более дешевых по сравнению с марками производителей продуктов под СТМ, а за счет высокой доли промопродаж, которая зачастую составляет 80–90%.

График 1. Новое объединение уже может претендовать на место в топ-10. Источники: данные компаний, СМИ

В любом случае выстраивание единой инфраструктуры, логистики, импорта, стоков, централизация контрактов требует больших усилий и сложной работы. Сергей Леонов рассказывает, что добиться существенного улучшения условий, в том числе ценовых — иногда до 25%, по федеральным контрактам поставок удалось только после нескольких лет кропотливых переговоров, прежде чем федеральные поставщики убедились, что улучшение условий поставок выгодно, поскольку сеть «Хороший выбор» — эффективный канал продвижения их продукции.

Таким образом, успех «Восточного союза» будет зависеть от того, сумеют ли его участники выработать совместную долгосрочную стратегию и эффективную тактику, что не всегда бывает просто, особенно в тех случаях, когда каждый из партнеров сам по себе успешный игрок рынка.

***

В сеть «Самбери» входит 30 гипермаркетов и 12 супермаркетов под брендом «Самбери», 56 магазинов у дома «Раз два» и 77 дискаунтеров «Близкий», расположенных в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях. Первая розничная точка открыта в 1998 году.

В сеть «Слата» входят 80 супермаркетов и 250 дискаунтеров «Хлеб-соль» в Иркутской области и Забайкалье. Основана в 2002 году, дискаунтеры начала развивать в 2014 году.

Сеть «Красный Яр» состоит из 66 гастрономов в Красноярске и примерно сотни дискаунтеров «Батон» в Красноярском крае и Хакасии. Первый гастроном открылся в 1997 году, первый дискаунтер — в 2015 году.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой» «Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой»

Тимур Турлов — об истинной рентабельности брокерского бизнеса

Эксперт
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Графен меняет всё Графен меняет всё

Разработки на основе графена уже близки к массовому внедрению в экономику

Эксперт
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Время на скорость не равно пути Время на скорость не равно пути

Транспортная доступность Белгородской и Иркутской областей

Эксперт
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Александр, сын Ярослава Александр, сын Ярослава

Почему мы почти ничего не знаем об Александре Невском

Дилетант
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Матрасам дадут вторую жизнь Матрасам дадут вторую жизнь

Компания «Нафта-Хим» запускает переработку старых матрасов

Эксперт
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Кто раскрутит генератор Кто раскрутит генератор

В России растет спрос на распределенную энергетику

Эксперт
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении

Что предпринимателей больше всего раздражает в деловом общении?

Forbes
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА

Почему конфликт поколений — сомнительная теория и какая польза от их объединения

Afternoon Seasons of life
Белые дороги и черные тюльпаны Белые дороги и черные тюльпаны

Как французский предприниматель стал «настоящим калмыцким мужиком»

Вокруг света
Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку! Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку!

Какие последствия может иметь для здоровья наличие в мозге нанопластика?

ТехИнсайдер
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
Борьба с галочками Борьба с галочками

Сколько зарабатывают маркетплейсы и как ФАС борется с галочками

Ведомости
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Движение вверх Движение вверх

Краткая история лифтов

Men Today
Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания» Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of life
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Арт-психология Арт-психология

Что о внутреннем состоянии могут рассказать спонтанные рисунки

Лиза
Не хочу учиться! Не хочу учиться!

7 причин нелюбви к школе и возможностей их исправить

Лиза
«Нет лучше качества, чем наивность» «Нет лучше качества, чем наивность»

Каждый раз Макар Хлебников по-новому играет попытку юного человека обрести себя

OK!
Открыть в приложении