Сто цветов китайского автопрома
Автомобильная промышленность КНР, прежде прилежно учившаяся конкуренции у мировых автогигантов, теперь сама готова преподать урок немецким, американским, корейским и японским производителям, вытесняя их как на внутреннем, так и на международных рынках

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» — так звучал известный лозунг Мао Цзэдуна, под которым в конце 1950-х проводилась кампания по усилению гласности и критики. Сегодня этот красивый призыв оказался применим и к автомобильной промышленности КНР, где набирают силу, соперничая между собой, множество производителей. Свои последние достижения они представили на прошедшем в Шанхае юбилейном, двадцатом, Международном автомобильном салоне SIAE (Shanghai International Automobile Exhibition), где произвели впечатление свежестью взгляда на современный автомобильный дизайн и технологии. Китайцы убедительно продемонстрировали, что их продукция давно не вторична по отношению к моделям мировых лидеров и что местному автопрому по силам конкуренция в глобальном масштабе.

Расправить плечи после пандемии
Всего на SIAE 2023 участники привезли около полутора тысяч автомобилей, из них порядка сотни — в статусе мировой премьеры. В этом году шанхайская выставка привлекла особое внимание: из-за пандемийных ограничений крупные мероприятия в КНР довольно долго не проводились вообще или проходили в ограниченном онлайн-режиме. И вот сейчас, после вынужденного перерыва, работающие на китайском рынке автомобильные компании получили наконец возможность представить публике свои новинки.
Внутренний авторынок Поднебесной продолжает расти. За последние полтора десятка лет его объем увеличился более чем в три раза, в 2009 году продажи новых машин здесь обогнали продажи в США, и с тех пор китайский авторынок уверенно удерживает первое место в мире. Однако пандемия серьезно повлияла на спрос: в 2020 году продажи машин в КНР упали на 17%. Но сейчас рынок опять ускоряется. За последние два года он с лихвой отыграл провал, достигнув по итогам 2022 года 26,9 млн единиц — на 47% больше, чем в 2020-м.
Более того, в противостоянии иностранных и местных компаний последние уверенно побеждают. Если в 2015 году китайским брендам принадлежало порядка 20% рынка, то в 2022-м, по данным Ассоциации китайских автопроизводителей (СААМ), их доля достигла 49%. Весной текущего года произошло знаменательное событие: местный BYD вырвался на первое место по продажам на внутреннем рынке, обогнав прежнего бессменного лидера — немецкий Volkswagen. В марте BYD удалось реализовать 181,8 тыс. авто, а Volkswagen — 176 тыс. Ниже в рейтинге самых покупаемых машин в Китае стоят японские Toyota и Honda и американская Tesla; следом располагаются китайские бренды Changan, GAC, Geely, Wuling. Замыкает первую десятку немецкая BMW (см. график 2). Набирают популярность и другие местные марки: Haval, Hongqi, Chery, Dongfeng, Roewe, Link, Jetour, Nio, Zeekr, ХPeng, Tank, FAW и др. В целом авторынок КНР не консолидирован, сейчас на нем, по данным СААМ, официально присутствует 92 бренда.

Места на заднем сиденье
На SIAE 2023 стало заметно, что китайские компании успешно перехватывают инициативу. «Иностранным автопроизводителям в Шанхае пришлось занять места на заднем сиденье» — с такими заголовками на Западе вышли статьи о мотор-шоу. Немецкие, американские, японские бренды пытались привлечь внимание посетителей к своим новинкам. Например, значимым событием стала презентация нового электрокара Volkswagen ID.7 с запасом хода до 700 километров, а Mercedes-Benz представил полностью электрический Maybach. Но все же стенды большинства лидеров мирового автопрома выглядели сдержанно, едва ли не скучно. Зато китайские компании действительно «зажигали».
Прежде всего впечатление произвел внешний вид их машин. Помнится, в 2015 году на Шанхайском автосалоне трудно было отделаться от ощущения вторичности моделей из КНР, подражания чужому стилю. Сейчас же китайцы создали весьма удачный оригинальный дизайн, который никак нельзя назвать копией.
Объясняется это тем, что в последние годы китайским компаниям удалось переманить к себе многих известных западных специалистов. Например, шеф-дизайнером Great Wall Motor сейчас работает Фил Симмонс, за плечами у которого десятилетний опыт в Jaguar Land Rover. Кевин Райс, выходец из Mazda, теперь отвечает за внешний вид автомобилей Exeed. Штефан Зиллаф, прежде трудившийся в студиях Audi, MercedesBenz, Volkswagen и Bentley, решает, как будут выглядеть машины Geely Auto Group. Бывший шеф-дизайнер Rolls-Roycе