Налоговая шерстит франшизы
Дело Zenden может стать опасным прецедентом для всего российского франчайзинга. Крупные компании с франшизами, работающими через ИП, скорее всего, окажутся под пристальным наблюдением налоговиков
Обувной гигант Zenden проиграл в апелляционном суде и теперь должен выплатить государству 867 млн рублей в виде доначисленных налогов и штрафа. Кассационную жалобу компании с просьбой пересмотреть дело о дроблении бизнеса Арбитражный суд Волго-Вятского округа отклонил. ФНС обвиняет Zenden в том, что она зарегистрировала свои розничные магазины как ИП. Обувщики же утверждают, что магазины были отдельными предприятиями, работающими по франшизе.
Разделенный на части?
Длящийся уже четыре года спор между обувной компанией Zenden и налоговиками близок к завершению. Компания не смогла убедить Арбитражный суд Волго-Вятского округа в том, что одноименные магазины, работавшие по франшизе и продававшие приобретенный у нее товар, были отдельными видами бизнеса.
ФНС уверена, что в 2013–2015 годах Zenden сознательно использовала схему, при которой подконтрольные ей магазины регистрировались как ИП, что помогло компании снизить налоговую нагрузку на 43,6%. Налоговая прибавила к выручке Zenden доходы франшиз и доначислила налог на прибыль и НДС в размере 596 млн рублей. Штрафы и пени составили еще около 250 млн
В самой Zenden таким суммам крайне удивились. Владелец компании Андрей Павлов заявил «Эксперту», что «ФНС высосала все из пальца». «Эти цифры показывают, что у нас, по мнению налоговиков, была фантастическая рентабельность. Но такой рентабельности в нашем секторе нет ни у одной компании», — говорит предприниматель.
В материале дела фигурируют 22 ИП, которые обвиняют в том, что они связаны с холдингом. Магазины, открытые по данной схеме, действовали под вывесками Zenden, их сотрудники носили фирменную одежду. Часть этих сотрудников, как доказала налоговая, приходили в ИП после работы в Zenden. В компании же поясняют, что сотрудники меняли место работы добровольно. Они переходили в магазины, открытые по франшизе, если те находились ближе к дому.
Еще один аргумент ФНС — Zenden якобы занизила стоимость проданного товара для своих франчайзи. В компании это отрицают, поясняя, что налоговая не учла сезонность. В некоторых случаях обувщики продавали товар открытым по франшизе магазинам даже дороже, чем остальным партнерам.
Наконец, налоговики смогли получить базу компании на платформе 1С. База хранилась на CD, и там имелась информация обо всех продажах, совершенных франчайзи. В ФНС сам факт нахождения этой базы у Zenden сочли доказательством того, что холдинг контролировал работу своих франшиз — продажи и качество товаров в торговых точках.
На суде в Нижнем Новгороде 18 апреля представители Zenden пояснили, что собранная информация нужна была для маркетинговых целей: руководство хотело знать, какая продукция пользуется спросом, а какая нет. В компании подчеркнули, что в базе не было данных о банковских операциях и расчетах с контрагентами. Более того, возникает вопрос, как налоговики сумели получить доступ к такой базе: партнер ГК «АудитКонсалтингГрупп» Олег Давыдов, защищающий Zenden, заявил на суде, что изъятие базы данных было проведено с нарушениями. Компактдиски не были упакованы надлежащим образом, в ходе проверок часть из них потерялась. У компании забрали четыре диска, однако на некоторых CD, фигурирующих в деле, оказались другие номера — не совпадающие с номерами, которые указаны в протоколе изъятия.
Сами сотрудники, регистрировавшие ИП, говорят, что работали самостоятельно и сотрудничали не только с Zenden, но и с другими поставщиками. Впрочем, суд их на заседание не вызвал, хотя представители Zenden на этом настаивали.
Андрей Павлов пояснил, что часть ИП, которые сочли аффилированными с его компанией, были открыты на Северном Кавказе — в Дагестане, Ингушетии. Российские предприниматели обычно не хотят идти в эти регионы из-за повышенных рисков. Например, в Дагестане бизнес очень криминализирован, работать там непросто. «Нас обвиняют, что мы там открыли “дочек”, хотя мы, конечно же, этого не делали. Мы просто физически не смогли бы контролировать магазины в этих регионах», — говорит бизнесмен.
Удар, но не смертельный
Андрей Павлов создал свою обувную фирму в далеком 1997 году. Вряд ли 23- летний бизнесмен представлял тогда, до каких масштабов разрастется его компания. Сегодня Zenden — второй по размеру обувной холдинг в России, у него более 350 магазинов в разных городах страны. А также три марки обуви, Zenden, Thomas Munz и Mascotte, которые отшиваются на собственных фабриках. В 2022 году компания показала консолидированную выручку в 31 млрд рублей, чистая прибыль составила 2,6 млрд, рентабельность продаж — 9%.
Первые франчайзи появились у Zenden в 2009–2010 годах. К 2014-му по франшизе было открыто уже около 100 магазинов. Какие-то из них работали успешно, другие же не выдерживали конкуренцию с торговцами контрафактом и закрывались.
Андрей Павлов известен своей патриотической позицией. Он пробовал открывать производства в Сирии и Крыму. На полуострове, правда, проект пришлось свернуть: местные подрядчики-строители возводили объект с множеством нарушений. Кроме того, бизнесмен посещал Мариуполь, размещал в социальных сетях свои фотографии в одежде с буквой Z.
Представители Zenden впервые обратились в суд с просьбой пересмотреть решение ФНС еще в 2019 году. И вначале удача компании улыбнулась: суды двух инстанций признали обвинения в дроблении недоказанными. Но Арбитражный суд Волго-Вятского округа не согласился с этими решениями и отправил дело на новое рассмотрение. По мнению суда, не был учтен тот факт, что истец являлся единственным поставщиком многих своих франчайзи. В результате Апелляционный суд Владимирской области признал, что выводы налоговой справедливы.
«Это криминализация нормального делового оборота, — возмущается Андрей Павлов. — Налоговая служба сейчас работает по принципам, озвученным ее главой Даниилом Егоровым. Он говорил, что в их основе лежит современное понимание справедливости, то есть, по сути, это справедливость в том виде, как ее понимает ФНС. А мне бы хотелось работать не по понятиям, а по закону и Конституции. Сотрудники ФНС вместо борьбы с открыто работающим рынком контрабанды и контрафакта получают необходимые показатели путем давления на легальный бизнес».
Андрей Павлов уверен, что случай с Zenden уникален среди подобных тяжб. «Мы лучшая компания в области уплаты налогов в стране в те годы. Тогда на рынке был один тотальный криминал — десятки компаний работали и даже сейчас продолжают работать в тени, торгуя контрафактом», — отмечает бизнесмен.
Глава холдинга заявил, что нанесенный компании удар не смертелен, Zenden продолжит работать. «Но на бизнесе этот штраф, конечно, отразится. Нам придется что-то закрыть, ужесточить кредитную политику с контрагентами: где-то отказаться от отсрочек, где-то подсобрать долги», — говорит Андрей Павлов.
Представители Zenden собираются обжаловать решение в Верховном и Конституционном суде.
Франчайзинг под прицелом
Ситуация с Zenden может стать опасным прецедентом. В России, по данным портала Franshiza.ru, на начало 2023 года действует 3249 франшиз. И это число постоянно растет: например, в 2017 году их было всего 1810.
Оборот рынка франчайзинга в России за прошлый год составил 2,78 трлн рублей. Средний возраст российской франшизы на начало 2023 года был равен пяти годам. Франчайзи-ИП есть у многих компаний из ретейла и общепита, есть они и у маркетплейсов. Например, у Wildberries и Ozon пункты выдачи заказов работают по франшизе и зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.
Финансовый директор Zenden Павел Чальцев считает, что кейс с компанией нужен налоговикам для того, чтобы впоследствии тиражировать подобные дела. «Обвинения, предъявленные нам ФНС, могут быть использованы против любого другого российского франчайзера. Их цель — убить франчайзинг в стране», — заключает Чальцев.
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов оценивает судебный процесс над Zenden как «неоднозначный». «Главный камень преткновения — понятия взаимозависимости и подконтрольности. Их четкого определения в законодательстве не существует. А значит, при желании все сетевые компании можно обвинить в дроблении бизнеса, — предупреждает омбудсмен. — Сейчас различные экономические отношения, в том числе франчайзи с франчайзером, могут в одном случае трактоваться как зависимость и подконтрольность, а в другом — нет».
Опрошенные «Экспертом» юристы соглашаются, что теперь все франшизы в России могут столкнуться с более тщательными проверками. Юрист налоговой практики Vegas Lex Хати Абдурахманова отмечает, что случай с Zenden свидетельствует о намечающемся тренде: теперь для возбуждения аналогичных дел налоговикам потребуется меньше доказательств. В итоге число таких споров может вырасти.
«Под угрозой окажутся компании, у которых при работе с франшизами имелись даже малейшие признаки координации деятельности с продавцом франшизы. Под пристальным наблюдением будут франшизы, работающие в специальных налоговых режимах. Таким компаниям стоит уже сегодня перепроверить, насколько они и их контрагенты-партнеры независимы друг от друга по экономическим, организационным, трудовым и техническим ресурсам», — резюмирует юрист.
Специальный советник по налоговым вопросам КА Pen & Paper Андрей Локис успокаивает: волноваться надо, только если целью оптимизации была неуплата налога. Налоговые службы проводят проверки, когда какая-то фирма внезапно поменяла бизнес-модель и перевела часть своих структур на льготные налоговые режимы. «Головной компании надо понимать, что она привлечет внимание ФНС, если ее прибыль растет, а налоговая нагрузка снижается», — объясняет эксперт. Но у слишком «заботливых» франчайзеров все же могут возникнуть проблемы: предприятие окажется под ударом, если начнет безвозмездно предоставлять своим франчайзи какието ресурсы. Например, откроет доступ к статистике сайта, станет проводить обучение их сотрудников и т. п.
«Пересчет налоговых обязательств у компаний с франчайзи-ИП позволит привлечь в бюджет существенные средства в виде налоговых доначислений. Сейчас под угрозой оказались не только холдинги с франшизами, но и компании, работающие в рамках коммерческой концессии и договоров агентирования (делегирование полномочий другому юрлицу по какой-то отдельной задаче. — “Эксперт”) и поставки», — считает Хати Абдурахманова.
Между тем контроль со стороны франчайзера за франчайзи и их работой — обычная практика, обусловленная прежде всего бизнес-интересами. Это важная часть контроля всей цепочки поставок и сбыта.
В Zenden объяснили, что бизнес следит за своими франчайзи, чтобы сохранить репутацию бренда; кроме того, подобное наставничество помогает франчайзи увеличить продажи. Это взаимовыгодное сотрудничество.
По словам Василя Газизулина, руководителя компании Topfranchise.ru, занимающейся разработкой франшиз и их подбором для бизнесменов, разрешенный законодательством контроль за франшизами позволяет предприятиям оптимизировать логистику и закупки. Возникает так называемый сетевой эффект: когда число точек превышает определенное количество, условия по закупкам расходных материалов для них становятся выгоднее. Облачные решения и банковские услуги в таком случае тоже могут быть дешевле.
Нет ничего удивительного в том, что компания, продающая франшизы, старается контролировать поставки: это позволяет следить за качеством продукции. «Допустим, кто-то по франшизе продает пиццу. У франчайзера должна быть гарантия, что в каждой точке пиццу делают из одних и тех же ингредиентов, ведь от этого зависит в том числе ее качество», — объясняет эксперт. По его словам, франшизы обычно предлагают амбициозные компании, стремящиеся захватить рынок. Даже те, кто постоянно открывает новые филиалы, рано или поздно сталкивается с необходимостью перейти на франшизу.
Zenden и открытые по франшизе магазины
«Франчайзинг создается хорошо разрекламированным брендом, у которого есть популярная линейка товаров. Франчайзи не могут отключиться от франчайзера, который снабжает их, передает им опыт. Пример такого успешного франчайзинга — “Додо Пицца”», — рассказывает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. К слову, в описании франшизы «Додо Пиццы» сказано, что сеть обеспечивает всех партнеров качественными ингредиентами и удобной логистикой, а также предоставляет бесплатный софт для управления всеми процессами.
Но, продолжает Федяков, наряду с классическими франшизами в России получила распространение схема «лжефранчайзинга». «Это когда компания-франчайзер полностью контролирует ассортимент своих франчайзи — фактически управляет сетью сбыта. А работают магазины как ИП, то есть не платят НДС, пользуются льготами. Десятки или даже сотни торговых сетей используют такую схему», — констатирует эксперт.
Поэтому проверки налоговой с целью выявления «лжефранчайзеров», очевидно, продолжатся. А вместе с ними под горячую руку могут попасть и добросовестные игроки, чью связь с франчайзи ФНС расценит как слишком тесную.
Независимый экономист Андрей Бархота считает, что налоговая служба заинтересована в росте налогооблагаемой базы. Поэтому она и рассматривает всю работу по франшизе как потенциальное нарушение налогового режима. И если бы потребовалось максимально увеличить налоговые поступления, то компании с франшизами, вероятно, столкнулись бы с валом подобных претензий. Но на фоне санкций и потребности в более ощутимом экономическом росте это вряд ли произойдет.
«Если посмотреть на все глазами Минфина, то получится, что, если не преследовать компании за дробление бизнеса, бюджет недополучит 20–30 миллиардов рублей в год. Однако на другой чаше весов 0,3–0,5 процента экономического роста, которые можно потерять, надавив на бизнес. А это уже десятки и сотни миллиардов», — говорит экономист.
Борис Титов предлагает общее решение: нормативно закрепить признаки «дробления бизнеса», а также принципы расчета сумм налоговых обязательств таких налогоплательщиков. «Это сделает понятными правила игры и будет ясным сигналом, как действовать предпринимателю», — заключил он.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl