Крупнейший российский шинный завод Ikon Tyres сменил зарубежного собственника

ЭкспертБизнес

«Изменилось только название наших шин»

Ikon Tyres — так теперь называется расположенный во Всеволожске Ленинградской области крупнейший российский шинный завод, который сменил зарубежного собственника и проводит ребрендинг своей продукции

Алексей Грамматчиков

Андрей Пантюхов: «Мы остаемся, пожалуй, самым эффективным и современным шинным заводом, причем не только в России, но и в европейском масштабе». Фото: пресс-служба Ikon Tyres

О работе в новых условиях завода Ikon Tyres, который является крупнейшим предприятием в отрасли не только в России, но и в европейском масштабе, в интервью «Эксперту» рассказывает Андрей Пантюхов, генеральный директор Ikon Tyres.

— Как вашему предприятию удалось сохранить промышленную площадку и производство во Всеволожске после ухода финского собственника? Как в этом помогало правительство Ленинградской области?

— Напомню, что в конце октября 2022 года было объявлено о заключении сделки по продаже российского бизнеса финского концерна Nokian Tyres новому собственнику — ПАО «Татнефть». И в конце марта 2023 года эта сделка была закрыта. Теперь мы работаем под новым именем, с новым собственником, но, по сути, больше особо принципиально ничего не поменялось. На самом деле мы еще с лета прошлого года вели большой проект по локализации, перед нами стояла задача выработать решение, которое позволит заводу работать в автономном режиме при «разводе» с бывшей материнской компанией. И уже к началу 2023 года мы были полностью готовы работать в таком режиме. Мы смогли сохранить все наши технологические процессы, сохранить в рабочем состоянии все наше оборудование, производственные системы. То же самое касается и систем высокой автоматизации производства, поставок сырья.

Сейчас наше предприятие продолжает выпускать продукцию, которая уже давно хорошо известна и высоко зарекомендовала себя у потребителей. По большому счету, единственное, что изменилось, — это название шин. Вся эта работа велась при поддержке правительства Ленинградской области, с которым у нас за долгие годы работы сложились хорошие партнерские отношения.

— Производственные мощности завода во Всеволожске — порядка 17 миллионов шин в год. Сейчас удается сохранить объемы выпуска на прежнем уровне?

— Наши актуальные объемы производства, к сожалению, далеки от максимальных показателей прошлых лет. В первую очередь это связано с тем, что мы потеряли значительную часть экспорта продукции в страны Европы и Северной Америки.

Сейчас эти рынки для нас недоступны, и нам потребуется время, чтобы их возместить. Сегодня мы ориентируемся в первую очередь на наш домашний российский рынок, а также на рынки Беларуси и Казахстана, на которых мы уже давно работаем. Но главное, что завод продолжает работать в круглосуточном режиме, семь дней в неделю, с небольшими плановыми остановками два раза в год, как это всегда было. И мы продолжаем производить широкий ассортимент летних и зимних автомобильных шин.

— Как теперь будут называться выпускаемые вами шины?

— Несколько месяцев назад было объявлено, что новым материнским зонтичным брендом для всей продукции, которую мы производим, станет Ikon, и вся компания была переименована в Ikon Tyres. На днях мы объявили о новых названиях наших линеек шин в премиальном и среднеценовом сегментах, поскольку по условиям соглашений, которые были заключены с бывшим собственником, мы должны полностью отказаться от использования прежнего бренда. На смену им приходят другие: наша премиальная линейка в категории летних и зимних шин отныне будет называться Ikon Autograph. Среднеценовая линейка Nordman, хорошо известная потребителям, в перспективе будет переименована в Ikon Character. Пока мы продолжаем производить эту линейку под брендом Ikon Nordman. Получается, что в зимнем сезоне 2023/24, к которому мы полностью готовы, потребители на полках магазинов увидят микс нашей продукции под разными брендами. На каких-то из шин будет написано Nokian Tyres, потому что будут продаваться наши складские запасы, которые были произведены еще до конца марта, до закрытия сделки. На шинах, вышедших с конвейера после марта 2023 года, такой надписи нет, но все технические характеристики остаются аналогичными.

А начиная с летнего сезона 2024 года появятся шины с упомянутыми выше названиями под брендом Ikon.

— Есть ли отличия между вашими новыми шинами и теми, которые производились раньше?

— Технически это ровно те же шины, что мы производили в предыдущие годы, они ничем не отличаются, разница только в названии. Как и в предыдущие годы, шины производятся на том же оборудовании, по тем же технологиям, которые никуда не делись, из того же сырья. Касательно поставок сырья: нам пришлось пересмотреть некоторые логистические цепочки, но мы сохранили прежнюю сырьевую базу. Единственное техническое изменение, которое внимательные потребители смогут увидеть в зимних шинах осенью 2023 года, заключается в том, что в шинах Ikon Nordman 7 и Ikon Nordman 8 несколько модифицированы шипы. Это сделано в связи с ограничениями, наложенными на нас в рамках сделки. Обновленные шипы имеют сердечник в виде «бабочки». Предварительно мы осуществили длительный и тщательный процесс разработки нового шипа, выпустили несколько тестовых партий, провели глубокое, всестороннее их тестирование, в том числе в реальных полевых условиях. Эти шины ничем не будут уступать прежним моделям со старым шипом, а по каким-то параметрам даже будут превосходить их. И больше ничего в продуктовой линейке не изменится.

— Как предприятие решает кадровые вопросы? Удалось ли вам сохранить трудовой коллектив, насколько высоки его профессиональные навыки? Была ли корректировка численности вашего персонала за последний год?

— Нам удалось сохранить команду с огромным опытом, в том числе международным, и уникальными знаниями. Многие трудятся здесь уже более восемнадцати лет, с самого запуска завода. Интересный факт: для нового завода Nokian Tyres в Северной Америке обучение персонала в 2019 году проводили специалисты завода во Всеволожске. Введение летом 2022 года санкций ЕС, запретивших импорт шин из России в страны Евросоюза, автоматически означало для нас серьезное снижение выпуска, поскольку на экспорт шло примерно две трети нашего производства при производственной мощности 17 миллионов шин в год. Тогда мы были вынуждены скорректировать численность персонала: на пике у нас в компании было занято около 1600 человек, сейчас работает 1100. Средний стаж персонала составляет более десяти лет, что подтверждает впечатляющий коллективный опыт нашей команды. В последнее время мы больше никаких сокращений не проводили и проводить не планируем. Более того, по мере того как производство будет наращивать обороты, мы будем увеличивать численность персонала.

Одновременно мы активно развиваем наше собственное направление исследований и разработок. Раньше мы в этом вопросе зависели от материнской компании, сейчас переходим на полностью самостоятельную работу. Создан костяк команды, который объединяет специалистов с передовым опытом работы на шинном производстве как в России, так и на заводах крупных мировых производителей.

— Что вы думаете о развитии российского шинного рынка за последний год? Какое место на нем ваша компания стремится занимать?

— Мы в течение многих лет были и остаемся бесспорным лидером российского шинного рынка и в текущих условиях ставим перед собой задачу не только сохранить, но и укрепить это лидерство. Российский шинный рынок находится в достаточно хорошей форме с точки зрения спроса, но при этом на нем происходят радикальные изменения с точки зрения предложения. Целый ряд иностранных шинных производителей приняли решение уйти с российского рынка. Сейчас идет процесс консолидации российского шинного рынка, и мы планируем продолжать играть первую скрипку и усиливать свою лидерскую позицию. В предыдущие годы мы могли бы поставлять на российский рынок больше шин, но мы были ограничены квотой, которую наш прежний владелец выделял на рынок РФ. Сейчас мы самостоятельно планируем загрузку производственных мощностей, что открывает перед нами хорошие возможности. Мы планируем усиливать наши позиции на российском рынке, а также разрабатываем экспортную стратегию до 2030 года, что позволит в будущем наращивать экспортный потенциал, поскольку мы видим интерес за рубежом к сотрудничеству с нашим заводом.

— Как на российский шинный рынок влияет рост цен? Для того же автомобильного рынка это сейчас одна из главных проблем.

— Пик роста цен на шины России, по нашим наблюдениям, пришелся на прошлый год, особенно на его первую половину, когда происходила взрывная девальвация рубля, был очень существенный рост стоимости сырья и материалов. В текущем же году, по нашей оценке, цены на шины в среднем даже несколько снизились по сравнению с ценами 2022-го. В течение 2023 года мы какого-либо существенного повышения цен на шинном рынке не наблюдаем.

Важно понимать, что в значительной степени производство шин зависит от сырья и материалов, существенная часть которых по-прежнему поставляется из-за границы и покупается за валюту. Можно в качестве примера привести натуральный каучук, который покупается в основном в странах Юго-Восточной Азии, а в России каучуконосы не произрастают совсем. Одновременно на стоимость значительной части сырья и материалов существенно влияет стоимость нефти. Колебания цены на нефть и валютного курса рубля влияют на стоимость шин, в том числе для локального производителя. Поэтому в случае сохранения низкого курса рубля в комбинации с высокими ценами на нефть в более длительной перспективе возрастает риск существенного повышения цен на шинном рынке.

— Вы не боитесь новых конкурентов, которые приходят на российский шинный рынок? В частности, к нам активно идут китайские компании. Есть вероятность, что со временем они будут вас теснить?

— Китайские компании действительно очень сильно нарастили свое присутствие на российском рынке. За последние несколько лет объем импорта шин из КНР, по нашей оценке, практически утроился, сейчас в России продается более сотни разных шинных брендов из Китая. Но все они представлены в бюджетном сегменте и оказывают влияние на динамику этого сегмента рынка. Я не вижу, что наша продукция напрямую с ними конкурирует, потому что она находится на более высоком уровне качества и по своим техническим характеристикам в значительной степени превосходит любые образцы китайских шин, особенно когда мы говорим о зимних шинах.

Таким образом, даже в условиях усиления конкуренции, как я говорил выше, мы планируем усиливать наши рыночные позиции. Ведь мы остаемся, пожалуй, самым эффективным и современным шинным заводом, причем не только в России, но и в европейском масштабе. В новых условиях мы сохраняем высокий уровень качества нашей продукции, что обусловлено высокой автоматизацией и технологичностью нашего производства. Каждая выпускаемая нами шина проходит как обязательный визуальный контроль, так и автоматизированную проверку на оборудовании, которое симулирует установку шины на авто и ее движение по дороге. И одновременно в ближайшее время мы планируем наращивать наши собственные инженерные компетенции, развивать передовой и технологичный модельный ряд нашей продукции.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Информационная война Информационная война

В Древнем Риме борьба пропагандистов была не менее напряженной, чем сейчас

Дилетант
Бизнес как спорт Бизнес как спорт

Генеральный директор компании FIRST Максим Сергеев — об искусстве быть первым

FP. BusinessReview
Настоящий имперец Настоящий имперец

Ни один другой немецкий политик не был использован так сильно, как Бисмарк

Дилетант
Парадоксальная угроза Парадоксальная угроза

Одна из самых интересных битв вокруг ИИ развернется не в области техники

Правила жизни
Садат и Асад Садат и Асад

Война Судного дня планировалась властями Сирии и Египта как реванш

Дилетант
Быть Марго Робби Быть Марго Робби

Забавно, что у актрисы, сыгравшей в кино роль Барби, никогда этой куклы не было

Караван историй
От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране

Предпринимательницы из разных городов, которые вопреки всему развивают ателье

Forbes
Авиация Авиация

Рекордно просторные салоны, близкая к рекордной скорость плюс забота об экологии

Robb Report
Города для жизни Города для жизни

Словосочетание «комфортная городская среда» давно звучит из уст чиновников

Эксперт
Как размножаются математики Как размножаются математики

Каждый путь математика к звездам проходит через тернии

Знание – сила
Беспилотные машины и умные дороги: какие риски несет в себе транспорт будущего Беспилотные машины и умные дороги: какие риски несет в себе транспорт будущего

Что нужно регламентировать в законах о беспилотных машинах

Forbes
Ставка ЦБ: нужно ли лечить здоровую экономику Ставка ЦБ: нужно ли лечить здоровую экономику

Активный рост производства и спроса говорит не о перегреве

Эксперт
Как добиться стройности без насилия над собой: 7 шагов Как добиться стройности без насилия над собой: 7 шагов

Что такое естественное похудение и как оно помогает получить желаемую фигуру?

Psychologies
Как модель Оля Запивохина делает карьеру даже после перенесенной операции на мозге Как модель Оля Запивохина делает карьеру даже после перенесенной операции на мозге

Модель Оля Запивохина: почему не всегда нужно все планировать?

Forbes
Недооцененные сиквелы, о которых все забыли Недооцененные сиквелы, о которых все забыли

Вторые, третьи и прочие части франшиз, которые затмили их предшественники

Maxim
Как выбрать устрицы и с чем их сочетать: объясняют эксперты Как выбрать устрицы и с чем их сочетать: объясняют эксперты

Чем хороши и полезны устрицы, как получить удовольствие от деликатеса?

РБК
В ответе за все В ответе за все

Энергии Александра Петрова можно только позавидовать

OK!
Что происходит с морскими жителями во время ураганов? Что происходит с морскими жителями во время ураганов?

Замечают ли обитатели океанов стихию, что бушует на поверхности?

ТехИнсайдер
Вежливость не повод для доверия: главные ошибки в деловых отношениях с американцами Вежливость не повод для доверия: главные ошибки в деловых отношениях с американцами

Какие подводные камни таятся во взаимодействиях с американскими партнерами

Forbes
Как инвестбанкир Евгений Коган стал медиаперсоной и зарабатывает на личном бренде Как инвестбанкир Евгений Коган стал медиаперсоной и зарабатывает на личном бренде

Как инвестбанкир Евгений Коган стал главной финансовой звездой в Telegram

Forbes
Как быстро избавиться от синяка: 8 эффективных методов Как быстро избавиться от синяка: 8 эффективных методов

Домашние средства, которые ускорят заживление синяка

ТехИнсайдер
Пограничное состояние Пограничное состояние

Как криптобиржи помогут обойти санкции

FP. BusinessReview
5 психологических советов, которые помогут пережить боль от разрыва 5 психологических советов, которые помогут пережить боль от разрыва

Как справиться с грустью и перестать обесценивать себя после расставания

Psychologies
Золото в жилах стынет Золото в жилах стынет

Как добывают самое северное в мире золото

ТехИнсайдер
Сезон открытий Сезон открытий

Программа минимум в Астраханской области: Волга, вобла и арбузы

Лиза
Манипуляция в отношениях: как эмоции делают нас жертвами Манипуляция в отношениях: как эмоции делают нас жертвами

Как наши эмоции делают нас жертвами манипуляции и что можно с этим сделать

Psychologies
Как женщины ухаживали за собой в старину? Как женщины ухаживали за собой в старину?

Помада из бычьего сала, бодяга, кипяченая зала — какой была косметика в старину

Культура.РФ
Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК» Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»

1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю

Коллекция. Караван историй
Парк Никола-Ленивец: что делать в Калужской области Парк Никола-Ленивец: что делать в Калужской области

Парк Никола-Ленивец — крупнейший в Европе парк ленд-арта

Psychologies
«Мурманский СПГ»: заполярный матч со многими неизвестными «Мурманский СПГ»: заполярный матч со многими неизвестными

Дерзкий проект «НоваТЭКа» зависит от позиции «Газпрома» и государства

Эксперт
Открыть в приложении