«Медскан» получит ядерный заряд
Новый акционер в группе компаний «Медскан» даст ей возможность активнее реализовывать свои планы по масштабированию медицинского бизнеса, а в перспективе стать крупнейшим частным игроком в направлении онкологии
«Русатом Хэлскеа», входящая в корпорацию «Росатом», приобрела 25,001% акций в группе компаний «Медскан». Стороны не раскрывают стоимость и детали сделки и никак ее не комментируют, однако с большой вероятностью можно ожидать, что сделка укрепит позиции обеих компаний на рынке медицинских услуг. «Медскан» помимо средств на развитие получит в акционеры государственную компанию, владеющую ключевой в стране инфраструктурой по созданию радиофармпрепаратов для ядерной медицины, а «Русатом Хэлскеа» получит доступ к пациентам и тем самым сможет завершить технологическую цепочку — от производства изотопов до оказания конкретной медицинской помощи.
Стратегический подход
Владелец и создать ГК «Медскан» Евгений Туголуков — последовательный сторонник идеи укрупнения медицинского бизнеса в стране, создания больших медицинских компаний для успешного развития всей отрасли, по аналогии с тем, как это ранее произошло в тяжелых отраслях экономики (см. «Матрица обмена компетенциями», «Эксперт» № 48 за 2021 год). Собственно, с момента образования компании в 2013 году г-н Туголуков реализует эту идею на практике, скупая медицинские активы. К настоящему моменту ГК «Медскан» объединяет 37 медицинских центров в 18 городах 10 регионов России. Помимо центров под одноименным брендом «Медскан» в группу входит израильская клиника «Хадасса», сеть поликлиник «Медквадрат», сеть клиник «Медассист» (Курск), Клинический госпиталь на Яузе (Москва), клиники «Философия красоты и здоровья» (Пермь), Межрегиональный медицинский центр диагностики и лечения онкологических заболеваний (Воронеж) и другие. Инвестиции в развитие ГК «Медскан» с момента старта проекта составили около 80 млн долларов. В течение 20182020 годов среднегодовой темп роста выручки ГК «Медскан» составлял около 75%. Суммарный годовой оборот компаний под управлением ГК «Медскан» в прошлом году составил около 4,1 млрд рублей, что пока намного меньше, чем, например, у лидера российского рынка — ГК «Медси», которая на днях отчиталась о выручке в 30,1 млрд рублей за 2021 год. Но амбиции у «Медскана» велики. Например, в прошлом году компания объявила о крупнейшем на рынке проекте по строительству медицинских центров в 70 городах страны совместно с Газпромбанком, который должен предоставить кредит в размере 70 млрд рублей (в настоящее время компания находится в стадии подписания соглашений с рядом регионов). Стратегия группы предусматривает планы пятикратно увеличить выручку к 2025 году — до 20 млрд рублей, а суммарная стоимость активов ГК «Медскан» должна вырасти до 500 млн долларов.
Филиал израильского госпиталя «Хадасса» — флагманский актив компании, центр компетенций. По замыслу Евгения Туголукова, эти компетенции и стандарты высококлассной израильской медицины должны дальше передаваться в другие, в том числе региональные клиники компании. В свете состоявшейся сделки с «Русатом Хэлскеа» важно то, что одно из ключевых направлений в «Хадассе» — онкология: израильская медицина здесь традиционно одна из лучших в мире. Госпиталь располагает не только оборудованием для диагностики онкологических заболеваний (прежде всего ПЭТ-КТ-сканерами) и линейными ускорителями для проведения лучевой терапии, но и так называемыми горячими койками для радионуклидной терапии — лечения онкологических заболеваний с помощью радиофармпрепаратов. На сегодняшний день такого рода терапию проводят очень немногие частные, да и государственные клиники, само направление в медицине находится в зачаточном состоянии.
Еще до покупки клиники «Хадасса» у компании «Медскан» уже был опыт работы в онкологии: одним из первых медицинских центров «Медскан» еще в 2013 году стала клиника лучевой терапии на улице Обручева в Москве. В 2018 году была куплена «Хадасса», а в 2021-м генеральным директором ГК «Медскан» стал Андрей Модестов, который в 2010 году возглавлял Красноярский краевой клинический онкологический диспансер, с 2012 года был главным внештатным специалистом-онкологом краевого Минздрава, членом рабочей группы по разработке и реализации концепции развития онкологической службы Красноярского края до 2025 года и занимал еще ряд должностей, то есть имеет большой управленческий опыт в области организации онкологической помощи.
Есть основания ожидать, что онкологическое направление в дальнейшем будет приоритетом в развитии компании. Об этом также свидетельствует тот факт, что строящийся сегодня третий корпус клиники «Хадасса» будет специализироваться на оказании паллиативной помощи пациентам. Не исключено, что проекты строительства медицинских центров в регионах, которые сейчас компания реализует совместно с Газпромбанком, также будут включать в себя и онкологическое направление. Как говорил «Эксперту» Евгений Туголуков, наполнение клиник высокотехнологической медицинской помощью (к которой онкология также относится) будет зависеть в том числе от потребностей конкретных регионов. Нужно ли говорить, сколь велика потребность регионов в диагностической и терапевтической онкологической помощи?
На ресурсе
О создании сети медицинских центров, правда с уклоном в ядерную медицину, мечтают и в «Русатом Хэлскеа». Управляющая компания «Русатом Хэлскеа» была создана на базе предприятий и институтов ГК «Росатом» для развития ядерной медицины в России и за рубежом (ядерная медицина использует радионуклидные препараты для диагностики онкологических и других заболеваний с помощью ПЭТ-КТ-томографов и однофотонных эмиссионных томографов, а также для лечения злокачественных образований путем введения в опухоль радиоактивного изотопа).
В контур управления компании входит предприятие «Всерегиональное объединение «Изотоп» — основной поставщик ядерных изотопов для производства радиофармпрепаратов и самих радиофармпрепаратов в нашей стране и за рубежом (компания поставляет изотопы для производства радиофармпрепаратов в 50 стран мира). По данным «Русатом Хэлскеа», компания поставляет готовые радиофармпрепараты практически всем профильным медицинским учреждениям РФ — охват не менее 80% существующей инфраструктуры.
Другие активы «Русатом Хэлскеа»: АО «НИФХИ им. Л. Я. Карпова» — ведущий актив компании, собственно производитель РФП и генераторов Tc-99 (основной изотоп, применяемый в производстве РФП для диагностики онкологических и кардиозаболеваний), обладатель мощной реакторной базы; АО «НИИТФА» — производитель диагностического и терапевтического оборудования ядерной медицины, а также оборудования для радиационной обработки продукции, и ряд других предприятий.
Фактически «Русатом Хэлскеа» является крупной государственной структурой, контролирующей процесс производства и продажи радиофармпрепаратов для медицинских целей. Компания также занимается разработкой и созданием оборудования для производства радиофармпрепаратов. В частности, мировой рынок циклотронов поделен между несколькими ведущими иностранными производителями, такими как Siemens, GE-Healthсare, и это важнейшее направление для импортозамещения в российской медицине. Летом прошлого года в «Русатом Хэлскеа» говорили «Эксперту», что компания ведет собственные разработки по производству высокотехнологичного медицинского оборудования и уже прошли доклинические и клинические испытания две модели: «Брахиум» — комплекс высокодозовой брахитерапии, предназначенный для лечения онкологических заболеваний, и «Оникс» — комплекс дистанционной лучевой терапии, созданный на базе компактного медицинского линейного ускорителя с пучком тормозного излучения. Комплекс позволяет реализовывать все методы современной лучевой терапии. В компании рассчитывают, что в 2022 году начнется их серийное производство. Помимо этого АО «Русатом Хэлскеа» планирует начать производство высокоэнергетических линейных ускорителей по технологии одного из лидеров рынка — компании Elekta. В прошлому году в рамках Петербургского экономического форума было также подписано производственное соглашение между АО «НИИТФА» и GE Healthcare о локализации производства трех моделей магнитно-резонансных томографов GE в России. Это первый проект GE по локализации производства МРТ на территории РФ. В «Русатом Хэлскеа» ожидают, что уже в этом году первое локализованное оборудование будет работать в наших клиниках.
Несмотря на серьезный производственный задел, большие ресурсы и собственную сервисную инфраструктуру, компании пока не удается стать эффективным игроком медицинского рынка. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка компании в 2020 году составила 1,169 млрд рублей, убыток — 298 млн рублей. Отчасти на это влияет то, что российский рынок ядерной медицины очень мал. Даже если рассматривать диагностику онкозаболеваний с помощью ПЭТ-КТ-исследований, то наша страна имеет 0,52 сканера на 1 млн человек населения, в то время как, например, лидер рейтинга США — 7,2 сканера. И во многих регионах просто нет нужного для диагностики и лечения рака современного оборудования, работающего с радиофармпрепаратами. Но кому, как не крупной государственной отраслевой структуре, заниматься созданием инфраструктуры ядерной медицины в стране, на продаже «сырья» — изотопов — сложно выстроить высокотехнологичный медицинский бизнес.
Впрочем, в компании о расширении своего присутствия на медицинском рынке и выстраивании всей технологической цепочки думают давно.
«Ядерная медицина — это не только развитие изотопного комплекса, производство высокотехнологичного оборудования и радиофармпрепаратов. Здесь не хватает “сердца”, движка. Мы убеждены, что нужно также заниматься развитием собственных медицинских центров. Наличие своего пациентопотока, собственных клиник, даст возможность создать в периметре госкорпорации «Росатом» медицинской экосистемы, которая станет уникальной для рынка здравоохранения и позволит получить масштабный синергетический эффект от всех направлений бизнеса, которые сегодня развивает “Русатом Хэлскеа”» — так «Эксперту» прокомментировали в компании планы расширения бизнеса. В настоящее время компания уже занимается созданием центров радионуклидной терапии. «В частности, в Иркутске строим радиологический корпус. Скоро начнем строительство в Уфе. Сейчас договариваемся с рядом регионов о создании мобильных фельдшерско-акушерских пунктов. Потому что сегодня одна из больших проблем — неразвитая инфраструктура и недоступность медицинской помощи для пациентов в регионах. Мы хотим двигаться в направлении создания линейки оказания медицинской помощи полного цикла — от мобильных пунктов первичного приема пациентов до высокотехнологичных центров ядерной медицины, безусловно связывая все звенья нашей цепочки качественных медицинских услуг собственной цифровой платформой», — говорят в компании.
Перспективы есть у всех
Очевидно, что у «Медскана» и «Русатом Хэлскеа» есть пересечения в целях дальнейшего развития. И при удачном выстраивании синергии — экосистемы «Русатом Хэлскеа» и медицинских активов и опыта «Медскана» — компания сможет быстрее масштабировать бизнес и стать заметным игроком на рынке онкологических услуг.
Сегодня это направление — одно из самых перспективных для развития медицинского бизнеса, и в него инвестируют все крупные медицинские компании. Например, компания «Мединвестгрупп» уже несколько лет занимается созданием онкологических центров по всей стране, сейчас она реализует свой проект «100 линейных ускорителей» стоимостью 37 млрд рублей, в рамках которого компания планирует установить в различных регионах страны 100 современных аппаратов для проведения лучевой терапии. Недавно одна из ведущих медицинских компаний на московском рынке АО «Медицина» открыла в подмосковных Химках крупнейший в России и один из крупнейших в Европе Институт ядерной медицины полного цикла. Институт предлагает весь спектр услуг в области ядерной медицины: диагностику, радионуклидную терапию, — а также имеет собственный циклотронно-радиохимический комплекс для производства радиофармпрепаратов. Общие инвестиции в проект составили 8 миллиардов рублей. Петербургская компания МИБС (Медицинский институт им. Березина Сергея) — старейшая компания на российском рынке, включающая в себя сеть из 79 диагностических центров в 62 городах РФ и странах СНГ, пять центров ядерной медицины (ПЭТ-КТ-диагностики) — два в Санкт-Петербурге, по одному в Новосибирске, Томске, Барнауле, онкологическую клинику Центр протонной лучевой терапии в Санкт-Петербурге, — в настоящее время строит центры ядерной медицины в Твери, Нижнем Новгороде, Перми, а также госпитальный корпус в Центре протонной терапии (стоимостью 6 млрд рублей). С 2003 до 2021 года общий объем инвестиций компании превысил 25 млрд рублей.
Серьезно развивают онкологическое направление Европейский медицинский центр, открывшаяся не так давно Ильинская больница.
По прогнозам аналитиков Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, представленным РБК, мировой объем рынка ядерной медицины за последние шесть лет вырос в полтора раза — с 16,3 млрд долларов в 2014 году до 24 млрд долларов в 2020-м. К 2030 году он достигнет 43 млрд долларов. Российский рынок ядерных медтехнологий растет в среднем на 5% ежегодно. В 2020 году он составил около 1,2 млрд долларов, а в 2030-м вырастет до 3,54 млрд долларов. Относительно скромная динамика российского рынка объясняется не тем, что мы меньше болеем, а недостатком медицинской инфраструктуры и высокой капиталоемкостью проектов. Мы уже писали выше о дефиците ПЭТ-КТ-томографов в нашей стране. Еще хуже обстоит ситуация с качественной лучевой терапией в российских городах, а, например, потребность населения в радионуклидной терапии удовлетворена только на 6% (по данным исследования МИФИ на 2018 год), возможно, сейчас эта цифра чуть подросла.
Так что на сегодняшний день перспективы есть у всех медицинских компаний. Вопрос только в инвестициях, компетенциях и финансовых возможностей регионов оплачивать дорогостоящее лечение своего населения.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl