Искусство самопрезентации: как научиться рассказывать о себе в любой ситуации
Пример сооснователей Google показывает, что иногда, чтобы произвести нужное впечатление, достаточно всего 11 слов. Forbes Life разобрался, как правильно преподнести себя во время переговоров и на собеседовании и почему в любых ситуациях действуют одни и те же принципы
Самопрезентация — это навык управления впечатлением другого человека о себе. Впервые это понятие было сформулировано Ирвингом Гофманом в 1959 году в его работе «Представление себя другим в повседневной жизни». Однако о собственном имидже люди начали заботиться еще с давних времен. Вокруг фараонов намеренно создавался образ правителей божественного происхождения, а философы Платон, Аристотель и Сократ рассматривали проблему имиджа в своих работах.
Современные исследования показывают: человек, который умеет презентовать себя, быстрее достигает поставленных целей в разных сферах — заводит полезные знакомства, движется по карьерной лестнице и получает другие привилегии.
Почему не все умеют презентовать себя
Основной способ приобрести умение подать себя еще со школьных лет — проектное обучение (англ. project-based learning). Это образовательный подход, в котором школьники или студенты самостоятельно решают определенную проблему или задачу путем создания собственного продукта. Принципами проектного обучения руководствуются в западной образовательной традиции. Исследования показывают, что проектное обучение повышает вовлеченность и интерес школьников к учебе, позволяет глубоко разобраться в проблеме и лучше запомнить материал.
В России проектное обучение не слишком распространено. Валерий Лазарев, академик Российской академии образования и директор Института инновационной деятельности в образовании, пишет, что чаще всего презентация навыков и умений среди учащихся сводится к пересказу прочитанного и написанию рефератов: «Приходится констатировать, что многие из тех, кто выкладывает сообщения в интернете об опыте проектной деятельности учащихся, слабо понимают, что такое проект и проектная деятельность. Вдобавок не каждый преподаватель способен полноценно оценить навыки самопрезентации ученика и дать корректную обратную связь. А еще уделить время каждому учащемуся, ведь полноценный проект отнимает существенное количество времени у всех участников. Можно упомянуть и то, что не все учителя и родители поддерживают проектное обучение: зачем что-то придумывать, если «раньше все так учились, и все нормально было».
В результате с необходимостью развития навыков самопрезентации многие выпускники впервые сталкиваются при поиске работы: составляя резюме, сопроводительное письмо или готовясь к собеседованию.
Правила и ошибки самопрезентации
Навык самопрезентации играет важную роль в карьере и бизнесе. Человек способен создать имидж, помогающий знакомиться с нужными людьми, выгодно демонстрировать свои опыт, знания и навыки, убеждать, формировать к себе доверие и даже зарабатывать в разы больше. В результате ему будет проще: