Игры строгого режима
В Пекине с 4 по 20 февраля пройдут зимние Олимпийские игры — на фоне резкого усиления геополитического противостояния Китая и США, а также невиданных антиковидных мероприятий

За последние несколько десятилетий олимпиады стали главными спортивными мегасобытиями, большими праздниками планетарного масштаба. Однако в этот раз зимние Олимпийские игры в Пекине ожидались, скорее, с тревогой и неопределенностью, чем с ощущением грядущего праздника. Прежде всего из-за разворачивающихся политических событий: не будет ли во время Олимпиады военных конфликтов и провокаций, например между Россией и Украиной или Китаем и США вокруг Тайваня? Сегодня многим интереснее обсуждать, какие страны присоединятся к американскому дипломатическому бойкоту Игр, чем то, кто победит в биатлоне или в фигурном катании.
Спорт отошел на второй план и из-за невиданных для олимпиад медицинских ограничений. Жизнь спортсменов будет максимально регламентирована: они не смогут выходить из отелей, должны будут каждый день сдавать тесты, а в случае положительного теста им придется немедленно изолироваться. Иностранных гостей не будет, стадионы будут заполнены местными болельщиками едва ли на треть. В общем, пекинская Олимпиада пока не похожа на праздник.
В Пекине наша сборная в последний раз будет выступать под флагом Олимпийского комитета России. Наказание за допинговые скандалы практически закончилось. Вместо гимна во время награждения россиян будет звучать Первый концерт Чайковского. Впрочем, даже без национальных флага и гимна, судя по предтурнирным раскладам, Олимпиада может стать для россиян одной из самых успешных в истории: прогнозируют, что будет завоевано тридцать медалей.

Запрещено!
Главный вызов пекинской Олимпиады — ковид-ограничения. Само проведение Игр в Поднебесной в текущей ситуации противоречиво. С одной стороны, Китай проводит самую строгую антиковидную политику в мире. В стране установлен режим нулевой толерантности к вирусу: даже города-миллионники в случае необходимости блокируются и садятся на жесткий локдаун, авиационное сообщение с внешним миром крайне ограничено. С другой стороны, Олимпиада даже в усеченном варианте — это приезд в Китай одиннадцати тысяч иностранцев, которые обязательно привезут вирус. В начале февраля только у прибывших на Игры выявлялось по 30–40 положительных ПЦР-тестов в день. По существующим меркам двадцатимиллионного Пекина это много. Какова же политика Китая в области ковида на Олимпиаде?
Если в нескольких словах: политика намного жестче, чем на прошедшей полгода назад токийской Олимпиаде. Пекин постарался выстроить на пути вируса эшелонированную оборону. Первый барьер: принять участие в Играх могут только вакцинированные. Полный курс вакцинации нужно завершить не позднее чем за 14 дней до приезда в Китай. Для невакцинированных вроде оставлена лазейка в виде трехнедельного карантина по приезде в Китай, но ею не воспользовался ни один человек: для профессиональных спортсменов три недели без тренировок немыслимы.
Второй барьер: минимум за 14 дней участник Олимпиады должен скачать специальное приложение, в которое обязан загрузить сертификат о вакцинации и ежедневно делать отметки о своем здоровье. Третий барьер: спортсмены и участники делегации должны сдать два ПЦР-теста в разные дни в пределах 96 часов до вылета в Пекин. Причем сдавать тесты можно только в местах, одобренных посольством Китая. Наличие даже одного положительного теста — это запрет на въезд в Китай. После получения результатов тестов надо оформить сразу два QR-кода в приложении и дождаться одобрения организаторов.
Но это не всё. Спортсмены на Олимпиаде должны ежедневно сдавать ПЦР-тесты, измерять температуру и сообщать о здоровье через приложение. Положительный тест означает снятие с соревнований и перемещение либо в изолятор, либо — при наличии симптомов болезни — в больницу. Команда в этом случае не снимается с соревнований.
В сложное положение попадут те, кто общался с человеком, сдавшим положительный тест. Близким контактом считается нахождение рядом с больным от 15 минут на расстоянии меньше метра и без маски. Таких спортсменов не будут автоматически снимать с соревнований, но заставят изолироваться в отдельной комнате, сдавая ПЦР-тесты каждые 12 часов. Этот режим будет ослаблен только через неделю при отсутствии положительных тестов. Если контактировавшие не являются спортсменами и их работу могут выполнять другие, то они либо высылаются из Китая в 24 часа, либо отправляются на трехнедельный карантин. На летней Олимпиаде в Токио требования к спортсменам были намного мягче: только отрицательный ПЦР-тест при заезде в страну.
Намного жестче будут и правила пребывания на Олимпиаде. Полтора года назад в американской национальной баскетбольной лиге (NBA) была опробована система «пузыря», когда для соревнований спортсменов, тренеров и обслуживающий персонал на два месяца поселили в закрытом гостиничном комплексе без права выхода. Китай трансформировал эту систему. На Играх будет три олимпийские деревни-«пузыря». Это центр Пекина с местами проведения ледовых соревнований, пригород Пекина Яньцин, а также Чжанцзякоу — город в провинции Хэбей. Каждый «пузырь» состоит из стадионов, спортивных площадок, конференц-центров и отелей. «Пузыри» соединены высокоскоростной железной дорогой и автомагистралями с выделенными полосами, которыми во время Игр может пользоваться только олимпийский транспорт.

«Запрещено» — главное слово на пекинских Играх. На объекты спортсменов будут возить специальные шаттлы, пользоваться другим транспортом или добираться пешком запрещено. По периметру олимпийских объектов и гостиниц — заборы и блокпосты. Выходить за территорию гостиницы спортсменам, журналистам и членам делегаций также запрещено. Китайцы творчески развили идею «пузыря», у них он состоит из двух кругов: во внутреннем — спортсмены, тренеры и персонал, во внешнем — все остальные. Контактировать с людьми из другого круга запрещено. Вещи можно передавать через двухсторонние камеры хранения или роботов-доставщиков. Внутри «пузыря» маску можно снимать только во время приема пищи или когда находишься в номере один, а также держать дистанцию от остальных минимум в два метра. Рукопожатия и объятия, понятно, тоже запрещены.

Несмотря на жесткие антиковидные правила, организаторы пекинской Олимпиады не решились нарушить одну из давних олимпийских традиций — раздачу презервативов спортсменам и членам делегаций. Олимпиады, на которые собирается спортивная молодежь с повышенным гормональным фоном со всего мира, давно стали и праздником секса. Рекорд был установлен в Рио-де-Жанейро, когда организаторы раздали 450 тыс. презервативов. На токийских, уже «ковидных» Играх, чтобы ограничить контакты, были установлены специально разработанные антисекс-кровати, которые ломались под повышенными нагрузками. В Пекине, несмотря на запрет любых контактов, каждого участника в олимпийской деревне ждет пять презервативов. Организаторы надеются, что они останутся до конца Игр просто сувенирами.