Создательницы сериала «Почка» — каково снимать сериал женской командой?

ForbesСобытия

«Натаха есть в каждом»: создатели сериала «Почка» о морали, коррупции и семейных узах

Юлия Варшавская

Любовь Аксенова во время съемок сериала «Почка» (Фото предоставлено пресс-службой Kion)

На платформе Kion вышел сериал «Почка» — история о коррумпированной чиновнице, которая узнает, что нуждается в трансплантации. Forbes Woman поговорил с создательницами сериала — режиссером Марией Шульгиной, сценаристкой Елизаветой Тихоновой и исполнительницей главной роли Любовью Аксеновой — о том, как удалось создать отрицательного персонажа, которому невозможно не сопереживать, и каково было снимать сериал женской командой.

— Как появилась идея сериала? Почему решили использовать именно сюжет про пересадку почки?

Елизавета Тихонова: У нас есть знакомая, которая живет в Германии, и она рассказала историю своего мужа, которому была необходима трансплантация почки. Нас удивило, что даже в такой цивилизованной стране есть подобная проблема — когда нужно месяцами стоять в очереди за донорскими органами, — и мы начали раскачивать эту тему. Идея появилась параллельно с героиней. Некоторые черты героини мы списали с меня. Я из многодетной семьи и знаю, что если ты что-то не взял, то это обязательно заберут. Первый рефлекс в нашей жизни — взять. Не дожидаться, когда тебе отдадут это, а именно взять и если нужно — за это побороться. Эти два обстоятельства и привели нас к написанию этой истории — с одной стороны социальной, с другой — во многом семейной и личной.

— Насколько сложно было найти для сериала с таким нетривиальным сюжетом партнеров, финансирование, площадку? Можно предположить, что слова «женщина-коррупционер» или «трансплантация почки» могли часть из них отпугнуть.

Мария Шульгина: Даже удивительно, что эта история до сих пор никем не была использована, ведь она лежит на поверхности. Все шутят про то, что если понадобятся деньги, продадут почку. Мы показали свою идею [продюсеру] Семену Слепакову. Он сказал: «Идея классная, покажите серии». Мы написали с Лизой две серии. Он посмотрел и сказал: «Замечательные серии, но на телевидение нельзя». Тогда буквально на следующий день мы показали эту историю [креативному продюсеру сериала] Авдотье Смирновой — нашему педагогу по драматургии. И на следующий день нам позвонил [режиссер] Борис Хлебников и сказал: «Классно. Какую же ужасную героиню вы создали». Нам до сих пор все говорят про ужасную героиню, и, мне кажется, что у Лизы появился некоторый комплекс из-за этого. Нам казалось, что это нормальная девчонка, бывают такие, ничего страшного. После этого звонка все пошло-поехало. Дуня «крышевала» нас весь путь создания проекта. Все получилось благодаря ей, конечно.

— Мы привыкли к сложным образам обаятельного мерзавца-мужчины, в которых все влюблялись и в литературе, и в кино. Но к женщине такой образ как будто бы до сих пор не применим, и поэтому ваша героиня вызывает споры. Как вы себе сами это объясняете? И как вы искали баланс между ее обаянием и отрицательными чертами?

Любовь Аксенова: Изначально предложение сыграть Наташу Кустову было озвучено мне Авдотьей Смирновой. Еще до того, как я прочитала сценарий, она сказала: «Героиня — обаятельная сволочь. Мне кажется, ты справишься». И потом, когда мы начали работать над ролью и встречались с девочками, я и сама думала, что в момент, когда Наташа оказывается перед опасностью потерять жизнь, в ней включается определенный движок. Когда она начинает совершать действия, которые будто и не хочет делать, происходит какое-то добро. И она сама не может в это поверить. Этот движок, который выводит ее на такие поступки, мне кажется, есть в каждом человеке.

И возможно, когда человек видит эту героиню, в которой есть и плохое, и хорошее, он подключается, ставя себя на ее место. Понимает, что мы все одновременно умеем извлекать выгоду, брать то, что хотим, и закрывать глаза на кого-то другого. В нас всех это есть. Грубо говоря, Натаха есть в каждом.

Елизавета Тихонова: У Маши есть версия, почему происходит такое сумасшедшее подключение к настолько отрицательной героине. Тем более, к женщине. Дело не в гендере, а в том, что с каждым человеком с детства происходит некое «окультуривание». У ребенка изначально есть рефлекс: «Дай, дай, дай, я хочу, мне надо». Родители, школа, университет гасят в нем эти абсолютно животные рефлексы. А у Наташи эти рефлексы оголены. Каждый человек по сути и есть Наташа. Мужчина это или женщина — не важно. Откровенная Наташина установка «Дай» в той или иной мере присутствует у всех, вопрос только того самого «окультуривания».

Перед написанием этой истории мы с Машей спорили и рассуждали, нужна нам хорошая героиня или плохая. Представим хорошего человека: он жил, был светлым, добрым, женатым и вдруг у него отказали почки. Не факт, что родные или жена пожертвовали бы ему почку, и он вообщем-то мог бы оказаться в тех же обстоятельствах, что и Наташа. Но с Наташей история получилась веселее и острее.

Мария Шульгина: Почему эта героиня не вызывает отторжение? Потому что она сделана с большой симпатией и любовью. Такие проявления, абсолютно инстинктивные, животные, но искренние: «Мне надо — дай. А, тебе, оказывается, тоже надо? Окей». Мы всегда что-то просим от жизни, от людей. Мы просто вуалируем это некой приличной оберткой вежливости, какого-то альтруизма: «Нет, мне не надо, пожалуйста, ни в коем случае не отдавай мне свою почку. Я так не хочу, чтобы ты пострадала». И ждешь, что тебе в ответ скажут: «Нет, я тебе все-таки ее отдам, возьми пожалуйста». И это и есть культурное лицемерие, которое прикрывает то, чем является Наташа. Наташа — голый прямой диалог. И этим она дико симпатична, если ее принять в себе. Мне кажется, что ее поведение очень честное и детское. Наташа не вызывает у меня ощущения того, что она негодяйка.

Актриса Любовь Аксенова и режиссер Мария Шульгина во время съемок сериала «Почка» (Фото предоставлено пресс-службой Kion)

— Я часто слышала при обсуждениях этого сериала, что зло в нем воспринимается как порождение системы, в которой мы все живем. Насколько вы согласны с тем, что вашу работу называют остросоциальной? Является ли она критикой общества и системы, в которой мы все вынуждены проявлять, возможно, свои нелучшие качества?

Елизавета Тихонова: Если говорить о коррупции, есть же страны, где ее победили, например, Арабские Эмираты, Германия и другие. Ну а мы просто живем с этим. Например, я сдавала в 2014 году на права. В моей группе был только один человек, который не попытался дать взятку. И он один не получил права. Когда я сидела с инспектором в машине, он говорил: «Поворачивай направо», а я поворачивала налево, потому что я путаю право и лево. Но я сдала, у меня было «пять». А этот парень не сдал, хотя водил лучше всех и это была его третья попытка. Он принципиально хотел их получить. Но зато благодаря такому странному, уродливому взаимодействию и круговой поруке, у нас в стране всегда есть место случайности и какому-то человеческому отношению.

— Мне кажется, что тут скорее боль не в коррупции, а в том, что такие героини, как Наташа, выходят из дисфункциональных семей, где действительно часто отцы бросают своих детей, где часто алкоголь вмешивается в жизнь, где часто не хватает сил и денег дать детям образование. И коррупция тут скорее следствие, а не причина. Что вам было важно показать с точки зрения роли семьи?

Мария Шульгина: Мы с Лизой — два разных мира. Я выросла в семье, где если человек заболеет, ему отдадут почку. Я выросла в ощущении поддержки, опеки, любви и уверенности в том, что тебе точно все помогут. У Лизы наоборот. В силу того, что мы работаем вместе, я знаю, что у нее обратное ощущение — ее вряд ли поддержат. И эти два мира мы представили в фильме на примере соседа Наташи по диализу, который отказывается брать у мамы почку, и самой Наташи, которая, наоборот, требует почку от родственников. В эту линию заложено двойственное восприятие. Прав ли сосед, когда обрекает мать на муки, связанные с тем, что она не может ему помочь? Когда он отказывается, кажется, что он благороден. Но это благородство гораздо более деструктивное, чем требовательность главной героини. И для нас было важно разобрать каждую из двух семейных моделей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Красочный кульбит Красочный кульбит

Компания «Пигмент» запустила в Ленинградской области два завода

Эксперт
«Человек с камерой»: шесть женских автобиографических документальных фильмов «Человек с камерой»: шесть женских автобиографических документальных фильмов

6 примеров «автофикшена» в кино

Forbes
Милашки: как выглядели в детстве Диана, Маркл, Миддлтон и другие жены принцев Милашки: как выглядели в детстве Диана, Маркл, Миддлтон и другие жены принцев

Возлюбленные наследников британского престола росли активными девочками

VOICE
«Я-ловушка» и еще 4 тренда дейтинг-приложений, которые ждут нас в 2025 году «Я-ловушка» и еще 4 тренда дейтинг-приложений, которые ждут нас в 2025 году

Пять тенденций в сфере знакомств, которые будут актуальны в 2025 году

Psychologies
Итак, вы решили переехать в другую страну: гид начинающего эмигранта Итак, вы решили переехать в другую страну: гид начинающего эмигранта

Какими должны быть первые шаги начинающего эмигранта и какие факторы учесть

Forbes
Яркий сценарий Яркий сценарий

Интерьера для квартиры «выходного дня» на юго–западе Москвы

SALON-Interior
Валюта новой эры: почему внимание стало самым ценным ресурсом и как его сохранить Валюта новой эры: почему внимание стало самым ценным ресурсом и как его сохранить

Что такое внимание, как его укрепить и не растрачивать зря?

Forbes
В чем польза фисташек и как рассчитать их калорийность В чем польза фисташек и как рассчитать их калорийность

Порция фисташек поможет контролировать аппетит и принесет пользу организму

РБК
В темноте и за углом: американские солдаты получат высокотехнологичные очки для ближнего боя В темноте и за углом: американские солдаты получат высокотехнологичные очки для ближнего боя

«Системы дополненного зрения» помогают солдатам видеть в темноте

Популярная механика
Виртуальная оперативная память в Android: зачем она нужна и насколько полезна Виртуальная оперативная память в Android: зачем она нужна и насколько полезна

Рассказываем о технологии виртуальной оперативной памяти в смартфонах на Android

CHIP
Итальянский акцент Итальянский акцент

Квартира с эстетикой бренда Armani — современная, стильная и, конечно, роскошная

SALON-Interior
Как во время кризиса завладеть миром с помощью инвестиций и грамотной диверсификации Как во время кризиса завладеть миром с помощью инвестиций и грамотной диверсификации

Отрывок из книги «Как завладеть миром» о диверсификации

Forbes
Как стартап борется со смертью с помощью миллиардов Безоса и нобелевских лауреатов Как стартап борется со смертью с помощью миллиардов Безоса и нобелевских лауреатов

Сможет ли Altos Labs обмануть смерть?

Forbes
Как в кино Как в кино

В давние времена функцию кино выполняла народная сказка

Вокруг света
Музей Соломона Гуггенхайма Музей Соломона Гуггенхайма

Здание нового музея должно было стать столь же нетривиальным, как и экспозиция

AD
Неловкий разговор: как попросить партнера провериться на инфекции Неловкий разговор: как попросить партнера провериться на инфекции

У тебя обнаружили инфекцию, передающуюся половым путем. Откуда «оно»?

Cosmopolitan
Упс, конфуз! 10 скандальных, нелепых и «голых» фото Хилтон, Шейк и других звезд Упс, конфуз! 10 скандальных, нелепых и «голых» фото Хилтон, Шейк и других звезд

Звезды — тоже люди, и у них также случаются неудачные снимки

VOICE
Искусство требует Искусство требует

Окна квартиры галеристки Марианы Губер-Гоговой смотрят на Альберт-холл

Tatler
4 вида вооружения, которые отправили в Европу из-за Украины, но никогда не испытывали в деле 4 вида вооружения, которые отправили в Европу из-за Украины, но никогда не испытывали в деле

Противотанковый комплекс, бронеавтомобиль и другие неиспытанные виды вооружения

Популярная механика
Все, что нужно знать о беременности: большой гид с ответами на все вопросы Все, что нужно знать о беременности: большой гид с ответами на все вопросы

Почему зачатие происходит не всегда? Как распознать беременность до задержки?

Cosmopolitan
Боль, уходи: 7 лучших упражнений на растяжку поясницы Боль, уходи: 7 лучших упражнений на растяжку поясницы

Специально для тебя мы собрали семь самых лучших растяжек для поясницы

Cosmopolitan
На всех парусах: как выглядит яхта Безоса за $500 млн и ее конкуренты На всех парусах: как выглядит яхта Безоса за $500 млн и ее конкуренты

Кому принадлежат другие парусные суперъяхты и зачем они миллиардерам?

Forbes
Яблоко без химии: кому это выгодно Яблоко без химии: кому это выгодно

Первый урожай российских органических яблок в продаже

Эксперт
Мама, папа, я в космосе Мама, папа, я в космосе

Бывший директор Harrods Омар Файед рассказал о своих фантазиях и экспериментах

Tatler
Стаханов бы одобрил Стаханов бы одобрил

«Гонки улучшают породу автомобиля» — это утверждение оказалось справедливым

Эксперт
«Медскан» получит ядерный заряд «Медскан» получит ядерный заряд

«Медскан» может стать крупнейшим частным игроком в направлении онкологии

Эксперт
Фонды нового типа: как технологии меняют венчурную индустрию Фонды нового типа: как технологии меняют венчурную индустрию

Как меняются правила игры и бизнес-модели на венчурном рынке

Forbes
Не стыдитесь сделать работу своим главным приоритетом Не стыдитесь сделать работу своим главным приоритетом

Как обойти всех на карьерных поворотах?

GQ
Сводят заказчиков с исполнителями и зарабатывают тысячи долларов в неделю: кто такие «сервисные арбитражники» Сводят заказчиков с исполнителями и зарабатывают тысячи долларов в неделю: кто такие «сервисные арбитражники»

Любой желающий может стать посредником между компаниями и фрилансерами

VC.RU
Открыть в приложении