За два десятилетия работы компания РЖД прошла значительный путь

ЭкспертБизнес

Станция «Двадцать лет»

За два десятилетия работы компания РЖД прошла значительный путь от оператора железнодорожных перевозок к многопрофильному холдингу с серьезным инновационным потенциалом. Народнохозяйственное значение и социальная роль компании остаются неизменно высокими

Сергей Кудияров

Запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу радикально улучшил транспортную ситуацию в столице. Предоставлено пресс-службой ОАО РЖД

Первого октября 2023 года «Российские железные дороги» (РЖД) отмечают свой двадцатилетний юбилей. По меркам не слишком долгого еще постсоветского капитализма в нашей стране срок немалый.

Компания пережила мировой экономический кризис 2008-2009 годов и продолжает играть важную роль в обеспечении связности территории России и мобильности населения даже в нынешних сложных внешнеполитических условий.

За двадцать лет существования компании произошло существенное обновление подвижного состава, было приобретено почти 21 тыс. современных вагонов дальнего следования и 9,5 тыс. вагонов электропоездов пригородного сообщения отечественного производства, более 9 тыс. новых локомотивов.

На протяжении последних десятилетий РЖД фактически не имеет конкурентов среди других компаний с точки зрения поддержания разветвленной системы собственной социальной инфраструктуры: больниц и поликлиник, школ и детсадов.

По случаю юбилея можно подробнее рассмотреть отдельные аспекты деятельности РЖД сейчас и в исторической ретроспективе.

Хотя компания существует с 2003 года, реальный анализ результатов ее работы целесообразен для периода после 2010 года. Дело в том, что глобальный экономический кризис 20082009 годов привел к кардинальному замедлению процессов экономического роста по всей планете, что не могло не отразиться на показателях работы отдельных коммерческих предприятий, особенно «завязанных» на традиционные секторы экономики.

В качестве примера представим приводимую Росстатом динамику индекса физического объема ВВП России. Наглядно видно снижение среднегодовых темпов роста по российской экономике с 78% в докризисные 2000-е до 23% после (не считая отдельных срывов в минус в форс-мажорные годы эпидемий и геополитических потрясений).

Экономика создает грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, экономика создает спрос на услуги пассажирских перевозок. Таким образом, анализ результатов работы РЖД вне контекста макроэкономического окружения был бы искажением реальных достижений и свершений.

Уголь остается самым массовым грузом российских железных дорог: на него приходится треть грузооборота РЖД

Грузовые перевозки

По данным Росстата, на железные дороги пришлось 15,4% всех грузов, перевезенных транспортным комплексом страны в 2022 году. Львиная доля этого показателя, очевидно, пришлась на РЖД, вобравшую в себя основной массив железнодорожных линий общего пользования в стране.

Основными показателями, характеризующими грузовые перевозки РЖД, исходя из их отчетности можно считать объем погрузки грузов и грузооборот.

По итогам 2022 года объем погрузки грузов на сети железных дорог РЖД составил 1234,3 млн тонн, это на 3,8% меньше показателя предыдущего года. Снижение было вызвано сокращением внешнеторговых перевозок.

Важнейшими товарными группами в структуре объема погрузки на сети РЖД сейчас являются уголь (28,7%), нефть и нефтепродукты (17,5%), строительные грузы (10,8%), железные и марганцевые руды (9,3%), черные металлы (5,4%).

На протяжении всего посткризисного периода с 2010 года показатель объема погрузки на сети железных дорог демонстрировал незначительную динамику изменений, находясь примерно на таких же отметках.

При этом товарная структура погруженных грузов претерпевала заметные изменения.

Например, РЖД на протяжении многих лет теряет нефтяные грузы: объем их погрузки по итогам 2022 года был на 25% меньше, чем в 2010 году. Причина — развитие сети магистральных трубопроводов, конкурировать с которыми по себестоимости доставки железнодорожный транспорт не может.

С другой стороны, бурный рост угледобычи в России в 2010-е привел, несмотря на качественное улучшение угольной отрасли (увеличение объемов обогащения угля и перевозки угольных концентратов), к наращиванию объемов погрузки угля на железнодорожном транспорте. На сети РЖД объем погрузки угля по итогам 2022 года превысил показатель 2010 года почти на 24%, доля угля в структуре погрузки РЖД за этот же период увеличилась с 23,7 до 28,7%.

Следуя за развитием соответствующих отраслей, увеличивались и значения погрузки на сети РЖД удобрений (в 2022 году — на 33% больше показателя 2010 года), зерновых, грузов в контейнерах.

Возим дальше

В отличие от объемов перевозок грузооборот на сети РЖД на протяжении посткризисного периода с 2010 года рос. По итогам 2022 года его величина с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии составила 3304,4 млрд тонно-километров — это немногим (на 0,5%) меньше показателя предыдущего года, но на 32% превышает показатель 2010 года (см. график 1).

График 1. Динамика грузооборота на сети РЖД

По данным Росстата, в целом по транспортному комплексу на железнодорожный транспорт в 2022 году пришлось 47,2% общенационального грузооборота (см. график 2). Без учета трубопроводного транспорта эта доля закономерно увеличивается до 86%.

График 2. Грузооборот по видам транспорта в России

На фоне незначительных колебаний объемов погрузки на тринадцатилетнем интервале мы видим существенный рост объемов перевозимых грузов. Это значит, что увеличивается средняя дальность грузовых перевозок. Такая ситуация во многом связана с конкуренцией со стороны автомобильного транспорта на коротких и средних дистанциях.

За счет увеличения средней дальности перевозок доля железнодорожного транспорта в общенациональном грузообороте увеличилась после 2010 года почти на пять процентных пунктов.

За счет изменения структуры перевозимых грузов менялась и структура грузооборота РЖД. Так, сейчас важнейшей составляющей грузооборота для РЖД является уголь, его доля увеличилась с 26,3% в 2010 году до 32,5% в 2022-м. Напротив, доля нефтяных грузов в грузообороте компании из-за конкуренции с трубопроводами снизилась за тот же период с 16,5 до 11,2% (см. график 3).

График 3. Структура грузооборота на сети РЖД

Нельзя сказать, что это равноценный размен: уголь считается низкодоходным грузом, где тариф не всегда покрывает реальные издержки на перевозку, и увеличение его роли в структуре грузооборота становится головной болью для компании. Потеря же высокодоходных нефтяных грузов достаточно неприятна для компании в финансовом плане.

Из других значимых изменений можно отметить снижение в структуре грузооборота РЖД доли руд (с 5,9% в 2010 году до 5% в 2022-м) и черных металлов (с 6,1 до 4,8%) при одновременном увеличении различной машинотехнической и потребительской продукции (с 29,5 до 31,4%).

Пассажирские перевозки

Пассажирские перевозки — важная часть деятельности РЖД, хотя в отличие от железнодорожных систем стран Европы, Японии или Южной Кореи они не приносят основного дохода. Львиная доля поступлений компании генерируется за счет грузовых перевозок, однако пассажирский сегмент все равно развивается в силу его важного социального значения.

По итогам 2022 года РЖД отчиталась о перевозке пассажиров в количестве 1135,2 млн человек, что на 7,7% превосходит показатель предыдущего года. В структуре пассажирских перевозок РЖД 108,3 млн человек (4,6%) пришлось на дальнее сообщение, в то время как основную часть пассажиров перевезли пригородные поезда (см. график 4). А вот в структуре пассажирооборота пропорция обратная: три четверти этого показателя формируется поездами дальнего следования (см. график 5).

График 4. Перевозки пассажиров на сети РЖД

График 5. Пассажирооборот на сети РЖД

В силу ковидных ограничений 2020 года пассажирский сегмент РЖД претерпел спад на 27%: с 1197,8 млн человек в 2019 году до 872 млн человек в 2020-м. Причем в сегменте дальнего пассажирского сообщения объем перевозок сократился почти вдвое (со 116,5 до 67,4 млн человек). Однако, как видно из показателей 2022 года, компания практически отыграла это падение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«С нашими робосистемами мир таким, как раньше, уже не будет» «С нашими робосистемами мир таким, как раньше, уже не будет»

Компания «Технорэд» нашла способ сделать промышленных роботов доступными

Эксперт
Полезные бактерии. 5 простых способов восстановить микробиом кишечника Полезные бактерии. 5 простых способов восстановить микробиом кишечника

Налаженная работа пищеварительных органов – основа хорошего самочувствия

Лиза
Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку

Иван Ефремов оставался признанным классиком жанра и при жизни, и после смерти

Наука и Техника
Не только пуховый платок: главные достопримечательности Оренбуржья Не только пуховый платок: главные достопримечательности Оренбуржья

Оренбургская область — удивительный регион, богатый историей и культурой

ФедералПресс
Роботы взялись за компьютеры и планшеты Роботы взялись за компьютеры и планшеты

Можно ли привлечь искусственный интеллект к контролю качества продукции

Эксперт
Демографические показатели северных территорий: с чего брать пример Демографические показатели северных территорий: с чего брать пример

Якутия является лидером на Дальнем Востоке по ожидаемой продолжительности жизни

ФедералПресс
Поезд до подъезда Поезд до подъезда

Будущее железных дорог — в обеспечении «бесшовного» пути до конечной точки

Эксперт
Анализ на гаджетоманию Анализ на гаджетоманию

Компьютерная зависимость с научной точки зрения

Цифровой океан
Чувство дома Чувство дома

Как Feel Beit объединяет разные культуры

Seasons of life
Василий Высоков: «Нам нравится работать в регионе» Василий Высоков: «Нам нравится работать в регионе»

Секрет устойчивости одного из немногих сохранившихся региональных банков

Эксперт
Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю» Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю»

На самом деле совершенно невозможно перечислить все сделанное Сергеем Юрским

Коллекция. Караван историй
Дизайнерский бутик Дизайнерский бутик

Владимир Пирожков, наверное, самый известный российский промышленный дизайнер

ТехИнсайдер
«В нашей стране очень много молчащих регионов» «В нашей стране очень много молчащих регионов»

О «Бери да помни», первом фильме на татарском языке в широком прокате

Weekend
Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением» Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением»

Я работаю с детьми, очень за них переживаю и всегда пытаюсь включаться

Коллекция. Караван историй
Переиграть Китай в зеленых технологиях будет сложно Переиграть Китай в зеленых технологиях будет сложно

Европа нацелилась на вытеснение КНР с позиций в производстве зеленых технологий

Эксперт
8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда 8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда

Несложные правила, которые поддержат ваши отношения

VOICE
Субботы терпкий вкус Субботы терпкий вкус

Рисовать в Шаббат? Художница Елена Репетур убедилась, что Израиль — страна чудес

Seasons of life
Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть» Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть»

Было абсолютно очевидно, Лев Дуров так и остался главным человеком в ее жизни

Коллекция. Караван историй
Собирание земель русских Собирание земель русских

Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан?

Вокруг света
Марс — крестьянам, роботов — рабочим! Марс — крестьянам, роботов — рабочим!

«Кибердеревня»: березапанковская Россия будущего

Weekend
Трехмерные художники Трехмерные художники

Почему не «выстрелили» программы для рисования в трех измерениях?

ТехИнсайдер
Знакомые все лица: зачем городу нужны системы автоматического распознавания лиц Знакомые все лица: зачем городу нужны системы автоматического распознавания лиц

Что такое мегаполис будущего?

ТехИнсайдер
Андрей Коняев: «Наука теряет монополию на описание мира» Андрей Коняев: «Наука теряет монополию на описание мира»

Почему науку сравнивают с гаданием на картах таро

РБК
«Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались» «Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались»

Дмитрий Зырянов разрабатывает и строит токарно-фрезерные автоматы с ЧПУ

Эксперт
Сияй, звезда Востока! Сияй, звезда Востока!

Несколько весомых причин поехать в Узбекистан

Добрые советы
Есть варианты. 10 альтернатив прикроватной тумбочке для маленькой спальни Есть варианты. 10 альтернатив прикроватной тумбочке для маленькой спальни

Прикроватная тумбочка нужна в каждой спальне. Но чем ее можно заменить?

Лиза
Были и небылицы Были и небылицы

История — это то, чего не происходило, описанное тем, кто никогда там не был

Дилетант
Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации

Как оставаться верным своим целям и не поддаваться на манипуляции

СНОБ
Эверест как профессия Эверест как профессия

Высоко над нашими головами скрывается самая труднодоступная страна на планете

Вокруг света
Шоссе энтузиастов Шоссе энтузиастов

Тест-драйв электромобиля «Москвич» по маршруту Москва — Ростов-на-Дону

Цифровой океан
Открыть в приложении