Переиграть Китай в зеленых технологиях будет сложно
Европа нацелилась на вытеснение КНР с позиций монополиста в производстве зеленых технологий. Но страхов у нее больше, чем амбиций

Межстрановая конкуренция за господство в зеленой экономике и стремление к независимости в сфере поставок соответствующих технологий стали новой целью для ряда мировых игроков. США демонстрируют жесткую позицию отделения от Китая и открыто заявляют о вступлении в конкурентную борьбу для защиты своих экономических интересов. Европа борется за звание самого экологичного региона и пытается балансировать между продолжением прежнего курса на безуглеродное будущее с помощью китайских технологий и новым курсом на ограничение поставок из КНР, который позволит развиться внутреннему производству для оснащения отраслей зеленой экономики. Страны Востока объединяют усилия и мощности для приближения безуглеродного будущего, а Африка пересматривает дипломатические отношения с давними партнерами из Евросоюза в пользу Китая, с которым ей, как оказалось, работается проще.
Смогут ли ЕС и США снизить свою зависимость от Поднебесной и сколько лет на это потребуется? Пока ответы на эти вопросы неутешительны: сегодня КНР доминирует практически во всех звеньях международных цепочек поставок зеленых технологий.
«Зеленый куш» обещает быть внушительным
Аналитики прогнозируют, что к 2030 году объем мирового рынка ключевых экологически чистых энергетических технологий массового производства составит 650 млрд долларов в год — это более чем в три раза превышает сегодняшний уровень. Однако такое возможно, только если все страны полностью выполнят взятые на себя обязательства в области энергетики и климата. Число рабочих мест, связанных с производством зеленой энергии, к этому моменту увеличится более чем вдвое — с текущих 6 млн почти до 14 млн, и в последующие десятилетия ожидается дальнейший рост промышленности и занятости в этой сфере.
Специалисты ожидают и существенного роста корпоративных инвестиций во внедрение климатически безопасных технологий на местах. Хотя в последнее время все только и говорят об искусственном интеллекте и росте инвестиционного интереса к этой теме в рамках глобальных корпораций, уже в 2025 году направление корпоративных инвестиций поменяется: если финансирование искусственного интеллекта составит 1 трлн долларов, то вложения в «климатически благоприятные» технологии достигнут 1,5–2 трлн. Ближайшие пять лет станут решающими для определения вектора развития критически важных направлений зеленых технологий; это же время может понадобиться, чтобы переиграть ключевых участников рынка и перераспределить сферы влияния в новой, зеленой экономике.
А занять видное место здесь стремятся многие страны. Они соревнуются в разработке собственных промышленных стратегий, пересматривают глобальные дипломатические и экономические связи. Эра производства экологически чистых энергетических технологий — это миллионы новых рабочих мест в сферах производства солнечных панелей, ветряных турбин, аккумуляторов для электромобилей, электролизеров для водорода, тепловых насосов и т. д.
К примеру, в США администрация Джо Байдена приступила к реализации программы преобразования американской экономики стоимостью 2 трлн долларов. Деньги пойдут на стимулирование инвестиций в технологии производства аккумуляторов и зеленого водорода. В Европе на климатические цели выделили 670 млрд евро — и это лишь на ближайшие несколько лет; в течение следующего десятилетия на те же цели планируется потратить не менее триллиона евро.
Но если западный мир озаботился финансированием этой сферы лишь недавно, то Китай вкладывает туда феноменальные суммы уже много лет. В этом состязании есть тревожные протекционистские аспекты, однако имеются и плюсы: например, аналитики считают, что гонка субсидий и конкуренция за господство в сфере зеленой энергетики способствуют более динамичному развитию сектора чистых климатических технологий.
Однако, если Запад хочет перегнать Китай, ему придется серьезно ускориться. КНР только в 2022 году инвестировал в зеленую экономику 546 млрд долларов — почти в четыре раза больше, чем США (141 млрд). ЕС в этом соперничестве занял второе место: вложения европейских стран в чистые технологии в прошлом году составили 180 млрд долларов.
Зачем Европе рвать отношения с Китаем
О намерении экономически отделиться от Китая и добиться максимальной автономности в цепочках поставок, перекрыв восточный поток, США и ЕС рассуждали еще накануне пандемии. Но КНР по-прежнему лидирует в вопросах зеленых технологий и в глобальных поставках.
Европа включилась в гонку, развязанную США. Но что она потеряет и что приобретет в случае отказа от большей части импорта из Китая, справится ли регион с реализацией планов по декарбонизации экономики и развитию возобновляемой энергетики?
«Мы должны добиться полной независимости от восточных соседей и быть в состоянии обеспечить внутренние нужды стран своими силами», — заявляет руководство ЕС. Но миру нужен Китай, парируют экономисты. Если европейские государства действительно планируют построить безуглеродную экономику к 2050 году, без КНР им не обойтись. Для реализации амбиций технологической и сырьевой независимости потребуются десятилетия, да и не везде это окажется возможно.
Пока же Европа продолжает внедрять принципы безуглеродной экономики. Недавно Евросоюз ввел госстимулирование зеленых технологий внутри региона, задавшись целью «возглавить революцию в области чистых технологий», как заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Промышленная стратегия ЕС предполагает, что к 2030 году на его территории будет производиться 40% экологически чистых технологий. Для этого здесь планируется начать добычу критически важных полезных ископаемых.
Формально Брюссель объясняет необходимость ограничить китайский импорт стремлением КНР агрессивно доминировать на рынке. Урсула фон дер Ляйен призвала лидеров ЕС уменьшить риски взаимодействия с Китаем, постепенно снижая зависимость от Востока, и занять почти столь же жесткую позицию в этом вопросе, как США.
Переход Европы на «солнце и ветер» вынужденно ускорился
Независимый аналитический центр по вопросам перехода к чистой энергетике Ember недавно заявил, что в текущем году ЕС оказался на пороге «колоссального коллапса» энергетики, работающей на ископаемом топливе. В мае возобновляемые ресурсы — ветер и солнце — впервые дали Европе рекордное количество энергии, почти треть всего объема. По итогам мая на основе одной только солнечной энергии было получено 14% от общего объема энергии в ЕС, на сегодняшний день это максимум. Солнцу и ветру впервые удалось обогнать уголь: ископаемое топливо позволило произвести лишь 27%.