Давайте отдыхать поездами
Как в России развивается железнодорожный туризм

Этой весной у россиян появились новые возможности разнообразить досуг и отдых. Причем не абстрактно, а вполне конкретно и официально. В последний день зимы президент Владимир Путин подписал поправки к федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и профильный транспортный устав, закрепляющий понятие «железнодорожный туризм», а вместе с ним и «туристические железнодорожные перевозки», «туристский железнодорожный маршрут», «туристический поезд» и тому подобное.
Изначально авторы поправок предполагали, что профильное регулирование поможет развитию отрасли железнодорожного туризма, узаконив высокие стандарты обслуживания. Например, прояснит, как должны выглядеть специальные туристические вагоны и вести себя в них проводники, как должны строиться программы поездок, включающие питание, проживание и экскурсии.
Формально работа над документом еще не завершена. В Ассоциации туроператоров России признались «Деньгам», что подзаконные акты и методические рекомендации еще должно разработать и утвердить Минэкономики. Но у отрасли на новый вид отдыха уже большие надежды. По крайней мере, в ОАО РЖД ждут, что стандартизация железнодорожного туризма откроет новые возможности как для бизнеса, так и для самих туристов.
Билет с экскурсией
Туристические железнодорожные поездки — хорошо забытое старое. В 1960-х годах в СССР они пользовались большим спросом и были представлены сетью тематических профильных маршрутов из крупных городов. Дополнительные поезда «Здоровье », «Ягодник», «Грибник» и проч. отправлялись по субботам и воскресеньям и следовали сразу до конечной станции без промежуточных остановок. Такие составы вывозили на природу, например, лыжников, и других любителей загородного отдыха.
В те годы существовали и тематические экскурсионные маршруты. Популярностью пользовались путешествия на Кавказ с посещением Пятигорска, Баку и Тбилиси. Специальные туристические поезда отправлялись в Таллин через Казань и Нижний Новгород, из Москвы в Кострому и так далее. После распада СССР с развитием более регулярного пригородного сообщения железнодорожный туризм забылся, вернувшись в обновленном виде спустя почти 30 лет.
Создавать туристические поезда заново в ОАО РЖД начали в 2019 году. Первым маршрутом стал «Рускеальский экспресс», за которым последовали «В Карелию» и «Серебряный маршрут». Сейчас эти маршруты также сохранились в портфеле перевозчика. Например, круиз «В Карелию летом» рассчитан на четыре дня и три ночи. Поезд стартует из Москвы и возвращается туда же, предполагая посещение Петрозаводска, Сортавалы, парка «Рускеала» и Выборга. Цена путешествия в расчете на одного взрослого в начале июня начинается от 49,9 тыс. руб.