Магическое мышление: почему мы считаем себя всемогущими — объяснение психолога
«Скорее бы закончился этот ужасный период». Кто из нас не ловил себя на такой мысли? Мы надеемся, что сложности уйдут в прошлое вместе с последним ударов курантов, а правильно загаданное желание поможет добиться успеха в следующем году. Так и работает магическое мышление. В чем его опасность?
Магическое мышление — часть многих культур. Даже у самых рациональных из нас нет-нет да и мелькнет в голове какая-нибудь относящаяся к этой области идея. Рука машинально потянется постучать три раза по дереву, в ботинок накануне важной встречи ляжет монета. А может, на полке стоит амулет, фигурка со знаком зодиака или религиозная атрибутика. Но всегда ли мы осознаем влияние этого вида мышления на наши решения?
Как появилось
История
Корни магического мышления уходят в глубокое прошлое. Наши пращуры выживали в довольно сложных условиях и имели необходимость опереться на что-то, чему-то довериться. Если охота не удалась и нечем кормить детей, засуха выжгла съедобную растительность, а соседнее племя идет на вас войной — ничего не остается, как надеяться и верить. И ждать чуда. А для этого, очевидно, нужно сделать хоть что-то, от вас зависящее. Например, принести жертву лесным духам, помолиться о дожде или очертить «защитные» магические круги вокруг поселения.
Постепенно зарождались верования и ритуалы, появлялись жрецы, возникали предметы культа, суеверия и приметы. Вчера вы исполнили ритуальный танец, а сегодня пошел долгожданный дождь? Несомненно, ваш танец помог!
Некоторые ученые склоняются к тому, что наскальная живопись, где изображены сцены охоты, не иллюстрирует происходившие события, а выполняет роль молитвы, заклинания. Изображая счастливый сценарий, наши предки приманивали удачу.
Но как мы пользуемся наследием прошлого теперь, в век развития науки, когда космические корабли бороздят просторы вселенной?
«В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям. В доверии к могуществу человеческого духа, считающегося с законами действительности, еще жива некоторая часть примитивной веры в это всемогущество», — писал в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд еще в начале XX века, отмечая, что магическое мышление все еще играет определенную роль в жизни людей.