Транспортная доступность Белгородской и Иркутской областей

ЭкспертАвто

Время на скорость не равно пути

Берт Корк

В Белгородской области дороги регионального значения четырехполосные и в основном довольно пустые. При этом область не может пожаловаться на отсутствие экономической динамики, и совершенно точно хорошая логистика внесла в эту динамику существенный вклад. Таким образом, тезис, что дороги должны иметь очень плотный трафик, для того чтобы окупиться, Белгород опровергает.

Корреспондент «Эксперта» проинспектировал транспортную доступность Белгородской и Иркутской областей. Если белгородец и иркутянин одновременно выйдут из дома и поедут в ближайший крупный населенный пункт на работу при условии, что это должно занять час, то первый доберется до любого населенного пункта области, а второй может оказаться только в соседнем селе.

Россия — страна большая и по преимуществу автомобильная. Автотранспорт остается основным средством передвижения, утверждает статистика: в стране всего 1543 тыс. километров дорог общего пользования, хотя из них только миллион километров имеет твердое покрытие. Для сравнения: железнодорожных путей в стране всего 87 тыс. километров. При этом проблема транспортной доступности в регионах остается серьезной. В то время как федеральный центр строит новые дороги высшей технической категории, 40% дорог межмуниципального сообщения не соответствует нормативным требованиям и на территориях, не имеющих круглогодичного доступа к дорогам общего пользования, находится 46 тыс. населенных пунктов страны, или 26% их общего количества. «Эксперт» попытался разобраться, как сегодня решаются задачи транспортной доступности в регионах с разными географическими и климатическими условиями. Если есть регионы, где эту проблему удалось решить, — как им это удалось? И что нужно сделать там, где это пока не получилось?

Дочь едет в школу

Из дома Александр Дубино, глава белгородского байк-клуба «Оплот», обычно выезжает в семь утра. В рабочие дни он отвозит дочек в школу, в Белгород. Он живет в десяти километрах к югу от Белгорода, в поселке Таврово. Когда-то это было обычное депрессивное село, а сейчас здесь одно из многочисленных ИЖС (индивидуальное жилищное строительство, программа застройки пригородов односемейными домами). Поселки ИЖС здесь строят «виноградными гроздьями» на всех крупных радиальных трассах, ведущих в областной центр, и вокруг Таврово понастроили «сателлитов» — Таврово-2, Таврово-3…

— В последние годы многие переезжают жить за город. У многих родители умерли, остался дом. Я сам в городе прожил девять лет и терпеть его не могу. Канализация течет, лифт ездит, кошки мяукают, соседи ругаются, — рассказывает Александр, улыбаясь. — Мы переезжали в феврале, новый район, ничего не убирали, улицы не освещали. Жена две недели плакала: «Как я отсюда в город буду ездить?» Потом нам расширили дорогу, сделали три выезда во все стороны, нет такого, что мы стоим в пробке еще у себя, на выезде. Пустили регулярные автобусы. Построили небольшой ТЦ. В общем, строят всё свое. У меня девочки в город ездят только в кино сходить. Средней дочери пятнадцать лет, хочет погулять. Туда на такси — двести рублей, безопасно, легко контролировать. Не переживаю.

Когда Александр работал на северо-востоке Белгорода, приходилось ездить через весь город, но потом бывший губернатор Евгений Савченко достроил объездную дорогу, замкнув кольцо вокруг города, и Александр стал добираться до работы за пятнадцать-двадцать минут неспешной езды: остановишься покурить, помочь кому-нибудь с машиной — и все равно приезжаешь вовремя. Потом завел собственный строительный бизнес в Краснодарском крае. Мотается туда раза два в месяц — на машине это десять часов, или почти тысяча километров. Двести километров на восток, до Алексеевки, это на границе с Воронежской областью, он проезжает быстро — опять спасибо Савченко, который построил современные четырехполосные магистрали до всех промышленных «центров притяжения» области, а в Алексеевке стоит «Эфко», крупнейший в стране производитель майонезов и подсолнечных масел. За границей области и ближе к Краснодару дорога становится хуже — от высоких летних температур асфальт плывет, образуется «гармошка», которую водители называют «плавуны».

Иногда Александр по делам ездит в Москву — объезжает по кольцу Белгород и поднимается по карте на север — сто километров до соседнего Курска, восемь часов до Москвы по федеральной трассе Москва — Симферополь. Раньше по ней люди ездили в Крым, движение было таким плотным, что на границе с Харьковской областью продавали места в очереди на таможню. Но в 2014 году Украина закрыла границы, и южное направление трассы стало маловостребованным. Теперь Белгородская область находится в полутупичке: на юге и западе ее подпирает Украина, и стратегических направления осталось два — на Москву и на Воронеж.

— Дороги у нас хорошие, только весной начинаются проблемы с ямками: снег тает, вода ночью замерзает и разрывает асфальт. А о пробках мы давно забыли, — говорит Александр, как все байкеры, очень придирчивый к качеству полотна. — Я грамотный водитель и знаю: задержишься дома до полвосьмого утра или едешь обратно вечером, часов в шесть-семь, трафик на въезде в город уплотнится, придется ерзать по дороге. Но стоим, только если авария, а это бывает редко.

В полвосьмого он уже в школе. Младшая дочь идет на уроки. В полдень ему нужно будет приехать сюда еще раз — забрать ее, привезти среднюю дочь на вторую смену. Скоро в Таврово построят свою новую школу, и дочь переведется поближе к дому. Средняя к тому времени уже закончит учебу. Не нужно будет каждый день ездить в Белгород, уплотнять городской трафик…

Карта. Транспортная схема Белгородской области. Белгородская область имеет развитую транспортную сеть, позволяющую добраться до работы за час и меньше практически из любого места. Ее отличает распространенность четырехполосных дорог регионального значения, что для России пока, увы, нетипично

Эталонный европейский юг

С точки зрения транспортной доступности Белгородская область почти идеальный пример. Белгород последние два года подряд получал приз «Золотой каток» за лучшие показатели нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД) и по качеству дорог занял второе место в стране в рейтинге «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог». Отчасти никакого «белгородского феномена» нет, область — это небольшое европейское образование на территории русской равнины с исторически сложившейся транспортной сетью и умеренным климатом. Дороги в Белгородской области нужно было привести в порядок: проверить малые искусственные сооружения (водопропускные отверстия, мостики), грамотно спланировать программу ремонта и расширения дорог.

Но все, что сделали на локальном уровне, — это заслуга команды губернатора. Сегодня в Белгороде очень сильный дорожный комплекс. Бывший губернатор Евгений Савченко в 2010 году принял стратегическое решение о реконструкции и развитии дорожной сети. До этого, как и везде, были узкие небезопасные дороги в райцентры, в запущенном состоянии и с минимальным финансированием. За десять лет в области завершили программу реконструкции, полностью реконструировав и отремонтировав все радиальные трассы, — на Старый и Новый Оскол, Алексеевку, Ракитное, на Шебекино — Волоконовку — Ровеньки, на Никольское. Потом отремонтировали дороги межмуниципального сообщения, связав их в единую сеть с радиальными (ведущими с периферии в областной центр) трассами.

Сегодня кольцевая структура транспортной сети города признана наиболее эффективной: охватывая город на разных разрастающихся диаметрах, кольца отводят транспортные потоки с его центральной части. Эту задачу тоже решили еще при Савченко. Он достроил вокруг города 70 км объездной дороги, полностью замкнув кольцо. Это позволило перенаправлять потоки, которые раньше шли через центр города, в любом направлении. Транзита через город сегодня нет — все идет в объезд.

— Заслуга Савченко в том, что он распорядился реконструировать дороги, соединяющие «точки притяжения». Он всю жизнь проработал в области и без карт понимал, что, как и где работает — где заводы, где поля, — говорит доцент кафедры эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ имени Шухова Алексей Боровской. — Теперь грузооборот идет напрямую, не заходя в города — логистические центры. У нас сельскохозяйственный регион, и дороги «вытаскивают» на себе всю уборочную кампанию. Реорганизация позволила ускорить доставку грузов в центры переработки, которые раскиданы по всей области, — сахарные заводы, зернохранилища…

Последние три года в Белгороде продвигается принцип «дорога должна быть красивой». Дорожники строят от «фасада до фасада» — вместе с дорогой благоустраивается все окружающее ее пространство. Проходя через населенные пункты, делают «развертки» — архитектурно-художественные концепции прилегающих территорий. Людям проводят подъездные пути к домам, при этом мотивируя их ремонтировать и красить заборы и фасады в одном стиле в частных домах и на коммерческих объектах. Это делается в сотрудничестве с муниципалитетами.

В Белгородской области к каждому ИСЖ проложена качественная дорога

Сезонные проблемы с ямочным ремонтом вообще характерны для страны со сложным климатом.

— Чтобы содержать дороги в нормативном состоянии, нам нужно раз в четыре года менять верхний слой асфальта. На это нужно двадцать два миллиарда рублей в год. А у нас в прошлом году было пятнадцать, а в этом всего девять. Просрочка межремонтных сроков приводит к образованию ямочности, к трещинам. Это связано с естественным износом: верхний слой истирается, влага попадает в нижние слои асфальтобетона, менее прочные. Весной в морозы в них появляется лед, который разрывает полотно. В этом сезоне весна только началась, а у нас было сорок переходов через ноль. Если года два-три ничего не делать, все дороги будут в ямках, — размышляет начальник областного департамента строительства и транспорта Белгородской области Евгений Глаголев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый холокост Первый холокост

Религиозный фанатизм крестоносцев первыми ощутили на себе евреи

Дилетант
30 до 30. Наука и технологии 30 до 30. Наука и технологии

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Наука и технологии

Forbes
Мобильный офис Мобильный офис

Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России

Forbes
Биоупаковка из стаканчика Биоупаковка из стаканчика

СОЭМЗ — предприятие, создавшее новое направление переработки макулатуры

Эксперт
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
На краю стою На краю стою

Волонтуризм — ваш главный тренд этого лета

Vogue
Пленные второго сорта Пленные второго сорта

Нацистская пропаганда объявила пленных советских солдат «недочеловеками»

Дилетант
Точность классических часов оказалась прямо пропорциональна темпу производства энтропии Точность классических часов оказалась прямо пропорциональна темпу производства энтропии

Ученые: между точностью измерения времени и энтропией может быть линейная связь

N+1
Личная жизнь Анны Австрийской Личная жизнь Анны Австрийской

Анна Австрийская считалась самой красивой женщиной Европы своего времени

Дилетант
Жители стоянки Вучедоль эпохи ранней бронзы пострадали в детстве от поротического гиперостаза Жители стоянки Вучедоль эпохи ранней бронзы пострадали в детстве от поротического гиперостаза

Археологи исследовали черепа людей из Хорватии древностью более 4 тысяч лет

N+1
Известковые отложения указали на регулярное обслуживание самого большого акведука Известковые отложения указали на регулярное обслуживание самого большого акведука

Акведук из Константинополя поддерживали в рабочем состоянии 700 лет

N+1
«Не радость» Байдена: как личные проблемы могут стать общественными «Не радость» Байдена: как личные проблемы могут стать общественными

Джо Байден стал старейшим президентом Штатов за всю историю страны

Naked Science
Наталия Репина: Жизнеописание Льва Наталия Репина: Жизнеописание Льва

Глава из романа «Жизнеописание Льва» о современном юродивом

СНОБ
7 правил выживания. Как вести себя во время вооруженного нападения в школе 7 правил выживания. Как вести себя во время вооруженного нападения в школе

Что делать подростку, если на его школу напали?

СНОБ
Нежные красотки! Как выглядят дочери Воли, Галустяна и других звезд Comedy Club Нежные красотки! Как выглядят дочери Воли, Галустяна и других звезд Comedy Club

Каких очаровательных наследниц воспитывают звезды Comedy Club

Cosmopolitan
Жора Крыжовников, Евгений Сангаджиев и другие кинодеятели — о фильмах, которые их сформировали Жора Крыжовников, Евгений Сангаджиев и другие кинодеятели — о фильмах, которые их сформировали

Крыжовников, Сангаджиев, Андрющенко и Врубель о фильмах, которые на них повлияли

Esquire
Светлана Бронникова: «Мы живём в мире, где худое тело имеет высокую ценность» Светлана Бронникова: «Мы живём в мире, где худое тело имеет высокую ценность»

Что приводит к РПП и поддается ли оно коррекции

Здоровье
В Кении обнаружили древнейшее захоронение человека в Африке В Кении обнаружили древнейшее захоронение человека в Африке

Умершего 78 тысяч лет назад ребенка назвали Мтото

N+1
От чего зависит твой рост? От чего зависит твой рост?

От чего зависит, достигнешь ли ты своего максимального потенциала в росте

Maxim
Респектабельный центр Респектабельный центр

Апартаменты, в которых сочетаются респектабельные традиции и современные решения

Идеи вашего дома
Дом среди сосен Дом среди сосен

Дом рядом с горнолыжным курортом

SALON-Interior
Что делать, если машину повредили на мойке. Инструкция и советы Что делать, если машину повредили на мойке. Инструкция и советы

Кто ответит за повреждения, которые обнаружились на автомобиле после мойки?

РБК
Сооснователь Netflix: Ваша идея — отстой. Но это вообще не важно Сооснователь Netflix: Ваша идея — отстой. Но это вообще не важно

Вы должны перестать думать и начать делать

Inc.
Почему ваш смартфон заряжается так долго: 8 самых популярных причин Почему ваш смартфон заряжается так долго: 8 самых популярных причин

Причин, которые могут повлиять на длительность зарядки смартфона

CHIP
Когда был начертан загадочный Великан из Серн-Эббас? Когда был начертан загадочный Великан из Серн-Эббас?

Великан из Серн-Эббас оказался древнее, чем многие думали

National Geographic
В книге 17 века о насекомых сохранилась бабочка. Она лежала рядом со своим изображением В книге 17 века о насекомых сохранилась бабочка. Она лежала рядом со своим изображением

Сотрудница библиотеки Кембриджского университета нашла бабочку в книге XVII века

National Geographic
Высокий дух Нижнего Высокий дух Нижнего

Нижний Новгород является одним из главных центров русской православной культуры

Дилетант
99 из 100 городов с наибольшими экологическими рисками находятся в Азии 99 из 100 городов с наибольшими экологическими рисками находятся в Азии

Азиатские города подвергаются наибольшему риску из-за экологических проблем

National Geographic
Биткоин – все еще валюта будущего? Биткоин – все еще валюта будущего?

Стоит ли доверять биткоину, и что стоит за этой валютой?

Популярная механика
4 важные книги для тех, кто хочет бросить себе вызов 4 важные книги для тех, кто хочет бросить себе вызов

Книги, которые вдохновят вас на реализацию своей мечты

Популярная механика
Открыть в приложении