Как либерализм, коммунизм и фашизм вошли в состав новейших утопий

WeekendИстория

Три идеологии как одна мечта о счастье

Как либерализм, коммунизм и фашизм вошли в состав новейших утопий

Текст: Григорий Ревзин

Фото: Diomedia

С середины XIX века с утопиями происходит грустная вещь — они маргинализируются. Сен-Симон, Фурье и Оуэн мыслят себя (и отчасти воспринимаются обществом) как мессии, а Этьен Кабе, Эдвард Беллами или Кинг Кэмп Жиллетт, даже несмотря на свою популярность при жизни, смотрятся малозначительными чудаками. Утопии уходят в тень глобальных идеологий — либеральной, коммунистической и националистической (фашистской),— которые хотя и похожи на утопии, но не хотят, чтобы их так воспринимали. Утопии существуют внутри идеологий невыраженно и безымянно.

Этот текст — часть проекта «Оправдание утопии», в котором Григорий Ревзин рассказывает о том, какие утопические поселения придумывали люди на протяжении истории и что из этого получалось.

Парадоксальным образом у этих идеологий нет авторов из-за того, что авторов слишком много. Иммануил Валлерстайн в книге «После либерализма» пишет: «В девятнадцатом столетии возникли три основных течения политической теологии — консерватизм, либерализм и социализм. <…> Ни одно из этих трех идеологических течений никогда не выражалось в какой-то одной определенной форме. Совсем наоборот; создавалось впечатление, что каждое из них стремилось принять такое количество обличий, которое соответствовало числу их идеологов». И у этих многочисленных идеологов нет ни слова об утопии. Неважно, обращаемся ли мы к родоначальникам идеологий (Джону Локку, Карлу Марксу или Шарлю Моррасу), или к программным документам типа Билля о правах, «Манифеста Коммунистической партии», или статьям Бенито Муссолини, которые по существующему законодательству лучше не называть, там речь о другом.

Карл Мангейм в книге «Идеология и утопия» объяснил нам, что «утопия — проект идеального общества, тогда как идеология — обоснование справедливости общества реально существующего». Однако провести это различие через реальность исторического материала затруднительно. Утопические идеалы встроены в идеологии, поскольку обоснование справедливости существующего во всех трех идеологиях делается через идеал общества, к которому нас движет государство, этот идеал отнесен в будущее и в этом смысле утопичен.

Определить суть этих трех идеалов просто. Максимилиану Робеспьеру принадлежит формула «свобода, равенство и братство», ставшая лозунгом Великой Французской революции (он предложил ее как девиз Национальной гвардии). Три идеала создали три идеологии: либерализм — это свобода, коммунизм — равенство, а фашизм — это братство.

При этом выстроить общество на идеале свободы невозможно, поскольку свобода принадлежит человеку, а строится общество, и оно по определению не может не ограничивать индивидуальную свободу в пользу общности. Практически любой либеральный проект поэтому — это не поиск свободы, а поиск границы для свободы: сколько свободы можно позволить человеку так, чтобы она не травмировала других, и сколько ограничений можно позволить обществу так, чтобы оно не травмировало человека. Разумеется, граница эта исторически подвижна. Сегодня свобода вероисповедания самоочевидна, а для Джона Локка это было не так (он репрессировал католиков), сегодня необходимость ограничить показное потребление очевидна, а в прошлом этого не требовалось. Однако это касается прагматики политических действий в конкретных ситуациях. В идеале же свободы должно быть чем больше, тем лучше. Нужно общество, которое ни в чем не ограничивает своих членов, то есть чистая утопия.

Выстроить общество на идеале равенства также невозможно, поскольку люди не равны и это им выгодно. Практика коммунистической идеологии всегда сводится к ограничению неравенства — материального, социального, человеческого, и граница неравенства исторически подвижна. Можно стремиться к приближению доходов всех граждан к прожиточному минимуму, можно ограничивать наследование имущества, можно положительно дискриминировать детей неблагополучных родителей по доступу к образованию или медицине. Но общество полного равенства недостижимо в принципе — мало того, что люди не равны по своим способностям, им еще присуща не только жажда равенства, но и жажда первенства.

Вероятно, отождествление фашизма с братством вызывает вопросы. Я исхожу из следующего. Братство — это устройство общества естественным способом, из своих — изначально близких, любящих друг друга людей. Такие встречаются в устойчивых сообществах — люди одной деревни, одного прихода, одного цеха, одной улицы. Это идеал мира, вращающегося вокруг домашнего очага большой семьи. Политика, направленная на поддержание чувства братства, сводится к трем вещам. Во-первых, защита сложившихся социумов — братство всегда консервативно. Во-вторых, поиск «духовных скреп», позволяющих дать чувство братства людям, не подозревающим о том, что они братья. Это общая история, общая вера, общая культура, общая нация, общий вождь и иногда что-то более экзотическое (типа родной природы). И в-третьих — это конструирование «чужих». Я думаю, в такой конфигурации фашизм уже узнаваем. В идеале все чужие должны быть выведены из нашего «жизненного пространства», и тогда мы получим идеальное общество людей, противоречия между которыми снимаются в братской любви. Однако «своих» не бывает без «чужих»: если в обществе все свои, то среди них обязательно находятся какие-то чужие, что мы прекрасно знаем по истории любой одной деревни, одного прихода, одного цеха, одной улицы. Из братьев можно строить семью (а точнее, пытаться ее сохранить, подавляя борьбу за первенство между

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
Моя идеальная свадьба Моя идеальная свадьба

Как прошла свадьба Ирены Понарошку и Руслана Годизова

OK!
Промотанное наследство Промотанное наследство

Семья у Натальи Гончаровой была и вправду непростой

Дилетант
Мужчина мечты Мужчина мечты

Станислав Магкеев приятно удивил нас своей добротой, честностью, даже упрямством

VOICE
Символы. Образы. Эмблемы Символы. Образы. Эмблемы

Материалы Главной темы этого номера посвящены многообразию знаков

Знание – сила
Свидетельства неслучившегося Свидетельства неслучившегося

Песни Пахмутовой и Добронравова задали эмоциональный режим советского человека

Weekend
Сейчас разберемся (в себе) Сейчас разберемся (в себе)

Трансформационные игры – просто забава или способ изменить жизнь?

VOICE
Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона

Фрэшмены из Сибири, имеющие все шансы стать звездами

Maxim
Цугцванг: как выбраться из тупика. Советы психологов Цугцванг: как выбраться из тупика. Советы психологов

Цугцванг в жизни: что делать, когда задуманное не совпадает с реальностью

РБК
Едим и… худеем! Едим и… худеем!

Полезные продуктов, которые снижают усвоение жира

Добрые советы
Как создается экономический рост Как создается экономический рост

РЖД — один из крупнейших инвесторов в инфраструктуру в России

Эксперт
Экспорту металлургического угля требуется ускорение Экспорту металлургического угля требуется ускорение

Производители металлургического угля могут нарастить экспорт страны АТР

Эксперт
Сцены из двух супружеских жизней Сцены из двух супружеских жизней

«Вычитание»: триллер о двойниках, слишком повернутый на собственной драматургии

Weekend
Ида Галич и Олег Горчанин Ида Галич и Олег Горчанин

Кажется, профсоюз Иды Галич и Олега Горчанина подарил нам эффектный мейковер

Собака.ru
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!

Что делать, когда вы не знаете, где искать свое призвание?

Добрые советы
Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине

Россия начала активно разрабатывать нейросети в системе здравоохранения

ФедералПресс
Марс — крестьянам, роботов — рабочим! Марс — крестьянам, роботов — рабочим!

«Кибердеревня»: березапанковская Россия будущего

Weekend
Седой Адам Драйвер в гонке со смертью: каким получился «Феррари» Майкла Манна Седой Адам Драйвер в гонке со смертью: каким получился «Феррари» Майкла Манна

«Феррари»: каким получился фильм про роковую страсть к гонкам

Forbes
Интерьер на счастье Интерьер на счастье

Бюро объединило четыре квартиры на последнем этаже московской новостройки

SALON-Interior
Как обидеть мужчину: запрещенные приемы Как обидеть мужчину: запрещенные приемы

Как растоптать уверенность мужчины в себе?

Лиза
Десять лет — Восток нормальный Десять лет — Восток нормальный

Как изменился Дальний Восток за десять лет?

FP. BusinessReview
Электрический ключ к прекрасному Электрический ключ к прекрасному

Ученые исследуют нейрофизиологические механизмы восприятия произведений живописи

Наука
Алкуин и Каролингское возрождение Алкуин и Каролингское возрождение

Как спасти из мрачной бездны неведения культуру Западной Римской империи?

Знание – сила
Атака шаблонов: самые избитые приемы и ходы в фильмах разных жанров Атака шаблонов: самые избитые приемы и ходы в фильмах разных жанров

Эти сцены вы видели в тысячи разных фильмов — и все они одинаковые

Maxim
Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – сила
Механические дрожки уральского мастера Механические дрожки уральского мастера

Заглянем в Зал карет Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа

Дилетант
Пойдем гулять? Пойдем гулять?

Как защитить собаку на прогулке

Лиза
Забудь, если ты на диете Забудь, если ты на диете

10 самых калорийных фруктов

Лиза
Вопрос / ответ Вопрос / ответ

Что ели русские крестьяне, кто изобрел алфавит и другие вопросы и ответы

Вокруг света
Философ у отверстого гроба Философ у отверстого гроба

Жизнь и смерть французского философа Николя де Кондорсе

Знание – сила
Открыть в приложении