Российские реки подключаются к электричеству
Компания Emperium реализует масштабную программу строительства пассажирских судов на электротяге
В Москве начинаются испытания судна на электротяге. Ожидается, что уже летом начнут курсировать первые девять таких речных трамваев, а к 2024 году их число достигнет 21. Длина такого судна составляет 21 м, оно способно принять на борт до 50 пассажиров и идти без подзарядки 150 км на крейсерской скорости 18,5 км/ч. При этом его максимальная скорость достигает 22 км/ч. Лед не помеха, поэтому маршруты будут круглогодичными.
Суда будут курсировать по двум маршрутам: Фили — Киевский вокзал и Печатники — Автозаводский мост, охватывая 18 районов Москвы. «Они будут в прямом доступе у жителей этих районов и могут стать удобной транспортной альтернативой для полутора миллионов пассажиров», — сообщили «Эксперту» в столичном департаменте транспорта. По данным ведомства, провозная способность каждого маршрута составит 15–16 тыс. пассажиров в день. Дептранс обещает, что цены на билеты будут сопоставимы со стоимостью поездок на другом городском транспорте.
Электросуда были разработаны компанией «НПК “Морсвязьавтоматика”», которая производит судовое оборудование: электронику, системы накопления энергии, пульты управления. Затем под проект было создано отдельное юридическое лицо — компания Emperium. Блокирующий пакет в ней достался компании, аффилированной с председателем совета директоров Национальной резервной корпорации (НРК) Александром Лебедевым. Помимо него, совладельцами Emperium выступают Андриан Правдин и Андрей Смирнов, владельцы «Морсвязьавтоматики».
Столичные власти в конце 2021 года выбрали на конкурсе подрядчика, который должен организовать речные перевозки. Им стал «Пассажирский порт», «дочка» компании «Водоходъ» — одного из крупнейших игроков на российском рынке речных круизов.
Контракт за 19,5 млрд рублей заключили на 15 лет. Он предполагает ввод в эксплуатацию 23 плавучих причалов, шести зарядок и двух пунктов базирования электрофлота. На протяжении водных путей будут обустроены зоны ожидания с кафе, информационными экранами, Wi-Fi и USB-портами.
Для обеспечения собственно перевозок «Пассажирский порт» возьмет 21 электросудно в лизинг. Со своей стороны, лизинговые компании планируют закупить суда у Emperium. Так, «Машпромлизинг» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) заключил контракт на строительство 14 электросудов. Суда строятся при поддержке Минпромторга со льготным финансированием в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов ОСК.
Помимо этого семь судов планирует купить Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Правительство выделило ГТЛК из федерального бюджета 14,6 млрд рублей на пролонгацию программы некоммерческого лизинга водного транспорта. Из них почти 938 млн — на приобретение электросудов. В распоряжении правительства указано, что один речной трамвай стоит 160 млн рублей.
В компании «Водоходъ» отметили, что в перспективе 15–20 лет электросуда окажутся более рентабельными по сравнению с традиционными аналогами за счет экономии на топливе. В Emperium утверждают, что при использовании их судов затраты на топливо сократятся от трех до десяти раз.
«Если говорить о CAPEX на строительство электросудна, то обычно главная проблема состоит в том, что батареи — вещь пока еще дорогая. Однако если речь идет о небольших городских судах, то там не нужна мощная батарея; соответственно, стоимость такого судна вряд ли будет существенно отличаться от аналога на дизельном топливе», — говорит руководитель отдела аналитики агентства «ПортНьюс» Виталий Чернов.
При этом он подтверждает, что с точки зрения операционных расходов эксплуатация электросудов будет выгоднее за счет цен на электроэнергию. Тем не менее затраты на запуск речных трамваев, скорее всего, не окупятся в течение 15 лет без субсидий со стороны властей, считает эксперт.
«Городские перевозки водным транспортом вообще сложно окупить за счет билетов. И это не зависит от того, какое топливо используется, дизельное или электроэнергия», — говорит Виталий Чернов. По его словам, именно поэтому ранее провалился проект запуска аквабусов на обычном топливе в Санкт-Петербурге: власти не стали субсидировать перевозки.
Есть выбор
Электрические речные трамваи не единственное детище Emperium. Летом 2020 года в Санкт-Петербурге было спущено на воду первое электросудно компании — катамаран Ecovolt. Сейчас оно носит название «Валентин Гапонцев» в честь основателя компании IPG Photonics, мирового лидера в производстве волоконных лазеров. Оно вмещает порядка 80 пассажиров и ходит на скорости 12–18 км/ч. На сверхбыстрой зарядке корабль заряжается всего за час, на медленной — 10–12 часов. Одной зарядки хватает на 12 часов хода.
Совокупно НРК и «Морсвязьавтоматика» вложили около 200 млн рублей в НИОКР и строительство первого электрокатамарана.
Ecovolt принимал участие в выставках, использовался в качестве демонстрационного образца и попутно проходил испытания. По результатам этих испытаний Emperium разработала Ecovolt 2.0 и Ecovolt 3.0 — усовершенствованные версии электрокатамаранов. Пока, правда, проекты нашли воплощение лишь на бумаге. На сайте Emperium указано, что каталожная стоимость Ecovolt 2.0 в базовой комплектации составляет 110 млн рублей. Однако цена, скорее всего, поднимется из-за удорожания материалов, говорят в компании.
В 2020 году «Водоходъ» подписал контракт с Emperium на строительство пяти скоростных катамаранов Ecocruiser. Судно сможет развивать скорость уже до 40,7 км/ч и будет вмещать 120–130 пассажиров. Оно предназначено для линии Дворцовая набережная — Петергоф, где курсируют теплоходы «Метеор».
Помимо этого Emperium договаривается о контракте еще на два таких судна, которые предполагается использовать на озере Иссык-Куль в Киргизии. Российские регионы также заинтересованы в инновационном водном транспорте. В частности, Самарская область. «У нас уже есть с ними протокол о намерениях, что мы будем строить флот и создавать оператора, вероятно, основанного на принципах государственно-частного партнерства», — говорит помощник главы НРК Яков Васильев.
В этом году, по словам министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова, электросуда будут запущены по маршруту Красноярск — Дивногорск по Енисею.
Еще один тип электросудна у Emperium находится в разработке. Это Cityvolt — плоскодонное судно, которое подходит для неглубоких вод, например для каналов Санкт-Петербурга. Эти суда более простые с инженерной точки зрения, поэтому ожидается, что они будут производиться быстрее остальных.
Почти полная локализация
Порядка 90% систем, которые используются в электросудах Emperium, производятся в России. Emperium и «Морсвязьавтоматика» самостоятельно разрабатывают все инженерное обеспечение для своих судов. Однако один из основных элементов — литий-ионные аккумуляторные ячейки — приходится закупать за границей. «На сегодняшний день нет российского производителя, который соответствовал бы тем высоким стандартам, которые нам требуются. Поэтому ячейки мы закупаем в Китае у Contemporary Amperex Technology Co (CATL). Это производитель номер один в мире по объемам, их ячейки используют такие компании, как Tesla», — рассказали в Emperium.
Судовые системы собираются на двух производственных площадках «Морсвязьавтоматики» в Санкт-Петербурге. Крупноузловая сборка происходит на верфи Emperium в Ленинградской области. В ее строительство было вложено около 400 млн рублей.
Компания работает над тем, чтобы производить корпуса для своих судов из переработанного пластика посредством 3D-печати. Чтобы довести технологию до промышленных масштабов, потребуется еще примерно год--два.
Зарождающийся тренд
На производство электросудов нацелилась не только Emperium. Ярославская компания «Паритет», которая с 1998 года производит катера с прозрачным дном и прогулочные яхты, также разрабатывает пассажирское судно на электрической тяге. Это будет катамаран, вмещающий порядка 130 пассажиров и способный разгоняться почти до 40 км/ч. На скорости 18 км/ч он сможет идти восемь часов без подзарядки. Его планируется спустить на воду летом этого года для замены одного из четырех прогулочных теплоходов в Нижнем Новгороде. Технический директор ГК «Паритет» Евгений Захарченко признает, что создание электросудов несколько дороже, чем производство водного транспорта на традиционном топливе. «Но с точки зрения окупаемости, я думаю, будущее за такими судами», — добавляет он.
В ряде стран уже запущены суда на электрической тяге. В частности, несколько электрических паромов нидерландской компании Damen курсирует в Копенгагене. Единичные крупные электросуда, способные перевозить автомобили и по несколько сотен пассажиров, появляются в скандинавских странах. В Китае было спущено на воду полностью электрическое пассажирское судно Junlyu, которое может вместить 300 человек.
«Растущая популярность пассажирских электросудов во всем мире во многом объясняется ужесточающимися требованиями снижения выбросов парниковых газов в атмосферу, а также комфортом для пассажиров и исключительной эффективностью такого типа транспорта», — говорит Сергей Шевчук, руководитель подразделения «Морская промышленность» компании ABB в России, специализирующейся в области электрооборудования и автоматизации. По его словам, Международная морская организация (ИМО) поставила цель к 2050 году сократить ежегодные выбросы парниковых газов от судов не менее чем на 50% по сравнению с уровнем 2008 года. И электрификация судов, в том числе во внутренних водах, может сыграть определенную роль в решении этой задачи.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl