В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

14 февраля на экраны кинотеатров вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина», который за первый же уикенд собрал 417 млн рублей, возглавив российский прокат. Историк культуры Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с номинантом на премию «Оскар» Юрой Борисовым в роли главного русского поэта и почему идея создателей потерялась в танцах и сомнительного качества песнях
Судьба главного национального поэта была впервые экранизирована буквально через пару лет после появления синематографа в России. «Жизнь и смерть Пушкина» 1910 года за пять минут излагает его биографию в нескольких сценах: лицей, встреча с Николаем I, дуэль. Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» 2025 года, с поправкой на экранные технологии XXI века, делает то же самое: схематично излагает дюжину эпизодов жизни поэта, и без того более-менее известные зрителю.
Пушкин (Юра Борисов — тот же, что везде, но с кудрями) вырастает из лицеиста в модного поэта, дружит со статусным коллегой Жуковским (Илья Любимов), враждует с начальником тайной полиции Бенкендорфом (Сергей Гилев), соблазняет графиню Воронцову (Анна Чиповская), чуть не становится декабристом, но налаживает отношения с царем (Евгений Шварц), женится на Наталье Гончаровой (Алена Долголенко) и погибает на дуэли с Дантесом (Флориан Дебиендра).

Но главное — это мюзикл. Каждому основному сюжету из жизни Пушкина в фильме соответствует песенно-танцевальный номер; так и только так режиссер Феликс Умаров, для которого это первый полнометражный фильм, превращает историю, лишенную сюрпризов, в большой аттракцион. Пушкин сотоварищи в танце вышагивают по питерской улице, в порыве вдохновения под музыку летает среди исполинских изваяний своих персонажей; сцену супружеской ревности, разъедающей Александра Сергеевича, сопровождает хор толпы: «Раз налево и снова налево — конем пошла твоя королева».
В фильме о поэте в целом звучит очень много стихов, написанных не им — среди авторов текстов можно найти музыкантов и сочинителей Айгель Гайсину (АИГЕЛ), Надежду Грицкевич (Наадя), Вадика Королева (Окуджав), Юрия Музыченко (The Hatters). Сценарист — тоже заметный автор и исполнитель песен Василий Зоркий, но причастность талантливых песенников к «Пророку» вызывает удивление: тексты преимущественно кажутся составленными наспех и плохо отредактированными, иногда они откровенно режут слух.