Самарская область намерена стать лидером в производстве беспилотников

ЭкспертHi-Tech

Беспилотники ускоряются

Самарская область намерена стать лидером в производстве и эксплуатации беспилотных авиационных систем. И у нее есть возможности для достижения этой цели

Николай Ульянов

Сопредседатель комитета по беспилотным системам и технологиям НОЦ «Инженерия будущего» Давид Овакимян (справа) демонстрирует губернатору Самарской области Дмитрию Азарову возможности тренировочного комплекса для обучения операторов БПЛА

Самарская область стала первым российским регионом, где создан научно-производственный центр гражданских беспилотных авиационных систем (БАС). В НПЦ «Самара» будет организован полный цикл производства беспилотных систем — от научных исследований и разработки необходимых технологий до серийного выпуска беспилотников, включающего в себя изготовление необходимых комплектующих — электрических двигателей, винтов, корпусных изделий, систем авионики и связи, а также программного обеспечения. Кроме того, НПЦ займется разработкой нормативно-правовой базы для обеспечения эксплуатации БАС на территории страны и возьмет на себя функции сертификационного центра беспилотных авиационных систем.

Создание научно-производственного центра БАС именно на территории Самарской области неслучайно: этот регион вполне обоснованно претендует на звание столицы беспилотной авиации России.

Будущее за беспилотным транспортом

Самарский кластер БАС появился по инициативе губернатора региона Дмитрия Азарова. Руководство региона сумело заинтересовать в сотрудничестве одного из ведущих разработчиков беспилотных авиационных систем — компанию «Транспорт будущего» — в реализации крупного проекта на территории области.

В настоящее время эта компания строит в ОЭЗ «Тольятти» завод по производству беспилотников. Под эти цели весной была приобретена площадка более 40 тыс. кв. м. Тогда же заявлялось, что общая сумма инвестиций в проект составит 6 млрд рублей. Однако в июне, в ходе Петербургского международного экономического форума, между правительством Самарской области и компанией «Транспорт будущего» было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проекта по созданию в регионе полного цикла производства БАС. И тогда же было объявлено, что общая сумма инвестиций в проект составит более 20 млрд рублей. В компании увеличение объема вложений объяснили тем, что подписанное соглашение предусматривает не только строительство завода, но и создание всей необходимой инфраструктуры для проведения летных испытаний, сертификации, обучения персонала. Кроме того, принято решение расширить номенклатуру производства собственных комплектующих для БАС, в том числе массой менее 30 кг.

Комментируя подписание соглашения, генеральный директор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко отметил, что приход компании именно в Самарскую область обусловлен отношением руководства региона области к инвесторам, активностью ее правительства, выгодным географическим положением, а также теми преференциями и льготами, которые были предоставлены проекту. По его словам, уже сейчас на площадке возведено четыре объекта: цеха для сборки двух разновидностей дронов и цех производства структурных элементов БАС.

«Исполняя поручение президента, мы реализуем проект в рекордно короткие сроки. Уже в декабре планируется завершить строительство производственной площадки по выпуску беспилотных летательных аппаратов, за что я хочу поблагодарить наших партнеров», — подчеркивает Дмитрий Азаров.

В Тольятти «Транспорт будущего» планирует выпускать грузовые беспилотники и аэротакси грузоподъемностью 200 кг. Это воздушные суда мультироторного типа с двухуровневой схемой расположения винтомоторных групп для повышения управляемости и отказоустойчивости во время полета. Эти беспилотники способны работать при температурах от −30 до +40 градусов. В планах компании — выпуск беспилотных аппаратов массой до 30 кг. Отдельный блок работ будет связан с агродронами взлетной массой 600 кг.

Что касается целей применения БПЛА, то это, как поясняют в компании, в первую очередь аграрный сектор, например мониторинг и обработка полей. Следующая сфера применения — агрологистика и доставка грузов, а также мониторинг различных объектов, в том числе имеющих значительную протяженность — например, нефтепроводов или линий электропередачи. Грузовые БАС также могут быть использованы службами спасения.

В отношении аэротакси в компании надеются, что оно найдет применение рядом с крупными мегаполисами с высокой плотностью дорожного движения, а также поможет преодолевать расстояния от малых населенных пунктов до более крупных городов, что позволит повысить качество жизни в небольших городах.

Предполагается, что начиная с 2024 года на заводе в Самарской области будет выпускаться более трех тысяч БАС в год.

При этом программа развития беспилотного транспорта не ограничивается проектом компании «Транспорт будущего». Серьезная работа ведется в Центре беспилотных систем Самарского университета имени академика С. П. Королева. Этот вуз входит в научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня «Инженерия будущего». А в самом НОЦ создан межотраслевой комитет по беспилотным системам и технологиям. По словам сопредседателя комитета НОЦ, директора центра беспилотных систем СНИУ им. С. П. Королева Давида Овакимяна, за последнее время совершен серьезный прорыв в сфере программного обеспечения для беспилотных летательных аппаратов, в регионе ряд предприятий малого и среднего бизнеса занимаются производством беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и самолетного типа.

Научный задел по беспилотным летальным аппаратам, созданный в области, во многом способствовал тому, что именно здесь появился кластер БАС, считает Давид Овакимян. Важную роль в этом сыграло и создание сначала НОЦ, а затем и комитета по БАС. «В комитет входят представители науки, образования и бизнеса не только Самарской области, но и других российских регионов и Республики Беларусь. Благодаря такой синергии мы можем интегрировать в наши разработки самые передовые решения», — считает Давид Овакимян.

Так, на ПМЭФ был представлен тренировочный комплекс для обучения операторов беспилотных аппаратов. «Этот учебно-тренировочный комплекс позволяет проводить качественное и эффективное обучение, — говорит Давид Овакимян. — Сегодня у нас закупают не только сами тренажеры, но и права на производство этих комплексов, поскольку на российском рынке подобных изделий практически нет».

Разрешение на взлет

Двадцать восьмого июня правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 20230 года и на перспективу до 2035 года. Стратегия предполагает, что к 2030 году в России будет создана фактически новая отрасль по производству и эксплуатации гражданских беспилотников. При этом российский рынок БАС вырастет до 1 трлн рублей, увеличившись в 20 раз от своего текущего состояния (подробнее см. «Российские беспилотники: летим к триллиону», «Эксперт», № 28 за 2023 год).

До последнего времени производство беспилотников в России во много опиралось на иностранные комплектующие. Проекты, реализуемые в Самарской области, должны способствовать решению этой проблемы. Как уже было сказано, «Транспорт будущего» на своем заводе будет выпускать комплектующие не только для обеспечения собственного производства, но и в целом для российского рынка. Кроме того, эта компания заключила соглашение о стратегическом партнерстве с группой компаний «ИнЭнерджи» и Фондом поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ). Соглашение предполагает развитие проекта «Металион» по разработке химических источников тока и строительству завода по их производству. В том числе литий-ионных батарей для БАС. В проект планируется инвестировать более 20 млрд рублей, а совокупная мощность опытно-промышленного производства, которое инвесторы рассчитывают построить за год, составит 750 МВт·ч в год.

«Аккумуляторная батарея — важнейшая часть БАС, электрического транспорта и других высокотехнологичных приборов. Однако пока эти комплектующие преимущественно поставляются в Россию из-за рубежа и остаются одной из критических точек роста российской отрасли БАС, — говорит Юрий Козаренко. — На сегодня компания активно развивает разработку литий-ионных и иных видов АКБ для БАС, а также работает с сильнейшими отечественными учеными и мировыми лидерами направления. Объединение опыта и экспертизы в проекте поможет ускорить решение общих задач». По его словам, итогом этой работы может стать организация в стране производства отечественных АКБ в объеме десятков гигаватт-часов в год для всех отраслей промышленности.

Серьезный импульс развитию беспилотной авиации в Самарской области придаст введение на территории региона экспериментального правового режима (ЭРП) в сфере эксплуатации беспилотных авиационных систем. Заявка о его введении была направлена в правительство России в марте этого года. Как сообщил министр экономического развития Самарской области Дмитрий Богданов, заявка прошла все необходимые согласования и уже подготовлено соответствующее постановление правительства России.

«ЭПР позволит его участникам применять беспилотники в специальном упрощенном режиме как при производстве и испытаниях, так и для воздушной перевозки грузов, авиационных работ, обработки сельскохозяйственных угодий, мониторинга протяженных объектов инфраструктуры, работы МЧС и многого другого», — пояснил министр в своем телеграм-канале, отметив, что экспериментальный режим вводится на всей территории региона, за исключением зон со специальными ограничениями. Экспериментальный режим будет действовать в регионе в течение трех лет спустя 20 дней с даты подписания постановления правительства.

«Многие технологии, создаваемые с нуля, требуют апробации, пилотных применений. Но законодательство сегодня в полной мере не позволяет это сделать. И введение экспериментального режима даст возможность тестировать новые разработки. И то, что такой режим будет введен в Самарской области, конечно, поможет нам быстрее вывести свои технологии, свою продукцию на рынок», — считает Давид Овакимян.

«Самарская область показала высокую адаптивность к существующим реалиям, умение находить новые точки роста, подтверждая статус опорного края страны, — считает Дмитрий Азаров. — Регион сегодня становится драйвером развития беспилотных авиационных систем в России. Введение ЭПР открывает возможности для проведения испытаний новых летательных аппаратов уже в этом году, что позволит максимально быстро внедрять новые технологии в серийный выпуск».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Пропаганда как свидетельство Пропаганда как свидетельство

6 фильмов, в которых старые кадры разоблачают своих героев и заказчиков

Weekend
АвтоВАЗ: перестройка и экспансия АвтоВАЗ: перестройка и экспансия

Флагман российского автопрома наращивает выпуск автомобилей. Впереди — изменения

Эксперт
Как найти любовь, если тебе больше 40 лет: советы психологов Как найти любовь, если тебе больше 40 лет: советы психологов

Поиски второй половинки после 40 связаны со своими уникальными сложностями

VOICE
Маломощные реакторы спасут мирный атом Маломощные реакторы спасут мирный атом

Репутация – главная проблема атомной энергетики в XXI веке

Популярная механика
Как выбрать устрицы и с чем их сочетать: объясняют эксперты Как выбрать устрицы и с чем их сочетать: объясняют эксперты

Чем хороши и полезны устрицы, как получить удовольствие от деликатеса?

РБК
Русские алкогольные традиции, которые ужасают иностранцев Русские алкогольные традиции, которые ужасают иностранцев

Те самые традиции, которые русскому — хорошо, а немцу — смерть!

Maxim
Тень сомнений Тень сомнений

Кажется, что вскоре техника будет неотличима от магии, а мир наполнится чудесами

Правила жизни
Эпоха «посткремниевой долины» Эпоха «посткремниевой долины»

В России создается элементная база, работающая на новых физических принципах

Наука
Как инвестбанкир Евгений Коган стал медиаперсоной и зарабатывает на личном бренде Как инвестбанкир Евгений Коган стал медиаперсоной и зарабатывает на личном бренде

Как инвестбанкир Евгений Коган стал главной финансовой звездой в Telegram

Forbes
Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды

Как социальные сети могут использовать против владельца страницы

Forbes
Первая и последняя кошка астронавт: история Фелисетт Первая и последняя кошка астронавт: история Фелисетт

Как одна бездомная кошка стала космонавтом

ТехИнсайдер
Субботы терпкий вкус Субботы терпкий вкус

Рисовать в Шаббат? Художница Елена Репетур убедилась, что Израиль — страна чудес

Seasons of life
Едим и… худеем! Едим и… худеем!

Полезные продуктов, которые снижают усвоение жира

Добрые советы
«Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют «Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют

Как распознать методы боевого НЛП

Psychologies
Круче, чем в балете Круче, чем в балете

Чем полезны приседания плие (и как их правильно выполнять)

Лиза
Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке

Отрывок из документального рассказа о Дальнем Востоке

СНОБ
Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно» Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно»

Алла Юганова — о том, за что любит профессию и как подчеркнуть женственность

Здоровье
Цифровые грязи Цифровые грязи

Куда завезут нас электрические внедорожники

Автопилот
Секрет фирмы Секрет фирмы

Раздаем полезные советы по менеджменту (бесплатно)

Лиза
ЛПХ-зависимый агро ЛПХ-зависимый агро

77% сельхозпродукции в Забайкальском крае приходится на хозяйства населения

Агроинвестор
«Великая ирония»: цепь убийственных случайностей «Великая ирония»: цепь убийственных случайностей

Каким получился новый фильм Вуди Аллена

Эксперт
Уберите свет! Почему глаза становятся гиперчувствительны к свету и как этого избежать Уберите свет! Почему глаза становятся гиперчувствительны к свету и как этого избежать

Что вызывает светобоязнь и как с ней справиться

Лиза
Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации

Как оставаться верным своим целям и не поддаваться на манипуляции

СНОБ
Вокзал как искусство Вокзал как искусство

Вокзал Владивостока – не просто вокзал, а настоящий памятник русского зодчества

Отдых в России
АПК зовут в Африку АПК зовут в Африку

В чем потенциал сотрудничества со странами Африканского континента

Агроинвестор
Украшения Украшения

Оригинальная форма, полёт фантазии и виртуозная техника исполнения

Robb Report
Станислав Лем Станислав Лем

Правила жизни писателя Станислава Лема

Правила жизни
Ольга Бычкова: «В ближайшие десятилетия должна произойти пересборка всего научного мира» Ольга Бычкова: «В ближайшие десятилетия должна произойти пересборка всего научного мира»

Как технологии меняют человека и природу вокруг него

РБК
Осень ярко Осень ярко

Эльдар Калимулин — о кино и театре, который, как известно, начинается с вешалки

Men Today
Открыть в приложении