Российская индустрия моды стагнирует

ЭкспертБизнес

Омниканальная мода

Российская индустрия моды стагнирует. Выживут компании, которые смогут укрепить свои бренды и встроиться во все доступные каналы продаж

Софья Инкижинова

Омниканальные продажи — рецепт выживаемости fashion-компаний в период стагнации и падения рынка. Charles Rex Arbogast/AP/TASS

На Fashion Tech Day 2021, прошедшем на минувшей неделе в рамках Российской недели текстильной и легкой промышленности, эксперты fashion-рынка вспоминали свои прошлогодние прогнозы с усмешкой: многие тогда переживали, что в 2020 году обороты компаний могут сократиться на три-четыре процента. Однако реалии минувшего года превзошли даже самые пессимистические ожидания: по данным Fashion Consulting Group (FCG), в 2020 году рынок российской моды упал на 25%, до 1,71 трлн рублей.

На снижение продаж одежды, обуви и аксессуаров повлияла пандемия, особенно карантинные меры весной прошлого года, когда розничные магазины были закрыты и россияне были вынуждены приобретать товары, не выходя из дома. Однако падение продаж в модной индустрии скорее долгосрочный тренд, который имеет уже многолетнюю историю и связан со снижением доходов населения, девальвацией рубля, закредитованностью компаний. Пандемия лишь усилила его скорость. Общий оборот fashion-рынка впервые начал сокращаться 2015 году и до сих пор не только не восстановил утраченные позиции, но и продолжает сжиматься.

В то же время fashion-компании, которые начали фокусироваться на онлайн-торговле, более оптимистичны: их аудитория растет (в том числе за счет пассивных ранее потребителей — мужчин и пожилых людей). Пока доля онлайн-продаж fashion-товаров в общем обороте невелика — порядка 15% общего оборота этой индустрии. Однако, по данным Data Insight, в 2020 году онлайн-продажи одежды, обуви и аксессуаров, включая реализацию на маркетплейсах, выросли на 37%. И именно интернет-торговля дарит сегодня надежду компаниям модной индустрии.

Мужчины заметили моду

Если рассматривать рынок e-commerce в целом, то одежда, обувь и аксессуары занимают на нем четверть. Локомотивом продаж служат маркетплейсы — например, в 2020 году больше всего товаров категории fashion продали Wildberries, Lamoda, Ozon, AliExpress и Bonprix. Вместе с мультибрендовыми интернет-магазинами они обеспечивают порядка 70– 80% всех fashion-продаж. Остальные товары модной индустрии потребители приобретают онлайн через монобрендовые интернет-магазины, социальные сети и сервисы частных объявлений.

График 1: Темпы роста офлайн-продаж замедляются, а онлайн- растут

По данным поисковика «Яндекса», с сентября 2020 года по январь 2021-го около 50% всех запросов россиян в категории fashion приходилось на одежду. При этом по сравнению с аналогичным периодом годом ранее наибольшей популярностью пользовалась мужская одежда: прирост запросов составил более 30%. Для сравнения: прирост запросов на детскую и женскую одежду — 13 и 12% соответственно. По наименованиям наибольший спрос был на спортивную и домашнюю одежду, кофты, жилеты, а в последнее время и на деловые костюмы (что свидетельствует о постепенном выходе людей с удаленки). Отрицательная динамика запросов сегодня приходится на категории «отдых и развлечения» в одежде: купальники, платья и юбки, в мужском гардеробе — на галстуки и бабочки.

В категории «обувь» мужчины тоже начинают занимать активную позицию: запросов в поисковике стало больше на 37% против 27 и 20% на женскую и детскую обувь соответственно. Что касается аксессуаров, то здесь выросли практически все подкатегории — например, запросов на ремни стало больше на 21%, на сумки — на 18%, но чаще всего искали перчатки — 38% (сказались холодные осень и зима). Среди украшений за последние пять месяцев увеличились запросы на ювелирные изделия, украшения и браслеты из золота, наручные часы, в том числе спортивные, тогда как бижутерия, напротив, стагнировала (ритейлеры объясняют это ростом инвестиционных вложений вследствие девальвации рубля).

Онлайн-ритейлеры, прежде всего маркетплейсы, подтверждают динамику запросов россиян. «Все истории про то, как люди скупают домашнюю и спортивную одежду, не шутки. Плюс рубашки, блузы, свитера продаются чаще брюк. Это отражение нашей реальности, так как многие люди стали работать дистанционно, через камеру в зуме видна в основном только верхняя часть одежды. Сильно выросло мужское потребление, спортивные категории, детская одежда. А вот платья и обувь на каблуках теперь берут реже», — рассказывает заместитель генерального директора Lamoda Group Юлия Никитина.

В период карантина ярко проявился тренд осознанного потребления. С одной стороны, на одежде и обуви стали больше экономить, с другой — люди приобретали в основном те товары, которые можно долго использовать. Среди прочего это означает, что многие переключились на премиальный сегмент. «Мы ожидали от потребителей экономного поведения и были удивлены, когда увидели, что премиальный сегмент по итогам года вырос на 65 процентов, в то время как средний и низкий росли почти вровень и гораздо меньшими темпами. Такое ощущение, что люди стали использовать качественную одежду и обувь как инвестиционный инструмент», — поясняет Юлия Никитина.

Другая волна потребительского поведения — патриотизм и интерес к отечественным торговым маркам. По данным Минпромторга, каждый второй россиянин считает, что российское происхождение бренда — это позитивный фактор, влияющий на его решение о покупке. Маркетплейсы и мультибрендовые онлайн-магазины рапортуют, что за последний год вырос ассортимент как нишевых дизайнерских брендов, так и локальных марок массмаркета. К примеру, в Wildberries уже почти половина fashion-товаров имеют российское происхождение.

График 2: Больше всего в интернете покупают товары краткосрочного пользования

За пакетами в интернет, за эмоциями — в офлайн

Впрочем, основным каналом сбыта по-прежнему остаются традиционные магазины. Массового закрытия магазинов за последний год не произошло. Однако поток покупателей в розничные точки существенно снизился. С арендованными торговыми площадями ритейлерам сегодня нужно что-то делать. Участники рынка сходятся во мнении, что в выигрыше омниканальные игроки и те, кто развивает либо собственный бренд сайта-продавца, либо собственный бренд. За минувший год практически все крупные игроки fashion-индустрии, даже если они в основном представлены в офлайне, стали занимать активную позицию в интернет-торговле. В ряде компаний появились структурные подразделения, которые занимаются доработкой имеющихся магазинов и совмещением офлайна с онлайном. Ритейлеры сегодня честно признаются, что в условиях падения покупательского трафика арендовать площади в торговых центрах только для того, чтобы они были складом для онлайн-магазинов, очень дорого. Нужно понимание, как дифференцировать продажи между физическими магазинами и онлайном: на данном этапе актуальная задача — как через онлайн-магазины реализовывать увеличившиеся из-за пандемии стоки офлайновых. На западных рынках остатки из всех магазинов уже давно направляют для продажи в онлайн. Их можно хранить на отдельном складе, а можно собирать их прямо с магазинных полок (второй вариант дороже, так как затраты на аренду помещений в ТРЦ высоки). Подобные технологии позволяют не только анализировать расходы в плане остатков, но и прогнозировать увеличение собственных продаж — например, более стандартизированные товары реализуются онлайн, а люксовый сегмент или уникальные предложения будут представлены в традиционных торговых точках.

Небольшие локальные fashion-марки, которые начинали свой бизнес с онлайн-продаж и, допустим, какого-либо одного маркетплейса, сейчас задумываются о расширении списка партнеров: некоторые идут на любые электронные площадки, лишь бы удержать продажи. Представители нишевых дизайнерских брендов встают на путь оптовых продаж, иногда создавая собственные марки для маркетплейсов, хотя раньше этого не делали и не собирались. Когда продажи снижаются, им требуется поддерживать имеющееся производство.

Christoph Schmidt/DPA/Picture-Alliance

По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, офлайн-игрокам переходить в онлайн сложно — это сокращение издержек, цифровизация и прочее. Даже H&M опоздал в онлайн. Но еще тяжелее приходится небольшим онлайн-компаниям, которые из-за обилия игроков вынуждены смотреть в сторону офлайна; иногда для этого требуется полностью менять имидж. «Сейчас конкуренция в онлайне возросла настолько, что мы для себя приняли решение выйти в офлайн тоже. К счастью для производителей, все магазины уже открыты и народ в них все-таки ходит», — подтверждает индивидуальный предприниматель и создатель торговой марки женской одежды Complimenti Татьяна Качура.

Омниканальность продаж неизбежно ведет к развитию технологий внутри компаний и цифровизации всей отрасли. «Технологии для стартапов — это возможность встать на один уровень с крутыми брендами. Для нашего маленького бренда это симметричные возможности, которые позволяют не оказаться под прессом крупных компаний и пробиваться вперед», — рассказывает коммерческий директор компании You Store Дмитрий Петровский.

Технологии становятся базой для бизнеса, без них невозможно конкурировать на рынке. Так, совладелец и генеральный директор Arctic Explorer Анатолий Цоир отмечает, что его компания сейчас ищет и развивает технологии по четырем направлениям: во-первых, формирование образа бренда и его подача потребителю через рекламу. Во-вторых, технологии необходимы для наращивания продаж; в-третьих, это аналитика бизнеса и целевой аудитории. И наконец, ключевая технология — производственная: умение производить хорошие качественные вещи на территории России.

График 3: Половина рынка фешн приходится на одежду

Очевидно, что формат взаимодействий fashion-компаний с потребителем будет меняться. Модная розница должна превратиться в некую экосистему, где комфорт покупателя первичен, и он волен сам выбирать, где ему совершать покупку, каким образом оплачивать товар (предоплата или постоплата; наличными, безналично, баллами), как его получить и т. д. Сегодня выросло другое поколение покупателей: это мобильные, практичные молодые люди, которые не привязаны к тому или иному бренду и любят комбинировать вещи. Большинство из них не расстаются со смартфонами и не видят необходимости идти в магазин за рутинным товаром и потом нести его домой в пакете, поэтому они заказывают все онлайн. У них другое отношение к брендам, так что российские торговые марки могут успешно конкурировать с грандами.

Вместе с тем современные потребители ждут эмоций, особенно от товаров модной индустрии. «Мы не считаем, что все сведется к шоуруму. Классическая розница с внедрением новых технологий будет развиваться, во всяком случае в нашей стране. Конечно, доля fashion в онлайне будет расти, но не исключено, что через некоторое время многим надоест покупать товары через интернет. Главное, чтобы потребителям было куда возвращаться», — заключает директор по маркетингу компании Zarina Антон Смирнов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За вами наблюдают, смиритесь За вами наблюдают, смиритесь

Сервис налоговой службы для хранения электронных чеков вызывает ряд вопросов

Эксперт
Нет денег на стильный гардероб? Придайте любимым вещам новое дыхание Нет денег на стильный гардероб? Придайте любимым вещам новое дыхание

Обязательно ли менять весь гардероб, чтобы не отставать от трендов?

Psychologies
Есть ли дружба между евреями и арабами Есть ли дружба между евреями и арабами

Что изменили «Соглашения Авраама» в раскладах на Ближнем Востоке?

Эксперт
Без надрыва, но с опытом: как женщины из бизнеса строят системную благотворительность Без надрыва, но с опытом: как женщины из бизнеса строят системную благотворительность

Руководительницы НКО, которые пришли в благотворительность из бизнеса

Forbes
Наступление электронных базаров Наступление электронных базаров

Маркетплейсы — наиболее динамично развивающийся формат торговли в России

Эксперт
7 привычек по-настоящему интересных людей 7 привычек по-настоящему интересных людей

Привычки, которые отличают действительно интересных собеседников

Psychologies
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
7 экологичных способов использования кофейной гущи 7 экологичных способов использования кофейной гущи

Кофейная гуща — полезный и универсальный продукт

РБК
Дело тонкое Дело тонкое

Как отечественная внешняя разведка изменилась за 100 лет

Огонёк
Питьевой режим при кормлении грудью Питьевой режим при кормлении грудью

Что нужно пить кормящим мамам и в каком количестве?

9 месяцев
Искусственный интеллект пока не может лечить Искусственный интеллект пока не может лечить

Чем технологии искусственного интеллекта могут помочь врачам

Эксперт
Как выбрать микроволновку и на что обратить внимание при покупке Как выбрать микроволновку и на что обратить внимание при покупке

Лайфхаки и советы для тех, кто выбирает микроволновку

CHIP
Путь нефтегаза к углеродному net zero Путь нефтегаза к углеродному net zero

Нефтегазовые компании трансформируются под воздействием «зеленых» трендов

Эксперт
Почему нас пугают фильмы ужасов Почему нас пугают фильмы ужасов

Ужасы пугают, а нам это нравится. Разбираемся с психологической точки зрения

GQ
Почему премия «Золотой глобус» отчаянно устарела Почему премия «Золотой глобус» отчаянно устарела

«Золотой глобус» — событие, на которое по-хорошему не нужно обращать внимания

СНОБ
Интервью с Daniel Shake и О!Марго Интервью с Daniel Shake и О!Марго

Daniel Shake и О!Марго о своем дуэте, новых песнях и творческой свободе

СНОБ
10 фактов, которые считались детскими мифами, оказались чистейшей правдой 10 фактов, которые считались детскими мифами, оказались чистейшей правдой

Детей находят в капусте, а быть водителем троллейбуса — круто

Maxim
Скульптурные торсы в деле: в Пушкинском сняли блокбастер с Дианой Вишневой Скульптурные торсы в деле: в Пушкинском сняли блокбастер с Дианой Вишневой

«Слепок» — фильм-балет, снятый в залах ГМИИ имени Пушкина

Forbes
Звездные падчерицы: Алферова, Ардова и другие артистки, которых воспитали отчимы Звездные падчерицы: Алферова, Ардова и другие артистки, которых воспитали отчимы

Актрисы рассказали о том, как их воспитывали отчимы

Cosmopolitan
Кладбище домашних животных в руинах античного порта указало на заботу о питомцах Кладбище домашних животных в руинах античного порта указало на заботу о питомцах

Жители города ухаживали за больными животными и хоронили умерших питомцев

N+1
Кормим по-новому Кормим по-новому

Вещи, которые изменились в отношении к грудному вскармливанию

Домашний Очаг
Не молчи: 17 отличных тем для разговора с девушкой, которые помогут узнать друг друга Не молчи: 17 отличных тем для разговора с девушкой, которые помогут узнать друг друга

О чем можно поговорить с девушкой, которая тебе нравится

Playboy
Новые космические бизнесы: Олег Мансуров Новые космические бизнесы: Олег Мансуров

Я работаю „в космосе“, потому что это может принести пользу для всего мира

Esquire
Голландский пациент Голландский пациент

Картина Рембрандта в центре судебного разбирательства

Robb Report
Одна вокруг света: от тропических лесов до лавандовой столицы Северной Америки Одна вокруг света: от тропических лесов до лавандовой столицы Северной Америки

110 серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Вакцина против гендерных стереотипов: как работает женское менторство в России и мире Вакцина против гендерных стереотипов: как работает женское менторство в России и мире

Как менторство помогает справиться с неуверенностью и преодолеть стереотипы

Forbes
Письмо позднего отца, или Как возглавить детский поход в виртуальность Письмо позднего отца, или Как возглавить детский поход в виртуальность

Не надо жаловаться на то, что дети проводят свободное время в виртуальном мире

СНОБ
10 самых странных и страшных растений 10 самых странных и страшных растений

Представляем хит-парад самых одиозных представителей мира флоры

Maxim
«Кричат и выгоняют»: почему нельзя осуждать за публичное кормление грудью «Кричат и выгоняют»: почему нельзя осуждать за публичное кормление грудью

Публичное кормление грудью — постоянный предмет дискуссии

Cosmopolitan
Поплывем по волнам Поплывем по волнам

Актриса Мария Горбань вышла замуж и эксклюзивно поделилась фото этого события

OK!
Открыть в приложении