Не хочу учиться!
Ребенок всегда был хорошистом или отличником, но вдруг скатился до троек? Начал прогуливать уроки и из-под палки делать домашнее задание? Родители в панике, ломают голову, как заставить его учиться... в самом деле – как?!

Одни в такой ситуации хватаются за ремень: «Я из тебя дурь-то выбью!» Другие запугивают: «С такими знаниями будешь туалеты на вокзале мыть!» Третьи отчитывают: «И в кого ты такой бестолковый?» Четвертые пытаются внедрить в семье рыночные отношения – мотивируют рублем: «Напишешь контрольную на «пять», получишь 100 рублей». Однако с точки зрения психологии все эти способы неэффективны и даже вредны. Унижение вызовет ответную агрессию и настроит ребенка против родителей («Меня никто не любит, им нужны только мои оценки»). Станешь «подмазывать» рублем – скоро потребуется вознаграждение за каждый чих, рискованный путь. Мотивацию к учебе нужно повышать другими методами.
Но сначала попробуем выяснить, куда она делась, эта самая мотивация.
7 причин нелюбви к школе
1. Не сложились отношения с преподавателем
Иногда ребенку кажется, что учитель настроен к нему враждебно. И часто – это только кажется. Например, преподаватель строг и требователен, а ученик принимает это на свой счет. Некоторые дети обижаются, даже когда учитель называет их по фамилии, а не по имени. Хотя, бывает, ребенок действительно попадает в разряд нелюбимчиков. Порой просто потому, что имеет свое мнение, а учителю это не нравится. Но чаще – за дело: грубит, перебивает, не слушает... Задача родителей – не рубить сплеча, а спокойно разобраться в ситуации, выслушав обе стороны.
2. Дразнят одноклассники
Проблемы со сверстниками – еще одна причина нежелания идти в школу. Могут дразнить из-за фамилии, оттопыренных ушей, полноты, заикания, неспособности постоять за себя и пр. Могут даже объявить бойкот и всеми силами выживать из класса. Это, конечно, драма для ребенка, но опять же нужно понять причину конфликта.
Не исключено, что он сам настроил против себя одноклассников: бил девочек или стучал на приятелей. Тогда без воспитательных бесед не обойтись (только по-хорошему). Если же дети сделали его изгоем из-за дефектов внешности, вариантов два. Первый – научить давать отпор (необязательно физически). Второй – перевести в другой класс или школу.
3. Непонимание предмета
У всех детей есть предметы, которые им даются хуже. Решить проблему легко – попросить учителя позаниматься с чадом дополнительно. Нагонять нужно много? Поможет репетитор. Отвращение к учебе пройдет, как только школьник почувствует себя «в теме».
4. Неинтересно учиться
Если сын или дочь опережают сверстников по всем предметам, в школе им может быть скучно. Они приносят хорошие оценки, но особого рвения не наблюдается. Оптимальное решение – перевести ребенка в школу с более сильной программой.
5. Физиологические причины
Если ребенок непоседлив и гиперактивен, ему трудно сосредоточиться и высидеть уроки (особенно это касается учеников младших классов). Он вертится, смотрит в окно вместо того, чтобы слушать учителя. В итоге получает пару за поведение и не хочет ходить в школу. В этом случае полезно поговорить с учителем, чтобы вместе выработать план действий по «укрощению» непоседы. В средней и старшей школе – другая проблема: хроническая усталость. Уроки, кружки, секции, репетиторы съедают все силы ребенка. Плохие оценки в такой ситуации – меньшее из зол. Хроническая усталость может привести к неврозу, мигреням, гастриту. Выход один – разгрузить чадо, оставив самое интересное и важное для ребенка.
6. Отсутствие стимула
Психологи утверждают, что сейчас дети почти не мечтают. У них есть все – компьютер, куча игрушек, навороченные гаджеты, красивая одежда... Им не к чему стремиться. Зачем им лезть из кожи вон? В надежде, что родители в конце четверти за хорошую успеваемость купят ролики или телефон? Они и так купят. Зачем зубрить физику с математикой, если сейчас для многих деньги важнее образования... Здесь многое зависит от системы ценностей в семье, от готовности родителей говорить с ребенком, делиться с ним жизненными принципами, обсуждать происходящее.
О ложной мотивации
Родители часто стимулируют рублем не только двоечников, но и отличников. Но исследования показывают, что ребенок после этого может потерять интерес к учебе. Излишнее вознаграждение деятельности, которой чадо и так занимается с удовольствием, отбивает желание делать это дальше. Все должно быть в меру. Еще одна ошибка – культивировать в ребенке чувство вины, чтобы заставить его учиться: «Мало того что нас бросил твой отец, так еще и ты огорчаешь меня двойками». Ребенок не виноват, что кто-то кого-то бросил.
Кто виноват...
- Исследования показывают, что желание учиться у школьников из года в год падает. Причем если раньше «нехочуха» поражала только старшеклассников, то сейчас филонят даже маленькие дети. Во многом это связано с нервными и физическими перегрузками, которые испытывают современные школьники. Но врачи выдвинули еще одну версию – желание учиться отбивают парты. Если они без наклона, ребенок быстрее устает, ведь приходится по нескольку часов сидеть согнувшись.
...и что делать?
- В некоторых школах эту проблему решили проблему: рядом с партами поставили конторки, за которыми можно работать стоя. Каждые 15 минут дети меняются местами: кто сидел – тот встает, и наоборот.
Уроки – это интересно
А вот чего делать нельзя – заставлять ребенка учиться угрозами и запретами. Они сработают лишь на время. С подростком же вообще такие штуки не пройдут. Ребенок должен сам захотеть учиться. А задача родителей — его направить и поддержать.
МОТИВАЦИЯ – ШТУКА ТОНКАЯ. Сын или дочь проснулись с желанием начать с понедельника новую жизнь, но первая же неудача, допустим, трояк по русскому, могут свести мотивацию к нулю. Нужно подбадривать ребенка и не ждать мгновенных результатов.
НЕ ДЕЛАЙ УРОКИ ЗА НЕГО. Многим родителям проще решить за дочь задачку по алгебре или написать за сына сочинение, чем вдалбливать им задание. Но вскоре ребенок привыкнет к такому положению вещей и даже не будет пытаться делать уроки самостоятельно.
ЗЕВАЕТ ОТ СКУКИ? Сделай занятие веселым, динамичным, нестандартным. Например, если у ребенка пробелы по истории, отведи его в исторический музей – увидев экспонаты, он лучше запомнит даты и события.
ИНТЕРЕСУЙСЯ ЖИЗНЬЮ РЕБЕНКА. Не отметками, а именно жизнью: что ему нравится, что беспокоит, с кем дружит... Он должен чувствовать, что мама с папой его любят независимо от оценок.
ХВАЛИ РЕБЕНКА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ. А не просто так: «Ты у меня самый умный» . Иначе у «самого умного» разовьется звездная болезнь, и он не будет прилагать усилий к дальнейшему развитию.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl