«Скорая помощь» для электромобиля
Российский стартап L-Charge выводит на мировой рынок автономную зарядную станцию, которая не зависит от электрических сетей и способна зарядить электромобиль за несколько минут

В России около полутора тысяч зарядных станций для электромобилей, то есть на десять электрических транспортных средств приходится одна зарядка. На первый взгляд это соответствует европейским нормам, однако на самом деле ситуация хуже, поскольку в их число входят, например, розетки на частных участках или станции на закрытых территориях. Отчасти нехватка электрозаправок и долгое время зарядки снижают мотивацию к покупке электромобиля.
Стартап L-Charge взялся решить эти проблемы. Компания, основанная в конце 2020 года, создала мобильную станцию сверхбыстрой зарядки мощностью 120–250 кВт. Она размещается на шасси грузовика и представляет собой мини-электростанцию, работающую на сжиженном природном газе и вырабатывающую электричество для зарядки батареи. В перспективе ее можно перевести на водород или биотопливо. На зарядку одного электромобиля уходит около 20 минут.
«Мобильная зарядка может выступать своего рода скорой помощью для тех, кто оказался в разряженном автомобиле посреди пути, без возможности подзарядки. Она будет необходима сервисам каршеринга, как только у них появится значительный парк электрокаров. Также она пригодится при проведении мероприятий вдали от инфраструктуры — на фестивалях, концертах», — говорят в компании.
Первая мобильная заправка L-Charge начала работать в Москве в августе 2021 года. Вызвать ее можно через бот в Telegram. Сервис получает в среднем от семи до десяти заказов в день. Станция способна заряжать до 24 автомобилей от 0 до 80% без дозаправки самой установки. Свыше 80% заряжать нерационально: батарея принимает ток на большой скорости только до этого уровня.
Пока стартап продает электроэнергию по 15 рублей за киловатт-час, то есть по себестоимости сжиженного газа, на котором работает станция. Таким образом, в среднем зарядить машину стоит 600–750 рублей, этого хватит примерно на 250 км.
Сейчас зарядить электромобиль можно дешевле, чем предлагает L-Charge, или бесплатно. Как медленную, так и быструю зарядку на безвозмездной основе предлагают общественные сети, в основном это станции «Россетей» и их «дочек». Существуют и коммерческие сети, где электромобиль заряжают за 12–25 рублей за киловатт-час в зависимости от цены на электроэнергию в регионе. На медленную зарядку цена обычно ниже — около 7–9 рублей за киловатт-час. При зарядке электромобиля от сети собственного дома стоимость электроэнергии будет считаться по тарифу для населения, однако и заряжаться электромобиль будет долго.
Водители готовы платить за сервис L-Charge больше, чем за обычную зарядку, считает председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры