Сможет ли Россия совершить технологический рывок в новую авиационную реальность?

ЭкспертБизнес

Технологический рывок за десять лет

Редакционная статья

Сергей Бобылев/ТАСС

В девяностые частенько приходилось слышать от производителей алюминия мечтательное: «Тонна алюминия в чушках стоит тысячу долларов, а тонна алюминия в самолете — миллион долларов».

Их грусть-тоску можно было понять: потребление крылатого металла собственной промышленностью, в том числе авиационной, упало на порядок, а экспортные каналы еще только отстраивались. Зато, когда они заработали на полную мощность, алюминщики в этой части потеряли повод для жалоб на жизнь: металл благополучно отправился на экспорт, возвращаясь к нам… в виде самолетов. Отечественные самолеты довольно быстро выводились из эксплуатации — какие по выслуге лет, а какие и при помощи европейских властей, как широкофюзеляжный Ил-86, обвиненный в повышенном уровне шума.

После этого собственный выпуск гражданских самолетов сократился до единиц в год, а авиапарк прирастал исключительно «боингами» и «эрбасами», которые порой были старше списываемых «илов» и «тушек».

Перелом произошел в 2008 году, когда свой первый полет совершил ближнемагистральный узкофюзеляжный Sukhoi Superjet 100. Сегодня эксплуатируется уже 155 этих машин, а до конца года их число увеличится еще на тридцать единиц.

Отношение к этому самолету разное: кто-то считает его слишком зависимым от иностранных поставок комплектующих, обвиняя производителя в том, что Sukhoi Superjet и российским-то назвать нельзя; кто-то недоволен тем, что на его создание ушло слишком много времени и денег; но есть и те, кто считает машину вполне успешной и эффективной. Среди них частные российские авиакомпании, парк которых полностью состоит из этих самолетов. Как говорится, практика — критерий истины: самолет слишком дорогая вещь, чтобы занимать место в ангаре.

МС-21, поставка которого заказчику ожидается в начале следующего года, — среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, имеющий самый широкий фюзеляж в своем классе. Это стало возможно благодаря тому, что на самолет устанавливается композитное крыло, имеющее большее удлинение. В отличие от Sukhoi Superjet, который был разработан с нуля, МС-21 — наследник еще советского авиапрома. По сути, он глубокая модернизация самолета Як-42. Правда, очень глубокая.

Более очевиден советский задел в турбовинтовом ближнемагистральном самолете Ил-114-300, который готовится к производству.

Ну а кто сказал, что преемственность — это плохо?

Другое дело, что новое время требует и новых подходов. Как говорят эксперты, в гражданском самолетостроении достигнут технологический потолок — какие-либо усовершенствования уже не дают существенного прироста эффективности. Производители конкурируют за единицы процентов веса, экономичности, рентабельности производства.

Очевидно, назрел прорыв, который, как прогнозируется, может реализоваться уже на рубеже следующего десятилетия. Поскольку наше авиастроение, по сути, еще только выходит на массовое производство самолетов, разработанных по уже отживающим свое технологическим принципам, собственных средств для включения в процесс разработки перспективной, отвечающей потребностям новых времен техники у него нет.

Вот правительство и предлагает распечатать общенациональную кубышку — ФНБ — и профинансировать отрасль, залив деньги и в производство, и в продажи, и в НИОКР.

И главный вопрос не в том, как и когда отрасль вернет вложенные в нее госденьги, а сумеет ли она действительно совершить технологический рывок в новую авиационную реальность. Ответ на него мы узнаем лет через десять.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интифада без смысла и перспективы Интифада без смысла и перспективы

Кто может извлечь выгоду из новой арабо-израильской войны

Эксперт
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Омниканальная мода Омниканальная мода

Российская индустрия моды стагнирует

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Авиадвижкам поддали тяги Авиадвижкам поддали тяги

На ПК «Салют» пущен в строй участок по производству деталей авиадвигателей

Эксперт
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Безупречный мерзавец Безупречный мерзавец

Гётевский Мефистофель изящен, остроумен, парадоксален

Дилетант
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
«Это первое поколение людей, которое живет в онлайн-формате» «Это первое поколение людей, которое живет в онлайн-формате»

Юлия Трус — о проблемах поиска персонала на удаленке, о «лентяях»

Эксперт
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Ледяные колокольчики Ледяные колокольчики

Что это за ледяные колокольчики, в изрядном числе свисающие над водой?

Наука и жизнь
На низких  оборотах. Причины  повышенной  утомляемости  и как их  устранить На низких  оборотах. Причины  повышенной  утомляемости  и как их  устранить

Когда повышенная утомляемость сигнализирует о серьезных проблемах со здоровьем

Лиза
Не хочу, не буду! Не хочу, не буду!

Как отказаться от сладкого так, чтобы не сорваться уже через неделю

Лиза
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Спортивный бонус Спортивный бонус

Сколько и каких бонусов принесет здоровью фитнес в течение жизни?

Лиза
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования

Какие авиакомпании безопаснее других за всю историю гражданской авиации

ТехИнсайдер
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
Открыть в приложении