Рыбу подтягивают к потребителю
Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями, чтобы улучшить предложение и качество рыбной продукции на прилавках
Одна из крупнейших торговых сетей — «Перекресток»— впервые в истории ретейла напрямую договорилась с одним из крупнейших рыбодобытчиков — Русской рыбопромышленной компанией (РРПК) — и рыбопереработчиком «Агама» о поставке продукта напрямую в сеть под торговой маркой «Люди любят». Такая модель взаимодействия исключает не только дистрибуторов, но и несколько этапов переработки и хранения рыбы. В результате вкусовые качества продукта сохраняются, на чем делает акцент «Перекресток» в расчете на повышение покупательского спроса.
Несколько дней назад участники сделки подвели первые итоги сотрудничества. Эффект превзошел ожидания: продажи обычно мало востребованного минтая за полгода выросли в «Перекрестке» на 30% — именно за счет реализации его под собственной торговой маркой «Люди любят». X5 Group, владелец «Перекрестка», планирует наладить такую же схему работы с другими промысловиками и по другим видам морепродуктов. Эксперты уверены, что вслед за «Перекрестком» за прямыми массовыми закупками у рыбаков с последующими заказами на переработку у рыбзаводов потянутся другие торговые сети, что в целом позволит увеличить производство рыбной продукции из более свежего качественного сырья.
Из моря — на прилавок
Соглашение о совместной работе X5 Group в лице руководства «Перекрестка» и РРПК заключили в марте прошлого года. Речь шла о прямых поставках «Перекрестку» минтая, выловленного в Беринговом и Охотском морях, в объеме 1200 тонн до конца 2026 года. Согласно договору, суда РРПК вылавливают минтай и там же, в море, перерабатывают его в филе без шкуры и замораживают. Затем третий участник соглашения — ветеран рыбопереработки «Агама» — по заказу «Перекрестка» упаковывает филе в брендированные пакеты «Люди любят» в разном весе. «Перекресток», в свою очередь, обязался доставлять этот минтай в свои магазины в 46 российских регионах (всего в их сети 972 магазина). В компаниях заверяют, что в результате продажи этой самой добываемой в стране (но не самой любимой) рыбы резко выросли.
«Многие годы российский ретейл работал только с производителями готовой продукции и дистрибуторами, но напрямую с рыбодобытчиками — никогда. Работа напрямую позволит обеспечить абсолютную прослеживаемость качества рыбы от вылова до полки», — говорит директор категорий «ультрафреш», «фрукты» и «овощи» торговой сети «Перекресток» Александра Сухарева.
Директор по стратегии и коммерческим вопросам РРПК Савелий Карпухин рассказывает, что обычно минтай подвергается большому числу этапов переработки, переупаковки, некачественному хранению — в результате потребители часто получают «скучный невкусный продукт». «Современный флот РРПК позволяет перерабатывать свежевыловленный минтай в филе прямо в море и там же подвергать его шоковой заморозке. Поэтому созданный природой вкус и полезные свойства дикой белой рыбы сохраняются», — говорит Савелий Карпухин.