Наскальные мультфильмы
Рисункам из пещеры Шове больше 30 тысяч лет, а их то сравнивают с живописью Пикассо, то находят нечто общее с анимацией. Однако восприятие искусства и его предназначения людьми каменного века сильно отличалось от современного.
Наскальная живопись из пещеры Шове на юге Франции считается древнейшей в Европе из достоверно датированных. Согласно современной радиоуглеродной датировке частиц древесного угля, в палеолите было две волны, когда люди проводили в этом месте много времени: примерно 33 500–37 000 лет назад и 31–28 тысяч лет назад. Большинство рисунков появились в первый период. Даже раньше, чем хомо сапиенс, это место облюбовали пещерные медведи, устраивавшиеся здесь на зимнюю спячку; на стенах остались следы их когтей, а на полу – скелеты этих животных. По мнению первого исследователя памятника, археолога Жана Клота, люди за то и выбрали пещеру Шове: культ медведя в Европе каменного века был довольно распространен.
Охотники верхнего палеолита в этих мрачных залах не жили: только наносили многочисленные рисунки и, вероятно, проводили ритуалы. Они творили при свете факелов, примитивных ламп из выдолбленного камня, наполненных животным жиром, небольших костров, из которых также брали уголь для рисования. Красную краску давала охра, а некоторые изображения или их части древние художники процарапывали на каменной поверхности – проступал белый известняк. В залах и галереях пещеры Шове более 1000 рисунков, из них свыше 420 – изображения животных. Среди них исследователи насчитали более 14 видов эпохи плейстоцена (2,6 миллиона – 11,7 тысячи лет назад): шерстистые носороги, пещерные медведи и львы, мамонты, бизоны, лошади, олени, возможно, даже гиена… Самая монументальная роспись покрывает левую стену Дальнего зала, примерно 12 метров длиной. Больше нигде в палеолитическом искусстве Европы не представлены в таком количестве пещерные львы и шерстистые носороги. Художники каменного века чаще изображали более предпочтительные объекты для охоты: лошадей, оленей, бизонов – но тех, кто расписывал пещеру Шове, явно интересовали самые опасные звери.
Ради чего люди каменного века так старались? Вероятно, дело в том, что в представлениях древнего человека глубокая, темная пещера была местом особенным, ведущим в подземный мир духов. А духи – существа полезные, могли помочь и в охоте, и в разных других делах. Наладить контакт с ними, по мнению Клота, как раз и помогала пещерная живопись. «Люди, которые ходили туда, – писал исследователь, – должно быть, верили, что духи животных обитают внутри стен, еле видимые и почти готовые выйти наружу. Рисование или процарапывание недостающих очертаний или подробностей, чтобы «завершить» зверя, помогало людям приобщиться к сверхъестественной силе этих существ». Звери из пещеры Шове нарисованы так реалистично и динамично, что во время ритуалов в дрожащем свете факелов людям наверняка мерещилось, будто они двигаются, как живые.