Сэр Энтони Блант, хранитель и агент
Один из членов «пятёрки», Энтони Блант, отличался от всех прочих как местом работы, так и характером своей деятельности. Знаток искусств, советник Георга VI, хранитель королевской картинной галереи и обладатель рыцарского титула. Отдуваться за титулованного агента, пригретого Букингемским дворцом, пришлось лично Маргарет Тэтчер.
День откровений
21 ноября 1979 года стал непростым днём для Кабинета министров, правящей партии тори и лично для Маргарет Тэтчер. В этот день ей пришлось оправдываться перед парламентом и объяснять, почему от общественности полтора десятилетия утаивали истинное лицо сэра Энтони Бланта — столпа британского общества, знаменитого искусствоведа, в недавнем прошлом хранителя картинной галереи Её Королевского Величества.
На главный вопрос премьер-министр уже дала письменный ответ 15 ноября: «В апреле 1964 года Энтони Блант признался, что до войны был завербован русской разведкой и регулярно передавал русским информацию, работая в британской разведке. Прежде чем Блант поступил в распоряжение Секретной cлужбы, его, разумеется, подвергли проверке и посчитали достойным этой работы. Было известно о его марксистских взглядах во время учёбы в Кембридже, но руководство разведки не имело причин сомневаться в его преданности стране ни в 1940 году, ни во время его работы». И в конце письма Тэтчер уточняет, почему Бланта не привлекли к ответственности: «Генеральные прокуроры в 1972, 1974 и в июне 1979 года подтверждали, что нет причин начинать уголовное преследование, учитывая иммунитет, полученный Блантом в обмен на его откровенное признание».
Парламентариев этот ответ не устроил, вопросов было немало. И 21 ноября все эти вопросы были заданы.
Маргарет Тэтчер снова повторила всё вышесказанное. Первая же реплика, принадлежавшая лейбористу Деннису Кэнавану, определила направление дебатов: «Для них — одни законы, для всех остальных — другие».
Голубая кровь
Кэнаван и другие его коллеги были весьма близки к истине. Для Энтони Бланта и правда всю жизнь существовали несколько иные законы. Марксист, немарксист — какая разница, когда твоя мама приходится двоюродной тётей жене Его Величества Георга VI. Если коротко, то Энтони Блант — троюродный дядя Елизаветы II.
Блант получил прекрасное школьное образование, свободно владел французскими немецким языками, интересовался литературой и искусством, презирал политику. В 1926 году поступил в Тринити-колледжв Кембридже. Тамон и познакомился с Гаем Бёрджессом — убеждённым марксистом. Между молодыми людьми возникла прочная связь — как духовная, так и физическая. В середине 1930-х Бёрджесс уговорил Бланта работать на советскую разведку. И с 1937 года «агент Тони» исправно поставлял информацию в Москву. Главной его миссией пока была вербовка студентов — образованный и обаятельный Блант с этой задачей блестяще справлялся. Так он нашёл ещё одного члена «кембриджской пятёрки» Джона Кернкросса.