Робот следует в парк
Создатели коммунального робоуборщика «Пиксель» обещают, что такие беспилотные электромобили более чем в полтора раза экономически эффективнее, чем привычные отряды дворников
Робот-пылесос в доме стал обыденным гаджетом. И пользу в хозяйстве приносит, и время экономит — да и вообще забавная штука, сам ищет и зарядную станцию, и пятый угол в комнате, и траектории движения выстраивает. Немудрено, что уже несколько лет многие стартапы хотят масштабировать идею на тротуары, парки и улицы. Не исключение и московская «Автономика», действующая в кооперации с «Меркатором» — нашим лидером в производстве коммунальной техники — и намеренная вторгнуться на многообещающий рынок беспилотности и робототехники через этот пока что низкоконкурентный даже в мировом масштабе, но весьма платежеспособный сегмент рынка.
Как масштабировать? Взять электронную и электрическую, от лидаров до электромотора, составляющие рободоставщика — и внедрить их в шасси субкомпактной коммунальной машины. Вместе с навесным оборудованием, от вакуум-уборочного до поливалки и газонокосилки.
Зачем масштабировать? На то у генерального директора «Автономики» Алексея Сивидова есть ответ. При создании своего первенца, названного «Пикселем», он решил сконцентрироваться на сегменте решений для уборки парковых зон и жилых комплексов премиум-сегмента, встретив, по его словам, заинтересованность у потенциальных потребителей еще на стадии идеи. И здесь конкурентом машине не станут традиционные самоходные подметальщики, от привычных в столице Bucher до трактора со щеткой, поскольку дизельное амбре испортит настроение окружающим, да и маневренность маловата. Пилотируемую же коммунальную машину можно уменьшать лишь до определенного предела — а главное, беспилотность придает технике инновационность, что крайне востребовано как при джентрификации* общественных пространств, так и для обслуживания жилищных комплексов премиум-класса.
* Джентрификация — процесс повышения привлекательности территории за счет благоустройства и притока более обеспеченного населения.
Алексей предлагает смотреть в корень и сравнивать экономический эффект с бригадами дворников, которые, по расчетам специалистов «Автономики», более чем в полтора раза менее эффективны экономически. Даже при нынешних зарплатах, уже не обеспечивающих штатную численность дворников в крупных городах. Расчеты, приводимые Алексеем, весьма приблизительны, не учитывают многих затрат с обеих сторон, но тем не менее убедительны. Производительность «Пикселя» — 3000 кв. м в час, в то время как норма для дворника — 250 кв. м. Таким образом, один робоуборщик может заменить сразу 12 человек. Стоимость его на этом этапе — 16 млн рублей, что соответствует зарплате 12 дворников за два с небольшим года. В компании утверждают, что уже в первый год работы такой машины стоимость уборки квадратного метра составляет 0,9 рубля против 1,5 при использовании ручного труда.
Компактное (длина — 2,4 м, ширина — 1,48, высота — 1,64) шарнирносочлененное полноприводное шасси «Пикселя», состоящее из двух пространственных трубчатых полурам (эластичная подвеска колес отсутствует), обладает высокой маневренностью — радиус поворота всего 2,5 м — и имеет три точки крепления навесного оборудования. На переднюю опору с управлением в двух плоскостях, заднюю на адаптере и нижнюю опору может крепиться восемь (на выбор) рабочих органов. Это и пассивное оборудование (снежный отвал, распределитель реагента), и активное: поливомоечное оборудование, шнекороторный снегоуборщик, газонокосильная дека. И конечно же, «пылесос», оборудование для вакуум-уборки. Мусора летом, листьев осенью. Благо у «Меркатора», технологического партнера «Автономики», богатейший опыт в разработке как коммунальной техники в целом, так и шлейфа навесного оборудования для нее.
О подробностях системы автономного вождения в «Автономике» умалчивают, говоря лишь, что на прототипе сейчас установлено избыточное количество сенсоров: лидаров, радаров и стереокамер. При этом система может управляться извне, оператором из диспетчерской, который может менять маршрут передвижения.
Возможно и дистанционное управление оператором с пульта, благо максимальная скорость машины всего 10 км/ч. В компании упирают на собственный софт и инженерные решения, подчеркивая свою независимость от известных в России создателей «автопилотов». Вот только чей хард? Разработчики уходят от ответа, скорее всего ввиду подсанкционности большинства компонентов.
Не меньше таинственности в «Автономике» напускают о происхождении и параметрах силовой установки, включая аккумулятор, указывая лишь расчет на возможность 16-часовой непрерывной работы. Но это можно понять: сейчас наверняка взяли то, что под рукой, а найти на будущее подходящие агрегаты «на полке» не такая и проблема. Китайские, конечно. А можно использовать, скажем, моторы от крымских гольф-каров «Эльтавр» — в свою очередь, переделанных-перемотанных из промышленных асинхронников могилевского завода «Электродвигатель». Впрочем, это лишь версия, да и непринципиальная для прототипа, ближе к серии, даже к малой, вопрос и батарей, и силового агрегата неизбежно получит определенность.
Та машина, что на фото, — второй прототип «Пикселя». В планах «Автономики» и согласно заключенным договорам с клиентами (которых компания не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну) — изготовить в ближайшие месяцы пилотную партию из 15–20 машин, причем разной компоновки: шарнирносочлененной, как у этого прототипа, «автомобильной» (с цельной рамой и управляемыми передними колесами) и асимметричной, со сменной задней частью. Задача — обкатать технологию уборки и доработать софт уже на реальных, а не полигонных объектах.
Предстоит также отработать систему внешнего управления роем рободворников. При этом, по словам Сивидова, разработчики не опасаются инцидентов с несвоевременно возникшими на пути людьми и машинами, робот уже научился действовать корректно и безопасно. «Больше опасений насчет вандализма», — заметил Алексей. И конечно же, отладка системы обеспечения бесперебойной работы: своевременной заправки водой, выгрузки мусора или, скажем, смены батарей, если предполагается круглосуточная работа. И уже после отработки конструкции и выбора варианта компоновки предстоит запуск в серийное производство. По словам Алексея, помимо дирекций парков (не только московских), интерес к машине проявляют девелоперы, в первую очередь для обслуживания жилых комплексов премиум-сегмента. Еще бы: инновация, а значит, уникальное торговое предложение для премиумпозиционирования!
В более отдаленной перспективе в компании намечено создание машины покрупнее (возможно, на основе собираемой на «Меркаторе» немецкой Bucher CityCat2020ev) и совсем маленькой тротуароуборочной техники. А также автоматизация системы обеспечения работы «Пикселя», чтобы замену-заправку-выгрузку делали такие же роботы.
Тем временем коммунального робота схожего «калибра» разрабатывают в московском Политехе совместно с компанией «Конкордия» из подмосковного Дмитрова. Пилотируемая версия этой машины, больше похожая на самодельный мини-трактор, неоднократно демонстрировалась и успешно прошла испытания в Истринском муниципальном районе. Теперь 3,3-метровый полноприводный микрокар «автомобильной» компоновки с управляемыми передними колесами и одним 10-киловаттным электромотором предстоит сделать беспилотным, перекомпоновать, избавив от кабины, и выпустить на испытания через год. Политеховцы заявляют о своем будущем рободворнике как о первом в России — и, как видим, самонадеянно: «Автономика» и «Меркатор», что называется, первее. Хотя от Европы здесь мы, в отличие от рободоставщиков, отстаем на пару-тройку лет. С другой стороны, наши компании избавлены от рисков первопроходцев, как и их потенциальные заказчики.
Фотографии предоставлены компанией
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl