Выбор бизнеса: бегать или договариваться?
Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов помимо прямого финансирования и налогового демпинга? Договариваться с бизнесом, создавать взаимовыгодные условия
Россия всегда имела большой опыт предпринимательской деятельности, ведь купцы, промышленники и ремесленники были движущей силой российского государства и оставили масштабный бизнес-след в его истории. Но в современных условиях, а именно после распада СССР, наша страна только-только формирует сферу предпринимательства: тридцать с небольшим лет — короткий период в масштабах всемирной истории. Учатся предприниматели, да и власть тоже учится. Получается по-разному. Иногда вроде и приняли тот или иной закон — обдуманно и взвешенно, — а на деле он не работает. Или хотели один результат — получили совершенно другой, не учли какие-то факторы. И таких примеров довольно много. А почему? Потому что важно слушать и слышать мнения всех
участников этого процесса, чтобы все они сходились воедино и не получалось, как в пословице: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги. А по ним ходить».
* Президент Вятской торгово-промышленной палаты.
В федеративном государстве все регионы должны, согласно логике и закону, иметь равные права. При этом в Российской Федерации объективно есть более развитые субъекты, а есть менее развитые. И здесь начинается не столько даже обсуждение, сколько принципиальный спор: кого поддерживать в первую очередь? Если тех, кто уже более развит, то они вырвутся вперед еще больше, а те, кто развивался недостаточно, на их фоне начнут деградировать. И этот разрыв со временем только увеличится. Если поддерживать неразвитых, это превратится в дестимулирование лидеров. Сложная в правильном конфигурировании ситуация, но заниматься ею надо обязательно. При этом заниматься аккуратно и принципиально!
Надо признать: мы наблюдаем определенную постепенную трансформацию — государство перешло от просто рейтинговой к конкурсной системе, например в сферах благоустройства, строительства социальных объектов или реализации проектов по софинансированию. Кто активнее, креативнее и способнее, тот и вырывается в этом спринте.
Но точно не во всем конкуренция является правильным принципом отбора лучших. Например, в отношении налоговых условий ведения бизнеса на местах. Можно допустить, что в эту историю изначально был заложен хороший смысл. Но на деле ряд субъектов используют это не как конкурентное преимущество, а как демпинг! Занимаясь, по сути, созданием в стране внутренних офшоров с минимальными налоговыми ставками, просто переманивая субъекты экономической деятельности на свои территории. Бизнес при этом не развивается, а просто перемещается. И в итоге теряют все. «Накручивается» количество предпринимателей внутри этих офшоров, но при этом, во-первых, снижаются поступления в консолидированный бюджет, а значит, проигрывает государство в целом, во-вторых, формируется неконкурентная среда,