Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении

В деловой переписке 42% россиян не нравятся грамматические ошибки, 34% не любят получать письма и сообщения в нерабочее время, 33% — голосовые сообщения, а еще 12% считают недопустимым переход на «ты» при отсутствии такой договоренности. Forbes Life узнал, что больше всего раздражает в деловом общении и попросил экспертов и предпринимателей прокомментировать главные ошибки.
«Цифровизация не только ускорила темп деловых коммуникаций, но изменила формат общения. Она научила тщательно подбирать слова и взвешивать свои действия, — уверена Екатерина Дронова, основатель и директор «Академии дипломатического и бизнес-протокола», дипломированный бизнес-тренер. — Теперь все, что вы делаете, говорите или пишете, может быть оцифровано против вас». Forbes Life изучил исследования и поговорил с топ-менеджерами и предпринимателями, чтобы рассказать, на что нужно обратить внимание в деловом общении.
1Сокращения
Согласно исследованию, опубликованному в 2024 году Journal of Experimental Psychology, 99,3% отправителей текстовых сообщений используют аббревиатуры «hru?» вместо «how are you», или сокращения — «really» до «rly». При это ученые выяснили, что подобные переписки часто воспринимаются как неискренние, что ухудшает коммуникацию. Люди, которые использовали сокращения, как правило, реже получали ответ, чем те, кто писал слова полностью, а если ответ был, то тоже оказывался коротким. И хотя молодые люди использовали больше сокращений, негативный эффект оставался, утверждают исследователи. По их мнению, такая реакция может быть связана с теорией социального обмена, когда вложенные усилия пропорциональны ответным.
«Аббревиатуры требуют чувствительности к контексту, — считает эксперт по деловым и антикризисным коммуникациям, основатель PR-агентства «Матрешка» Наталья Глазунова. — Например, в деловой переписке внутри команды, где все на «одной волне», сокращения типа KPI или ASAP вполне приветствуются». Но при этом, по опыту Глазуновой, использование аббревиатур может стать и камнем преткновения при общении с клиентами или партнерами. Так, один ее клиент в возрасте 45 + сменил подрядчика на этапе деловой переписки. Неведомые FYI («к вашему сведению»), UPD («обновление») вызывали у него чувство неловкости и непонимания.
Любовь Смертина, директор по маркетингу «МТС Линк» к аббревиатурам в мессенджерах относится с пониманием, иногда их использует, так как они экономят время. «Но здесь важно, чтобы сокращения были знакомы всем участникам чата и не затрудняли чтение», — предупреждает она Forbes Life.
«Если речь идет о словах вежливости, сокращения нежелательны в принципе», — объясняет эксперт по современному этикету, деловой этике и бизнес-коммуникациям, сертифицированный бизнес-тренер Татьяна Баранова. Один из ее слушателей помог своему коллеге в ущерб себе. В ответ получил лишь «ок спс», что его оскорбило, как будто старания были обесценены коротким посланием. Общение на этом прекратилось. «Я знаю, многие обижаются на «спс», но не знаю никого, кто бы пожаловался на «спасибо», — говорит Баранова.
2Телефон во время встречи
Исследование Бизнес-школы Маршалла при Университете Южной Калифорнии показало, что использование телефона во время деловых встреч раздражает начальство и коллег, а женщин и людей старше 40 особенно. Общенациональный опрос 554 штатных специалистов с годовой зарплатой более $30 000 выявил, что 86% считают неприемлемым во время встречи отвлекаться на телефонные звонки; 84% — неуместным писать текстовые сообщения или электронные письма. А ученые из Чикагского университета подтвердили, что одно лишь присутствие телефона в пределах досягаемости отрицательно влияет на когнитивные способности человека.