Черное золото на Крайнем Севере: как добывают нефть в Арктике
Нефтедобывающая платформа «Приразломная», работающая на шельфе, уникальна по целому ряду причин
От ледяной воды, просачивающейся сквозь гидрокостюм, перехватывает дыхание. Мы с фотографом сидим в макете вертолета, уверенно идущего ко дну. Вода уже подступает к груди. Как и учили, кусаю загубник, делаю глубокий выдох в трубку с мехами, вырываю чеку. Вода полностью поглощает пространство. В следующий миг все переворачивается вверх ногами. В нос заливается вода. Судорожно пытаюсь нащупать замок на ремне, отстегиваюсь, протискиваюсь в проем окна, всплываю и наконец делаю вдох… Живой.
Примерно так проходит тренинг по спасению из тонущего вертолета в учебно-тренажерном центре при Университете морского и речного флота в Санкт-Петербурге. Без сертификата о его прохождении на «Приразломную» не попасть. Как и без кучи медицинских справок. Ну а непосредственно перед отбытием на платформу нужно подышать в алкотестер. В итоге, сидя в душном вертолете в обязательном гидрокостюме и заливая его теперь уже холодным потом изнутри, помимо тревоги, чувствуешь облегчение: наконец-то…
Морской порядок
От берега Печорского моря, где находится обслуживающий платформу поселок Варандей, до «Приразломной» примерно 60 километров. Сотрудников доставляют сюда исключительно вертолетом, грузы и продовольствие — на судах, раз в неделю. Всего на платформе, принадлежащей компании «Газпром нефть», трудится около 200 человек (в 2016-м — Прим. Vokrugsveta.ru) вахтовым методом: месяц работают по 12 часов каждый день, следующий месяц проводят дома.
С воздуха «Приразломная» напоминает печку из русских народных сказок, внезапно отрастившую верхние конечности в виде кранов. Как та самая сказочная печь, платформа «пришла» сюда своим ходом, вернее, была отбуксирована из Мурманска, где проходила достройка «Приразломной». Стоит платформа на бетонной основе — кессоне, где, собственно, в специальных танках хранится добываемая нефть. Глубина моря в этом месте 20 метров.
Всех прибывших на режимный объект встречает служба охраны. Повторно (после Варандея) смотрят документы, а также проверяют, не привез ли пассажир «запрещенку»: алкоголь, психотропные средства. На «Приразломной» строжайший сухой закон. После досмотра — вводный инструктаж.
Внутреннее пространство объекта представляет собой многоуровневый лабиринт, включающий жилой комплекс и рабочие отсеки. Попав сюда, моментально перестаешь ориентироваться в пространстве. «А с закрытыми глазами пройтись по платформе сможете?» — спрашиваю охранника Сергея, провожающего нас к «номерам». «Сейчас уже да, — отвечает, — но весь первый месяц работы ушел на изучение этих лабиринтов. Единственное, что выручало, это план эвакуации».
В «номерах» на «Приразломной» живут по двое: двухъярусная кровать, как в плацкарте, шкаф, стол, два стула, телевизор, санузел с душем. Для курения на платформе есть одно строго определенное место с электрическим прикуривателем, как в машине. Для развлечений — два кинозала. Но большей популярностью у вахтовиков пользуется бильярдная, где стоят столы для русского и пула. Под аккомпанемент радио мужики самозабвенно гоняют шары. Здесь же стоит шкаф с книгами, в основном с детективами в мягкой обложке, — библиотека. Есть на платформе и компьютерный зал, составляющий конкуренцию тренажерному: любителей сразиться на досуге в морской бой не меньше, чем поклонников «качалки» и сауны. А вот мобильной связи в море нет.
Позвонить домой можно только со стационарного телефона, который стоит на столе в приемной. Народ занимает очередь. Общение лимитированное: пять минут. Приемная — место, где все неизбежно встречаются, потому что здесь сходится большинство коридоров и располагается кабинет начальника.
В первый же день, проходя из одного коридора в другой, слышу окрик: «Молодой человек, остановитесь!» Голос сулит как минимум два наряда вне очереди. Оборачиваюсь: строгий седовласый мужчина смотрит так, будто я вышел на плац в дырявом исподнем. «Давайте здесь так ходить не будем!» — кивает на мой развязавшийся шнурок.