«Транспневматика» вложит сотни миллионов рублей в производство дисковых тормозов

ЭкспертHi-Tech

Кто остановит поезда

Российская компания освоила выпуск дисковых тормозов для скоростного железнодорожного транспорта, которые раньше покупали у немецкой Knorr-Bremse, и тем самым сняла риск отправки составов на стоянку в депо из-за отсутствия этих комплектующих

Александр Астапов

Без внедрения дисковых тормозов невозможен рост крейсерских скоростей поездов, да и существование городских электричек под вопросом. Фото: Станислав Тихомиров/ТАСС

Предприятие «Транспневматика» из города Первомайска Нижегородской области вложило сотни миллионов рублей в производство дисковых тормозов. Теперь оно готово оснащать скоростные электропоезда «Ласточка», «Иволга», а в перспективе высокоскоростной «Сапсан» и не только дисковыми тормозами собственной разработки. Речь идет как о замене отработавших свой ресурс изделий компании Knorr-Bremse, уже установленных на действующих поездах и локомотивах, так и о вновь создаваемом скоростном и высокоскоростном подвижном составе.

Могли бы и сами…

Что мешало достичь технологического суверенитета в области поездных тормозов раньше? Технически и технологически, в общем-то, ничего. Дисковый тормозной механизм поезда (см. схему «Дисковые тормоза»), при всех специфических требованиях к ресурсу и надежности на железной дороге, не сложнее автомобильного.

И даже проще: вентилируемые, то есть с внутренними каналами для охлаждения, тормозные диски льют не целиком, а из двух половинок, соединяемых после мехобработки болтами на стальной ступице, — это так называемые диски осевого типа, устанавливаемые на ось колесной пары. Такие диски используются на неведущих осях вагонов электропоездов и обычных вагонов. Еще проще диски колесного типа: их половинки, конструктивно аналогичные осевым, крепятся непосредственно к колесу с двух его сторон. Их устанавливают на ведущие (моторные) колесные пары электропоездов и на локомотивы.

А технологии изготовления тормозного привода с единственным и при этом длинноходным поршнем выглядят чуть ли не пещерными на фоне изящных и невесомых автомобильных «моноблоков» о шести-восьми поршнях. Хотя, конечно, грубость имеет свой смысл: малая масса здесь не нужна, как и высокая точность срабатывания, а вот миллионный ресурс механизма, дисков и блоков, причем во всех климатических зонах и в любую погоду, необходим, как и минимальный объем обслуживания.

Все хорошо у нас и с компетенциями: советское транспортное машиностроение не слишком отставало от западного, а иногда и опережало его. Не исключение и тормоза. На трамваях дисковые механизмы появились почти сразу после войны, а с 1961 года начали использоваться на опытно-промышленных партиях вагонов и электропоездов. Так, вагоны первого скоростного поезда «Аврора», разгонявшегося до 160 км/ч, в 1965 году были переведены на дисковые тормоза. Появившиеся спустя семь лет вагоны поезда «Русская тройка», который разгонялся уже до 200 км/ч, изначально были оснащены такими механизмами. Как и многострадальный электропоезд ЭР-200, построенный в 1973-м, но допущенный к эксплуатации лишь в 1984-м, и еще более несчастливый ЭС-250 «Сокол», появившийся в 2000-м, но так и не дошедший до того, чтобы возить пассажиров.

Однако скоростные составы были каплей в море прочего железнодорожного подвижного состава, который из-за его неторопливости, все более заметной на фоне ускорявшихся как в Европе, так и в Азии поездов, и консервативности отрасли оснащали колодочными тормозами (см. схему «Колодочные тормоза»).

 

А когда уже в начале XXI века встал вопрос об «ускорении и перестройке» железнодорожного хозяйства, пока только пассажирского, выбор сделали в пользу интеграции с западными производителями. Так появились «Сапсан» и «Ласточка» (в девичестве Siemens) и пассажирский электровоз ЭП20 (созданный в сотрудничестве с Alstom), изначально оснащенные дисковыми тормозами Knorr-Bremse. Тормоза этой же фирмы, монополиста в своей отрасли, решили ставить и на пассажирские вагоны новейших серий, рассчитанные на скорость до 200 км/ч. Наши производители в этом, к слову, не одиноки: еще раньше на механизмы Knorr-Bremse перешли вагоностроители из бывших республик СССР. Что поделать: тираж снижает стоимость, а опыт обеспечивает качество.

А потом Knorr-Bremse ушла не попрощавшись. И оказалось… оказалось, что отечественные разработчики все эти годы не сидели сложа руки.

Сами и смогли

«Транспневматика», более ста лет производящая узлы для железнодорожного транспорта, еще в 2006 году начала разрабатывать дисковые тормозные системы в сотрудничестве с другими предприятиями и научными институтами отрасли. И не копируя лидера, а создавая собственные компетенции, защищенные патентами и подтвержденные сертификационными испытаниями, а требования последних к железнодорожному транспорту порой не уступают авиационным. Спустя десять лет эксперименты перешли в серийное производство тормозных дисков для «Ласточек», а в конце апреля 2023-го генеральный директор «Транспневматики» Владимир Батенков не без гордости представил прессе новые мощности производства и линейку современных тормозных механизмов, позволяющую полностью закрыть потребность и в новых тормозах, и в запасных дисках для уже выпущенных поездов.

Модернизация и диверсификация, к слову, крайне важны и для самого завода: его основная продукция, системы тормозов для грузовых вагонов старого, колодочного, типа, оказалась мало востребованной в прошлом году, когда сократился выпуск этих самых вагонов. Оборот предприятия упал с 6 млрд рублей в 2011 году до 700 млн в 2022-м, и банки, по словам Батенкова, отказывались давать ссуду под обновление производства: мол, убыточные вы. Выручил Фонд развития промышленности (ФРП).

В обновление и расширение производства вложено свыше 572 млн рублей, из них 199 млн предоставил федеральный ФРП и еще 30 млн — его региональное отделение. На днях ФРП одобрил еще один заем, на 218,2 млн (из 282 млн общих затрат), для дальнейшего расширения производства — уже для перспективных пассажирских вагонов, включая двухэтажные.

Станки с ЧПУ на новом производстве «Транспневматики» — токарные, фрезерные — частично отечественные, частично китайские, плюс готовится к вводу автоматическая линия плавки чугуна на собственном литейном производстве, заменяющая старые добрые вагранки. Стоит отметить, что тормозные механизмы на 80% изготовлены самим заводом из собственного чугунного и стального литья, остальное (манжеты, метизы) закупают у отечественных же предприятий. Таким образом, механизмы «Транспневматики» полностью российские.

Обновленные мощности позволят производить до 450 тормозных блоков и до тысячи дисков в месяц — и для вновь производимых поездов, и для ремонта уже выпущенных. Помимо уже эксплуатируемых «Сапсана» и «Ласточки», имеющих немецкие корни, это и российская «Иволга 3», и «Восток», полностью локализированная и «русифицированная» версия «Ласточки». А также поезд метро нового поколения «Москва-2020», пассажирский электровоз ЭП20 (а впоследствии, для его замены, ЭП40) и вагоны новых типов.

На первом плане оснащение пассажирского состава, но на дисковые тормоза уже переходят и производители специальной техники (в частности, железнодорожных кранов), а в перспективе наращивание скорости и грузовых поездов. Пока — через создание «ускоренных» составов, ведомых пассажирскими локомотивами. Нижегородцы готовы и к этому. Наработки конструкторов «Транспневматики» позволяют создать новые системы или приспособить имеющиеся для любого подвижного состава, обеспечив необходимые тормозные свойства грузовым поездам с конструктивной скоростью до 140 км/ч, а пассажирским — до 250 км/ч.

Начаты на «Транспневматике» и предварительные проработки системы для перспективного высокоскоростного (до 360 км/ч) поезда, создаваемого компанией «Синара — Транспортные машины». По словам конструкторов завода, кардинально возросшая скорость движения потребует принципиально иного уровня исследований при разработке всех систем, в том числе постройки новых стендов и новых полигонов. И не исключено, что еще и внедрения новых технологий изготовления: на сертификации состав должен выдержать два торможения — с максимальной скорости до нуля — в течение десяти минут, причем только на тормозах, без использования реостатного и рекуперативного режимов (торможения двигателем). Но, в общем, даже переход на карбон-керамические тормозные диски вместо чугунных, потребуйся таковые, не та крепость, которую не смогли бы взять нижегородцы.

А тем временем начала возникать конкуренция: по заявлению Тараса Спивака, генерального директора группы компаний «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК, входит в Трансмашхолдинг), в конце прошлого года они приступили к формированию дивизиона по тормозным системам. Первые диски и тормозные блоки для продукции Трансмашхолдинга в ГК КСК намерены выпустить в 2024 году. В интервью Rollingstock Agency, которое Тарас Спивак дал в конце марта, он высказал сомнения в возможности российских производителей тормозных систем «обеспечить соответствующий технический уровень и объем производства». Судя по увиденному нами на обновленном производстве нижегородцев, сомнения эти лишены оснований.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза работают подобно велосипедным клещевым. Только зажимается не обод, а отдельный диск по типу вентилируемого автомобильного, установленного на колеса и оси вагона или локомотива. Такая система сложнее в изготовлении, а потому дороже, зато долговечнее и стабильнее (вентилируемый диск охлаждается лучше монолитного колеса и меньше склонен к тепловой деформации), а главное, намного эффективнее. Благодаря последнему дисковые тормоза безальтернативны для скоростных поездов и локомотивов, а также для городских электричек с их частыми остановками.

Колодочные тормоза

Колодочные тормоза подобны автомобильным барабанным, только вывернутым наизнанку. Просто, недорого и до какого-то предела эффективно. Однако зачастую поверхность катания колеса покрыта смазкой вперемежку с грязью. А торможение даже во вспомогательном режиме сокращает срок службы колесных пар в два раза и более, не говоря уже о возможном перегреве, способном привести колесную пару в негодность из-за тепловой деформации.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интернет тропосферного уровня Интернет тропосферного уровня

Тропосферная связь может стать эффективным способом доступа в интернет

Эксперт
Как совместить карьеру и материнство: система полезных привычек Как совместить карьеру и материнство: система полезных привычек

Какие привычки помогут вам не выгореть от материнства?

Psychologies
Стекло становится легче на подъем Стекло становится легче на подъем

Производство «сверхлегких» стеклянных бутылок поможет снизить расходы

Эксперт
Остроумные, меткие и мудрые мысли Омара Хайяма, которые стыдно не знать Остроумные, меткие и мудрые мысли Омара Хайяма, которые стыдно не знать

Эти мысли Омара Хайяма просто стыдно не знать, мы выбрали их из тысячи

Maxim
Америка в войне: рождение сверхдержавы Америка в войне: рождение сверхдержавы

Вторая мировая война дала США возможность превратиться в глобальную сверхдержаву

Эксперт
«Качество видео второстепенно, важнее — реалистичность»: как работает будка для звонков от Logitech за $20 тысяч «Качество видео второстепенно, важнее — реалистичность»: как работает будка для звонков от Logitech за $20 тысяч

Разработчики продолжили улучшать решения для видеозвонков. И вот что сделали

VC.RU
Налоговая шерстит франшизы Налоговая шерстит франшизы

Дело Zenden может стать опасным прецедентом для всего российского франчайзинга

Эксперт
Что им зной: как защитить свои ногти от летних стрессов (и даже уберечься от рака!) Что им зной: как защитить свои ногти от летних стрессов (и даже уберечься от рака!)

Летние стрессы несут серьезную опасность для наших ногтей

VOICE
ЭЛСИ готова на все сто ЭЛСИ готова на все сто

Крупный российский экспортер угля создает транспортно-логистический кластер

Эксперт
Почему на Руси носили кокошники? Почему на Руси носили кокошники?

Марьяна Скуратовская рассказала, как появился старинный русский головной убор

Культура.РФ
Вы прочитали свою ДНК? Вы прочитали свою ДНК?

Генетическая диагностика становится рутиной

Эксперт
Режиссер Александр Сокуров —  Forbes: «Режимное государство нуждается в гениях» Режиссер Александр Сокуров —  Forbes: «Режимное государство нуждается в гениях»

Какую задачу решают власти, устраивая массовые гонения на деятелей культуры?

Forbes
Институт благородных девиц: зачем нужны школы с раздельным обучением Институт благородных девиц: зачем нужны школы с раздельным обучением

Разбираемся во всех «за» и «против» по поводу раздельного обучения в школах

Forbes
Что ваш ребенок запомнит на всю жизнь: 5 советов от матери 17 детей Что ваш ребенок запомнит на всю жизнь: 5 советов от матери 17 детей

Детские чувства формируют основу того, кем мы становимся во взрослой жизни

Psychologies
«Любовью можно управлять»: как это делать, чтобы остаться вместе надолго «Любовью можно управлять»: как это делать, чтобы остаться вместе надолго

Как мы сами влияем на продолжительность отношений?

Psychologies
Подсудное дело: первый обвиняемый по «закону Родченкова» признал свою вину Подсудное дело: первый обвиняемый по «закону Родченкова» признал свою вину

Forbes.Спорт рассказывает о первом в истории деле по антидопинговому закону

Forbes
12 лучших современных черно-белых фильмов 12 лучших современных черно-белых фильмов

Монохромная гамма еще не ушла из кинематографа

Maxim
Что такое масложор и как от него избавиться Что такое масложор и как от него избавиться

Масложор — это повышенный расход моторного масла на угар в цилиндрах ДВС

РБК
«У меня сердце плачет»: Татьяна Веденеева рассказала, почему носила платья от Зайцева, а не от Юдашкина «У меня сердце плачет»: Татьяна Веденеева рассказала, почему носила платья от Зайцева, а не от Юдашкина

Татьяна Веденеева рассказала об опыте сотрудничества с российскими модельерами

VOICE
«Окно Джохари» и еще 10 способов раскрыть свои таланты «Окно Джохари» и еще 10 способов раскрыть свои таланты

Предлагаем вам провести блиц-самоанализ и узнать о своих талантах

Psychologies
Вороны осознают разницу между жизнью и смертью. Более того, смерть внушает им ужас Вороны осознают разницу между жизнью и смертью. Более того, смерть внушает им ужас

Испытывают ли вороны осознанный страх?

ТехИнсайдер
Малые дозы антибиотиков превратили возбудителя туберкулеза в суперпатоген. Хотя его ДНК не изменилось Малые дозы антибиотиков превратили возбудителя туберкулеза в суперпатоген. Хотя его ДНК не изменилось

Малые дозы антибиотиков вызывают у туберкулезных микобактерий устойчивость

ТехИнсайдер
«Звезды в полдень»: шпионская драма о любви журналистки и сотрудника спецслужб «Звезды в полдень»: шпионская драма о любви журналистки и сотрудника спецслужб

Шпионская драма с деколониальной оптикой получилась не слишком впечатляющей

Forbes
Выбрать себя: 6 способов поднять самооценку Выбрать себя: 6 способов поднять самооценку

Как определить уровень самооценки и как изменить ситуацию в лучшую сторону?

Правила жизни
Маргарита Ронжина: «Одиночка». Дебютный роман о послеродовой депрессии Маргарита Ронжина: «Одиночка». Дебютный роман о послеродовой депрессии

Отрывок из сложного романа о том, как мать-одиночка пытается научиться жить

СНОБ
10 диких историй с марафонов Блиновской 10 диких историй с марафонов Блиновской

Различные истории обмана, которые поражают воображение

Psychologies
Как гражданину России разблокировать активы в Credit Suisse Как гражданину России разблокировать активы в Credit Suisse

На этапе нашей работы с банком Credit Suisse мы выбрали стратегию защиты клиента

Forbes
Пробить номер телефона: законно ли и что можно узнать? Пробить номер телефона: законно ли и что можно узнать?

По номеру телефона можно узнать много интересной информации

CHIP
«Уважаемый(ая) клиент(ка)»: зачем компаниям гендерно-нейтральный язык «Уважаемый(ая) клиент(ка)»: зачем компаниям гендерно-нейтральный язык

Как написать текст, трактующийся нормально по отношению к людям любого гендера?

Forbes
Никита Ефремов: «Нужно признать: зависимость сильнее, чем я» Никита Ефремов: «Нужно признать: зависимость сильнее, чем я»

Никита Ефремов — очень тонко чувствующий и ранимый человек

Maxim
Открыть в приложении