Налоговая шерстит франшизы
Дело Zenden может стать опасным прецедентом для всего российского франчайзинга. Крупные компании с франшизами, работающими через ИП, скорее всего, окажутся под пристальным наблюдением налоговиков

Обувной гигант Zenden проиграл в апелляционном суде и теперь должен выплатить государству 867 млн рублей в виде доначисленных налогов и штрафа. Кассационную жалобу компании с просьбой пересмотреть дело о дроблении бизнеса Арбитражный суд Волго-Вятского округа отклонил. ФНС обвиняет Zenden в том, что она зарегистрировала свои розничные магазины как ИП. Обувщики же утверждают, что магазины были отдельными предприятиями, работающими по франшизе.
Разделенный на части?
Длящийся уже четыре года спор между обувной компанией Zenden и налоговиками близок к завершению. Компания не смогла убедить Арбитражный суд Волго-Вятского округа в том, что одноименные магазины, работавшие по франшизе и продававшие приобретенный у нее товар, были отдельными видами бизнеса.
ФНС уверена, что в 2013–2015 годах Zenden сознательно использовала схему, при которой подконтрольные ей магазины регистрировались как ИП, что помогло компании снизить налоговую нагрузку на 43,6%. Налоговая прибавила к выручке Zenden доходы франшиз и доначислила налог на прибыль и НДС в размере 596 млн рублей. Штрафы и пени составили еще около 250 млн
В самой Zenden таким суммам крайне удивились. Владелец компании Андрей Павлов заявил «Эксперту», что «ФНС высосала все из пальца». «Эти цифры показывают, что у нас, по мнению налоговиков, была фантастическая рентабельность. Но такой рентабельности в нашем секторе нет ни у одной компании», — говорит предприниматель.

В материале дела фигурируют 22 ИП, которые обвиняют в том, что они связаны с холдингом. Магазины, открытые по данной схеме, действовали под вывесками Zenden, их сотрудники носили фирменную одежду. Часть этих сотрудников, как доказала налоговая, приходили в ИП после работы в Zenden. В компании же поясняют, что сотрудники меняли место работы добровольно. Они переходили в магазины, открытые по франшизе, если те находились ближе к дому.
Еще один аргумент ФНС — Zenden якобы занизила стоимость проданного товара для своих франчайзи. В компании это отрицают, поясняя, что налоговая не учла сезонность. В некоторых случаях обувщики продавали товар открытым по франшизе магазинам даже дороже, чем остальным партнерам.
Наконец, налоговики смогли получить базу компании на платформе 1С. База хранилась на CD, и там имелась информация обо всех продажах, совершенных франчайзи. В ФНС сам факт нахождения этой базы у Zenden сочли доказательством того, что холдинг контролировал работу своих франшиз — продажи и качество товаров в торговых точках.
На суде в Нижнем Новгороде 18 апреля представители Zenden пояснили, что собранная информация нужна была для маркетинговых целей: руководство хотело знать, какая продукция пользуется спросом, а какая нет. В компании подчеркнули, что в базе не было данных о банковских операциях и расчетах с контрагентами. Более того, возникает вопрос, как налоговики сумели получить доступ к такой базе: партнер ГК «АудитКонсалтингГрупп» Олег Давыдов, защищающий Zenden, заявил на суде, что изъятие базы данных было проведено с нарушениями. Компактдиски не были упакованы надлежащим образом, в ходе проверок часть из них потерялась. У компании забрали четыре диска, однако на некоторых CD, фигурирующих в деле, оказались другие номера — не совпадающие с номерами, которые указаны в протоколе изъятия.
Сами сотрудники, регистрировавшие ИП, говорят, что работали самостоятельно и сотрудничали не только с Zenden, но и с другими поставщиками. Впрочем, суд их на заседание не вызвал, хотя представители Zenden на этом настаивали.
Андрей Павлов пояснил, что часть ИП, которые сочли аффилированными с его компанией, были открыты на Северном Кавказе — в Дагестане, Ингушетии. Российские предприниматели обычно не хотят идти в эти регионы из-за повышенных рисков. Например, в Дагестане бизнес очень криминализирован, работать там непросто. «Нас обвиняют, что мы там открыли “дочек”, хотя мы, конечно же, этого не делали. Мы просто физически не смогли бы контролировать магазины в этих регионах», — говорит бизнесмен.
Удар, но не смертельный
Андрей Павлов создал свою обувную фирму в далеком 1997 году. Вряд ли 23- летний бизнесмен представлял тогда, до каких масштабов разрастется его компания. Сегодня Zenden — второй по размеру обувной холдинг в России, у него более 350 магазинов в разных городах страны. А также три марки обуви, Zenden, Thomas Munz и Mascotte, которые отшиваются на собственных фабриках. В 2022 году компания показала консолидированную выручку в 31 млрд рублей, чистая прибыль составила 2,6 млрд, рентабельность продаж — 9%.