Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок
Банк России выпустил доклад для общественных консультаций «Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций». В нем регулятор погрузился в непростой сюжет первичного публичного размещения акций (Initial Public Offering; IPO), сравнимого с незаурядной театральной постановкой.
На авансцене рынка IPO три действующих лица. Эмитенты малой капитализации со средним размещением в 5 млрд руб., долей акций в свободном обращении, как правило, не более 10%, которые желают повысить свою рыночную стоимость. Организаторы размещений, отвечающие за экспертизу, юридическое сопровождение, сбор заявок инвесторов и коммуникацию с ними. Наконец, флипперы (flippers, буквально – «перевертыши») − на профессиональном жаргоне ими называют инвесторов, прежде всего розничных, которые приходят на IPO с тем, чтобы перепродать акции при первой возможности. В России насчитывается около 200 000 флипперов, которые кочуют от одного IPO к другому. Горизонт инвестиций розничных инвесторов на IPO составляет в среднем пару дней и не выходит за пределы месяца. Успех IPO − капитализация для мажоритарных акционеров и возможность быстрого обогащения для флипперов − зависит от взаимодействия всех трех персонажей постановки.
Халиф на час
В первый торговый день после IPO может наблюдаться краткосрочный рост цены акции. Он определяет доходность от инвестиций в IPO: разность между ценой первоначального предложения и ценой закрытия первого торгового дня. Самостоятельное участие в IPO без профессионалов похоже на подбрасывание монеты, поскольку не гарантирует заработка. С 2014 по 2024 г. положительная доходность первого дня наблюдалась в половине случаев. Если бы инвестор участвовал во всех отечественных IPO подряд и продавал бы акции на закрытии первого дня, его средняя доходность составила бы 5%.
Большинство рассчитывают на счастливый билет: что им повезет и цена быстро пойдет вверх «ракета взлетит», как принято говорить в розничной среде. Эффективная доходность краткосрочных вложений в IPO, как правило, ниже. Флипперы резервируют бесплатные остатки денежных средств на счетах брокера на несколько дней. Некоторые из них используют маржинальное кредитование, т. е. покупают бумаги на IPO взаймы. Кроме того, на IPO действует более высокий брокерский тариф, чем по сделкам на вторичном рынке. Резервируемые суммы в большинстве случаев кратно превышают объем удовлетворенной заявки из-за избыточного спроса («переподписки»). Отношение положительной переоценки акций по удовлетворенной заявке к общему объему резервируемых сумм, как правило, невелико. Даже при двузначном росте курса в первый торговый день эффективная доходность может быть ниже, чем при самом консервативном вложении − покупке паев фонда денежного рынка.
Инвестор в IPO может оказаться халифом на час из арабского сборника «Тысяча и одна ночь». День IPO иногда выглядит как невероятная удача, однако с наступлением сумерек и подсчетом доходности иллюзия развеивается. Чарам иллюзии не подвержены те, кто хорошо разбирается в рынке или работает через профессиональных посредников. Несмотря на неопределенность результатов, IPO всегда остается в центре внимания из-за его важности для расширения перечня активов, доступных для инвестиций, капитализации фондового рынка и селекции «хороших» эмитентов.