Фонды нового типа: как технологии меняют венчурную индустрию
Финансируя прорывные технологии, сама отрасль венчурных инвестиций десятилетиями оставалась неизменной. В нее было сложно войти, еще сложнее было удержаться. Но 2021 год во многом стал поворотным. Алан Ваксман, основатель и управляющий партнер Digital Horizon, рассказывает о том, как меняются правила игры и бизнес-модели на венчурном рынке
Сегодня венчурных денег много, как никогда: по данным CB Insights, мировой объем венчурного финансирования в 2021 году достиг рекордного уровня в $621 млрд. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Количество сделок выросло с 26 500 до 34 600. В полтора-два раза увеличился и средний размер раундов: для ранних стадий — до $3 млн, для средних — до $30 млн, для поздних — до $50 млн.
Все это стало возможно благодаря трансформации некогда закрытого венчурного рынка, который сейчас стремительно эволюционирует. Более демократичный формат работы, переход к мультистадийной стратегии и усиление индустриальной экспертизы — вот что отличает фонды нового поколения.
Демократизация венчура
Упрощение доступа к капиталу — один из основных драйверов изменений на венчурном рынке. Он особенно важен в условиях, когда технологический бизнес все дольше остается частным и при этом нуждается в повышении ликвидности.
Демократизация доступа к капиталу происходит как по отношению к инвесторам, так и для стартапов. С одной стороны, растут такие технологические решения, как маркетплейсы акций непубличных компаний EquityBee или Carta X, которые решают основную проблему инвесторов-покупателей — помогают находить продавцов акций непубличных компаний и оформлять сделки. С другой — появляется все больше альтернативных инструментов для привлечения финансирования, позволяющих пополнять оборотные средства без размывания долей основателей. Например, платформы для финансирования SaaS-компаний под их текущую прибыль, обеспеченную годовыми подписками. Так работают Pipe, Requr и некоторые другие. Похожую модель используют решения для финансирования маркетинговых кампаний в e-commerce,