Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

МонокльБизнес

ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Анна Еградова

Игорь Шапошников

Российским потребителям есть что тратить: рост реальных располагаемых доходов населения (РРДН) за 2023 год составил 6,1%, так что этот показатель наконец-то превысил предыдущий локальный максимум 2013 года. В 2024 году РРДН выросли уже на 7,3%.

Но доходы росли неравномерно, и в России быстро сформировался новый большой сегмент покупателей, поведение которых только начинают анализировать компании потребительского рынка.

«Основной прирост доходов показывают большие группы потребителей — люди рабочих профессий. Рост номинальной заработной платы рабочих в разных секторах экономики составил в среднем более 30 процентов в 2023 году и почти столько же в 2024-м. По сути, в нашей стране “мгновенно” вырос новый класс покупателей со средневысокими доходами», — рассказывает Алексей Филатов, основатель Академии ритейла, член международной экспертной группы Candezent Retail Advisory.

В 2024 году россияне тратили в среднем 39,5 тыс. рублей в месяц. По сравнению с 2023 годом их траты в реальном выражении выросли на 6%. При этом по возрастным группам рост расходов неравномерный: реальные траты увеличились преимущественно у людей 25–49 лет (8,8%), а расходы людей старше 75 лет даже снизились (−3,2%).

На что же россияне тратят деньги?

В целом в укрупненной структуре расходов домохозяйств с 2005 по 2023 год произошли заметные изменения. Доля продовольственных товаров снизилась с 39 до 36%, доля алкоголя — с 2 до 1%. Сократились расходы и на непродовольственные товары — с 37 до 36%, а вот доля услуг заметно увеличилась: на 5 п. п., с 22 до 27% (см. графики 1 и 2).

Если говорить об изменении структуры потребительских расходов на непродовольственные товары за последние 13 лет более предметно, можно выделить следующие категории. Больше всего с 2010 по 2023 год сократились покупки одежды и обуви — их доля в расходах упала с 10,8 до 7,5%, а также затраты на организацию отдыха, спортивных и культурных мероприятий (доля снизилась с 6,8 до 5,4%) — это несколько неожиданно в контексте тех трендов, о которых пойдет речь дальше, но можно предположить, что дело в методике статистического учета.

А вот что выросло: доля трат на образование, информацию и коммуникации, здравоохранение, транспорт и категорию «другие товары и услуги».

Прямо сейчас расходы на продукты снова растут — в основном за счет инфляции. «Наиболее существенный вклад в рост расходов населения с начала года внесли продовольственные товары — 38%. Непродовольственные товары с начала года обеспечили 30% прироста совокупных расходов, что существенно ниже уровней 2024 года», — говорится в свежем «Обзоре потребительского сектора: итоги февраля и вектор марта 2025» от Альфа-банка. Экономисты банка считают, что в этом году расходы на «непроды» вообще будут оставаться под давлением, так как геополитическая повестка все более активно влияет на сроки удовлетворения спроса, не связанного с моментальным потреблением. «Возможность официального возвращения иностранных брендов будет создавать определенный буфер и отложенный спрос в дорогостоящих товарах, — говорится в обзоре. — Мы ожидаем, что дальнейшая структура кошелька потребителя в 2025 году будет смещена в пользу продовольственных товаров и услуг, на фоне более высоких темпов инфляции в этих сегментах и фокуса на повседневном спросе. На этом фоне возможен также дополнительный рост продаж непродовольственных товаров повседневного спроса из более дорогих сегментов под влиянием компенсирующего спроса».

Но вернемся к более длинным трендам и к новым группам потребителей.

Ударились в ЗОЖ

На арену выходят молодые потребители, которые ведут себя совсем не так, как их родители в молодости. Например, внимательнее относятся к своему здоровью, меньше употребляют алкоголь, посещают врачей. Зато они все реже стали появляться на кухне и отдают предпочтение готовой пище — это в целом общий тренд, просто у молодых он ярче выражен. По данным, которые предоставил «Моноклю» аналитический сервис «СберИндекс», за последние два года потребительские расходы на общепит выросли с учетом инфляции и сезонности на 11,9%. Активнее других на общественное питание тратят люди в возрасте 20– 24 года — к примеру, в январе 2025 года они тратили около 13% своего бюджета на кафе и рестораны. «Аналитики описывают этот тренд как “снекификацию”, что подразумевает переход к быстрому и удобному питанию. Основная причина такого изменения — современный темп жизни, особенно среди трудоголиков, который не оставляет времени и сил для приготовления пищи», — отмечает Мария Твердохлебова, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Торговые сети видят тренд и подстраиваются под него: в том же Альфа-банке ожидают продолжения развития новых форматов предложения готовой еды ретейлерами, в частности за счет развития ассортимента кафе и порционных готовых блюд.

А вот потребление алкоголя в России падает, оно уже снизилось на десятки процентов, а его доля в расходах сократилась за 20 лет с 2 до 1%. Александр Перемятов, президент Magic Group и основатель федеральной сети универмагов российских дизайнеров Slava Concept, в качестве основных причин падения спроса называет ужесточение алкогольного законодательства, запрет рекламы алкоголя и популяризацию ЗОЖ через соцсети и медиа. У молодого населения выросла осведомленность о здоровье и сформировался тренд на поддержание физической формы и увеличение продолжительности жизни. На смену алкоголю пришли безалкогольные напитки-заменители — крафтовые лимонады, популярные чаи, кофейные напитки.

Повышается спрос и на медицинские услуги. Несмотря на рост цен на них (по данным Mains Lab, в 2023 году в России средняя стоимость медицинских услуг выросла на 6% по сравнению с ценами 2022 года, а в 2024-м рост год к году составил уже 8%), люди, в особенности молодое поколение, начинают больше следить за состоянием своего здоровья. «С каждым годом уровень осознанности населения в нашей стране растет, и растет большими темпами. Все начинают понимать, что важно рано диагностировать проблемы и оперативно их устранять. В связи с этим мы видим рост потребления медуслуг — как в государственных учреждениях, где за последние годы наблюдается большой рост качества и доступности услуг, так и в частном секторе, так как он может быстрее реагировать на все новые запросы пациентов», — комментирует

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Овечкин Овечкин

Как Овечкин пытается расколоть гретцкий орех

СНОБ
Корректировать размер скидки и определить брак: в чем ИИ поможет даже малому бизнесу Корректировать размер скидки и определить брак: в чем ИИ поможет даже малому бизнесу

Что именно искусственный интеллект делает для бизнеса уже сегодня?

Inc.
Андрей Деллос Андрей Деллос

Как сделать дворец уютным и нужно ли прививать москвичам привычку есть в музеях

Правила жизни
Начальник или наставник? Начальник или наставник?

Законодатель впервые дал официальное определение наставничества. Что это значит?

Ведомости
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
Корабли лавируют Корабли лавируют

Учимся выстраивать опоры, чтобы справляться с кризисами

VOICE
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе» «“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»

Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес

Монокль
Курс на весну Курс на весну

8 свежих идей для сезонного украшения дома

Добрые советы
Неустойчивость Рэлея — Плато заставила квантовую жидкость разделиться на капли Неустойчивость Рэлея — Плато заставила квантовую жидкость разделиться на капли

Физики увидели, как квантовая жидкость разделилась на несколько отдельных капель

N+1
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
Фитнес-геометрия Фитнес-геометрия

Уникальная методика тренировок от фитнес-редакторов Ксении Ruff и Олега Майами

ЖАРА Magazine
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Москва дерется в перчатках Москва дерется в перчатках

Новый викторианский сериал Стивена Найта на ВВС One

Weekend
Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга

Можем ли мы повлиять на поведение другого человека, и если да, то как?

Psychologies
Эллинг выходного дня Эллинг выходного дня

Этот небольшой дом на Финском заливе — бывший эллинг, то есть гараж для яхты

Идеи Вашего Дома
Мошенники осваивают самозапрет Мошенники осваивают самозапрет

Как граждане злоупотребляют самозапретом на выдачу кредитов

Ведомости
Ферментируй это! Ферментируй это!

Ферментированные продукты: зачем они нам и как их готовить?

Новый очаг
Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека

Ученые исследуют, что способствует счастью молодых людей

Inc.
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
2 способа, чтобы побороть чувство беспомощности и безнадежности 2 способа, чтобы побороть чувство беспомощности и безнадежности

Как бороться с чувством беспомощности и безнадежности

Inc.
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения

Почему землетрясения не поддаются прогнозированию?

ТехИнсайдер
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
Красота и время Красота и время

Женская красота — та самая условность, которая влияет на всю нашу жизнь

Новый очаг
Горячее сердце Алтая Горячее сердце Алтая

На Алтае староверы испокон веков искали загадочную страну Беловодье

Вокруг света
Открыть в приложении