Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of lifeСтиль жизни

Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Текст: Анастасия Рыжкова. Иллюстрации: Михаил Рябов

Выпускник философского факультета МГУ, журналист, экс-главный редактор журнала «Афиша» Юрий Сапрыкин сегодня — одна из немногих публичных фигур, с кем можно отрефлексировать прошлое, вспомнить историю медиа, роль поколения пятидесятилетних и даже попробовать заглянуть в будущее.

Я часто думаю о том, что вашему поколению повезло чуть больше нас, сорокалетних. Вы успели застать относительно хорошее советское образование в школе, а в девяностые, при всех их противоречиях, были уже студентами, почти взрослыми людьми.

Вы немного идеализируете школу конца 80-х. Вспоминал недавно школьный английский — у меня волосы дыбом на голове вставали: как вообще из этого можно было выйти к более-менее свободному без словаря. Нет, уровень школьного образования был довольно драматический, по крайней мере не в Москве, а в моем Новомосковске. Как и сейчас, все зависело от учителей. Когда попадались хорошие люди, увлеченные своим делом, это было большое везение. Когда они не попадались — увы.

Где-то повезло. Моя учительница литературы — благодаря ей многое в жизни сложилось именно так, а не иначе. Я ей много чем обязан. И знаниями, и просто доверием, которое придавало силы.

А в МГУ, во время учебы на философском факультете?

Что до университета, мы поступили как раз в тот момент, когда менялись названия предметов. То есть мы начинали учить диалектический материализм и исторический, а через год они превратились в теоретическую философию и, соответственно, социальную. И вместе с названиями менялся смысл этого образования. Наверное, года на два раньше более-менее все выпускники шли еще на партийно-комсомольскую работу. А года на два позже — в Фонд эффективной политики. Мы попали в тот промежуток, когда у этой специальности не было особенных перспектив, только чистый интерес к знанию. Проблема в том, что вокруг началась дико бурная во всех отношениях жизнь, много веселья, что не всегда шло на пользу учености. Но что касается моих младших коллег, которые сразу шли в политтехнологи, то я рад, что такого искушения у меня не было.

Когда начались 1990-е, мне было 9 лет, я хорошо помню это ощущение — словно открыли обе створки окна и подул свежий ветер. Сложностей было много, но главным оставалось чувство невероятной свободы.

Для меня тоже. Но это все сильно зависело от того, в каком возрасте и в каком социальном статусе ты это время застал. Иногда мы начинаем вспоминать это время с моими университетским знакомыми, я говорю: «В магазинах ничего не было». А мне отвечают: «Чего не было? Вообще такого не помню».

Еще раз повторю: всё было настолько весело, что совершенно не обращал внимания, какие огурцы продаются в магазинах. Но не у всех. Когда я, например, поехал на сборы после военной кафедры и разговаривал там с офицерами более-менее моего возраста, то ничего веселого в их жизни не было. Огромное количество людей, для кого 1990-е годы — это время чудовищной бедности, унижения, профессиональной деградации, потери смысла. Возможно, то, что происходит сейчас, это тоже отложенный эффект. Часто можно встретить такой публицистический вопрос: почему российское общество охватил ресентимент? Да вот потому, он не с Луны свалился. Понятно, что эту травму 1990-х часто использовало начальство в разных своих прагматических целях, но самой травмы это не отменяет. Та пружина, которая сейчас распрямляется, была натянута тогда. Но нам, безусловно, повезло. Мы были в том возрасте и в той социальной группе, которая получила от этого максимум возможностей. Ну не максимум — по сравнению с людьми из большого бизнеса. Но люди из медиа — это вторые по значимости, кому в это время стало жить хорошо.

Вы всегда особенно выделяете 1999-й. Год появления «Афиши», «Нашего радио» и новой надежды. Почему это так?

Если говорить про медиа и культурные институции, то с кризисом 1998 года все просто ударилось о дно. Перестали платить зарплату, заморозили банковские счета, закрыли какие-то проекты. И вдруг вместо того, чтобы валяться в депрессии, все начали резко делать что-то новое. Где-то с конца 1998-го до начала 2000-го был короткий период просто невероятной энергии. Пошла волна, которая всех заставила что-то делать.

Было ощущение, что сейчас закончится надоевшая эпоха президента, который «ни жив ни мертв», знаем про него только, что у него рукопожатие крепкое и что он работает с документами. Эпоха, связанная с Чечней, приватизацией, социальным расслоением и резким обнищанием. Придет что-то новое, и оно должно быть другое — энергичное, немногословное, бодрое и так далее. Надежда, что сейчас и в политике, и в культуре новое, давала силы что-то делать. При этом многие вещи, которые тогда возникли, были попыткой найти новый язык. «Наше радио» не было клоном «Русского радио», «Афиша» не была клоном уже сложившегося тогда глянца или журнала «ОМ». Все начали говорить на каком-то другом языке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вес попутал Вес попутал

Росина Сефиен – о том, как одеваться, если ты плюс-сайз

VOICE
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии

За что борются активистки Гренландии?

Forbes
Познание в обход сознания Познание в обход сознания

Почему мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам?

Вокруг света
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Расхитители гробниц Расхитители гробниц

Как арт-карабинеры возвращают похищенные произведения искусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Не хочу учиться! Не хочу учиться!

7 причин нелюбви к школе и возможностей их исправить

Лиза
Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Вернись с ответом Вернись с ответом

Каким должно быть сопроводительное письмо, чтобы взяли на работу мечты

VOICE
Символ любви Символ любви

Как продлить жизнь букету в вазе

Лиза
Современный люкс Современный люкс

Эффектный современный интерьер квартиры с нестандартными решениями

SALON-Interior
Свет-оконце Свет-оконце

Сломаем шаблон типичной статьи про китайскую премьеру легкового D-класса

Автопилот
Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай

Продюсер Вячеслав Дусмухаметов — о производстве полнометражных фильмов

Ведомости
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
География несправедливости География несправедливости

О парадоксах нынешнего витка истории неравенства

Монокль
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Белые дороги и черные тюльпаны Белые дороги и черные тюльпаны

Как французский предприниматель стал «настоящим калмыцким мужиком»

Вокруг света
Укол в сердце Укол в сердце

Нельзя обидеть – можно обидеться. Так ли это? В чем смысл этого послания?

Psychologies
«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась» «Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»

О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

Монокль
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Сад на ладони Сад на ладони

Создаем домашний флорариум своими руками:

Лиза
Берем за пример Берем за пример

6 биографических фильмов, которые замотивируют на успех

Лиза
«Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди «Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди

«Бруталист»: разбираемся в потайных ходах монументального фильма Брэйди Корбета

Правила жизни
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Питаемся по типу фигуры Питаемся по типу фигуры

Яблоко, груша, банан… Это не натюрморт и не призыв к веганству, а типы фигуры

Лиза
Искусство маскировки Искусство маскировки

Многие симптомы разных болезней маскируются под особенности характера

Лиза
Дана Сапарова Дана Сапарова

Дана Сапарова направила глаз своего объектива на новых и классных актрис

Собака.ru
На темной стороне На темной стороне

Как мы становимся обидчиками? Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
Открыть в приложении