Стекло становится легче на подъем
Производство «сверхлегких» стеклянных бутылок поможет снизить транспортные и производственные расходы, а также уменьшит углеродный след российских предприятий
Пивоваренная компания AB InBev Efes в Новосибирске начала разливать свою продукцию в самую легкую стеклянную бутылку в России объемом 0,45 л. И хотя вес бутылки снизился всего на 11%, с 265 до 235 граммов, разница позволит уменьшить выбросы углекислого газа в цепочке поставок предприятия на 10% в расчете на одну условную единицу, ежегодно экономить не менее 5000 тонн стекла, увеличить загрузку автофур и сократить число рейсов.
С точки зрения производства и утилизации стекло считается достаточно экологичным материалом: оно изготавливается из природных компонентов — песка, соды, доломита, известняка — и подлежит полной переработке. То есть стекло, в отличие от пластика, можно расплавить и затем отлить из получившейся массы новое изделие без потери качества, причем таких циклов может быть неограниченное количество. Однако у этого материала есть серьезный минус — вес. Из-за этого многие производители напитков делают выбор в пользу пластиковой тары. Облегченная бутылка открывает новые перспективы в использовании стекла — с точки зрения как экологии, так и экономики.
Тонкое, но крепкое
Бутылки, названные сверхлегкими, изготавливает завод «Сибстекло» (входит в РАТМ Холдинг) — крупнейший производитель бесцветной и цветной стеклотары в азиатской части России. Выпускают их по известной технологии NNPB (Narrow Neck Press and Blow, «узкогорлое прессовыдувание»), позволяющей снижать вес изделий при сохранении литража и прочностных характеристик. Эту технологию «Сибстекло» освоило еще в 2014 году. С тех пор доля сверхлегкой стеклотары в общем объеме выпуска завода увеличилась в 7,5 раза — до 75%, или 606 млн стеклоизделий в 2022 году. С течением времени технология совершенствуется и бутылки становятся все легче. А значит, растет и производительность: например, из тонны стекломассы можно сделать 3773 бутылки весом 265 граммов или 4255 суперлегких 235-граммовых — на 13% больше.
Сейчас специалисты «Сибстекла» предложили конструктивное решение для изготовления бутылок пива «Старый мельник из бочонка» AB InBev Efes на основе технологии NNPB. Добиться прочности тары удалось за счет перераспределения толщины стекла. Диаметр бутылки уменьшился на 1 мм, но литраж и высоту удалось сохранить. Облегченная бутылка отвечает всем требованиям к геометрии, светопропусканию, сопротивлению гидростатическому давлению. Изделие выдерживает ударные нагрузки, которые возникают при розливе напитков: поскольку пиво содержит углекислый газ, его разливают под давлением и на высокой скорости.
«После начала выпуска продукции в сверхлегкой бутылке в Новосибирске такую упаковку планируется внедрить и на других заводах AB InBev Efes: в Омске мы уже работаем с новой бутылкой, переход во Владивостоке предполагается в ближайшие пару месяцев», — комментирует директор по закупкам Василина Суслова. Она отмечает, что компания готова продолжить разработку облегченной тары и для других брендов AB InBev Efes.
В «Сибстекле» и AB InBev Efes не ответили на вопрос, снизилась ли цена на бутылку после того, как ее сделали более легкой, и какая доля от общего объема производства приходится на пивную компанию, сославшись на коммерческую тайну.
Пустить в оборот
Возникает вопрос: стоит ли производителям массово переходить на этот вид тары, отказываясь от пластика и других видов упаковки? По данным НИУ ВШЭ, в категории упакованной воды наиболее распространенной упаковкой является пластиковая бутылка (57%), стекло на втором месте (42%). Безалкогольные напитки чаще всего разливаются в ПЭТ-бутылку (50%) и стеклянную тару (29,5%). В индустрии производства соковой продукции традиционно доминирует многослойная картонная упаковка (80%), стекло и пластик занимают по 10%.
У каждого варианта есть свои преимущества, и нельзя сказать, какой из них лучше, считает президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков. «Чтобы оценить экологичность, нужно смотреть не только на химические параметры материала упаковки, но и на то, какое количество энергии было затрачено при его изготовлении, насколько развита инфраструктура производства конкретного вида тары, а также возможна ли ее переработка или вторичное использование, — говорит он. — Если исходить из этих параметров, то ни один вариант упаковки нельзя назвать более экологичным по сравнению с другими, каждый имеет свои преимущества». По словам эксперта, сейчас существует паритет по стоимости упаковки из стекла и ПЭТ. Однако каждый производитель ориентируется не на цену отдельно взятой бутылки из пластика или стекла, а на специфику собственных бизнес-процессов и маркетинговую стратегию.
У стекла есть большое преимущество перед остальными материалами: его можно использовать в качестве оборотной тары. Правда, пока в России этот механизм работает плохо. Возвратная тара должна быть унифицированной, а бренды не спешат делать упаковку одинаковой. «Все производители стремятся к созданию уникальной упаковки, отличающей их товар от аналогичных на полках магазинов. Кроме того, это защита от контрафакта — например, тарное стекло имеет специальное клеймо его изготовителя», — поясняют в «Сибстекле».
На заводе обращают внимание и на то, что в случае введения оборотной тары предприятиям придется приобретать аппараты для мытья и дезинфекции бывших в употреблении бутылок, а это дополнительные инвестиции. К тому же производственная линия может остановиться, если на нее попадет бутылка со сколами или другими дефектами.
«Самому бизнесу перейти на оборотную тару не под силу. Упаковку нужно законодательно унифицировать, потому что компании конкурируют друг с другом, соревнуются, у кого бутылка красивее, — отмечает сооснователь и руководитель “Собиратора” Леонид Синицын. — При наличии политической воли даже маленькие развивающиеся государства легко вводят у себя оборотную тару, когда единая форма бутылки подходит всем производителям».
Со своей стороны, исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова призывает разумно подходить к вопросу ввода оборотной тары. По ее словам, рынок вторсырья в России формируется и развивается неравномерно — как по различным видам вторичного сырья, так и географически. Чтобы поддержать его развитие, важно выделить ключевые факторы влияния. Для стеклотары это закупочная цена, по которой заводы принимают на переработку собранный вторичный ресурс. Стекольных предприятий не так много (из расчета на регион или доступное плечо логистики), но цена на вторсырье фактически монопольно удерживается ими на низком уровне, что дестимулирует сбор тары. Поэтому пока никаких шансов на развитие системы утилизации нет. «Можно обсуждать любые важные и резонансные решения, в том числе введение оборотной тары. Однако приоритет за теми шагами, которые дают максимальный эффект. В случае со стеклянной упаковкой это именно ценовая политика по приему. Остальные решения надо готовить и вводить, анализируя, как повел себя рынок по итогам уже принятых норм. Иначе мы рискуем, хватаясь за разные рычаги и механизмы, не дать сработать ни одному. Нужно действовать поэтапно», — уверена эксперт.
Собрать и переработать
Заводы готовы использовать стеклобой. По словам гендиректора «Сибстекла» Антона Мора, это даже повышает качество бутылок. Кроме того, тонна стеклобоя замещает 1,2 тонны природных компонентов. Температура плавления стекольных отходов ниже, чем песка, соды и доломита: каждые 10% вторсырья в составе смеси для стекловарения позволяют сократить энергопотребление на 3%. С уменьшением энергозатрат ресурс работы стекловаренных печей продлевается с 7–10 до 12–15 лет.
В легкой бутылке «Сибстекла» и другой таре, производящейся на заводе, применяются вторичные материалы. В рамках сотрудничества с AB InBev Efes к концу 2024 года доля вторичного сырья при выпуске стеклобутылки в Новосибирской области должна составить не менее 40%. Но уже сегодня доля отходов при изготовлении коричневой стеклотары, которую «Сибстекло» выпускает для других производителей напитков, достигает 40%, бесцветной — 25–27%. «Сейчас стоимость стеклобоя несколько ниже, чем минеральных компонентов — примерно на пять-десять процентов. Чтобы эта разница была заметнее, “Сибстекло” сотрудничает с региональными операторами по обращению с ТКО, предприятиями, эксплуатирующими полигоны, и их подрядчиками: мы стремимся приобретать вторичное сырье, исключив участие посреднических фирм в цепочке доставки отходов стекла на завод», — рассказывает гендиректор предприятия.
Кроме того, «Сибстекло» совместно с AB InBev Efes реализует программу по сбору использованной стеклотары. С весны 2021 года к проекту подключились более 130 заведений регионального общепита, было собрано более 600 тонн стеклобоя.
Тем не менее этот случай лишь капля в море. По данным РЭО, в России ежегодно образуется 5 млн тонн стеклянных отходов. Существующие в стране мощности позволяют переработать лишь 18,3%, то есть 915 тыс. тонн. Большие ожидания при утилизации стекла возлагаются на механизм расширенной ответственности производителя (РОП). В конце апреля в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий перенос ответственности за утилизацию с производителей товаров на производителей упаковки.
«При вступлении в действие новой версии РОП заинтересованными в создании системы сбора стекла становятся уже изготовители упаковки. Это не глобальные компании, которым порой проще заплатить экологический сбор, чем возиться с утилизацией отходов, а небольшие заводы. А значит, появится звено, которому есть смысл создавать или искать действующую систему сбора, партнерство ко взаимной выгоде. Только такие механизмы работают эффективно», — отмечает Валерия Гулимова.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl