Осеннее обновление
Вопреки производственным перебоям и дефициту комплектующих мировые автопроизводители продолжают обновлять модельный ряд для России, целясь в наиболее перспективные рыночные ниши
Кроссоверы и компактные седаны: российский авторынок продолжает развиваться с доминированием этих двух ключевых сегментов. По данным «Автостата», по итогам первого полугодия самыми продаваемыми в России остаются кроссоверы (так называемые SUV), на которые сейчас приходится 49,2% всех продаж новых автомобилей в России (399,6 тыс.), а также сегмент автомобилей В-класса (37,4% продаж, 303,8 тыс.). Таким образом, эти два сегмента вместе занимают 86,6% всего российского автомобильного рынка (см. график 1).
Продажи обоих ведущих типов автомобилей растут быстрее среднерыночных показателей: если за первое полугодие 2021-го весь рынок вырос на 36,4% (811,9 тыс. единиц) по сравнению с первым полугодием 2020-го, то сегмент кроссоверов прирос на 37,5%, автомобилей В-класса — на 38,8%. Самыми продаваемыми моделями кроссоверов остаются Hyundai Creta (38,8 тыс., +31,3%), Lada Niva (30,1 тыс., +54,9%), Renault Duster (19,7 тыс., +63,1%). В сегменте В-класса наиболее успешно продаются российские Lada Granta (71,2 тыс., +42,6%), Lada Vesta (57 тыс., +33,8%), а также корейская Kia Rio (44,7 тыс., +23,7%).
Третий по значимости сегмент — размерный класс D (занимает 5,2% рынка) — тоже демонстрирует хорошую динамику роста, продажи здесь увеличились на 46,2% (42,6 тыс.). При этом в сегменте сменился лидер: на первое место вырвалась корейская модель Kia K5 (15,2 тыс.), оттеснив на второе место безоговорочного лидера прошлых лет японскую Toyota Camry (14,9 тыс., +31,2%), на третьем месте с большим отставанием идет Hyundai Sonata (4000, +78,5%).
Доля остальных пяти сегментов авторынка сейчас составляет чуть более 8% всех продаж. В частности, сегмент легких коммерческих авто (LAV) удерживает позиции на уровне 2,7% с приростом на 34,2% (21,6 тыс., самые продаваемые модели — Lada Largus, Peugeot Partner, Citroën Berlingo). А идущий далее некогда весьма популярный сегмент автомобилей гольф-класса (размерный класс С) продолжает демонстрировать существенное снижение, реализация здесь в текущем году упала на 17,2%, до 21,3 тыс. штук (самые продаваемые модели этого класса сейчас Škoda Octavia, Kia Cerato, Kia Ceed). Замыкают рейтинг такие нишевые сегменты, как представительские авто Е-класса (Мercedes-Benz E-класса, BMW 5, Audi A6; доля — 1,4%, рост продаж — 69,9%, до 11,5 тыс. единиц), пикапы (УАЗ «Пикап», Toyota Hilux, Mitsubishi L200; доля — 0,5%, рост продаж — 15,3%, до 4200 единиц тыс.), кабриолеты (Мercedes-Benz E-класса, BMW 2, BMW 4; доля — 0,4%, рост продаж — 61,4%, 3200 единиц; см. график 2).
Кроссовер, а не универсал
Этой осенью производители продолжают атаковать самый перспективный рыночный сегмент — кроссоверы. В частности, здесь заметна активность японской марки Subaru, которая привезла в Россию шестое поколение своей известной модели Outback. Вообще, Outback, который выпускается японской компанией с 1995 года, принято считать родоначальником класса так называемых универсалов повышенной проходимости (УПВ), когда просторный и вместительный автомобиль обладает еще и хорошими внедорожными характеристиками. Но маркетологи Subaru сейчас настаивают на том, чтобы называть обновленный Outback не универсалом, а именно кроссовером D-класса. «Мы хотим подчеркнуть, что наш автомобиль имеет, с одной стороны, преимущества вместительной машины и при этом обладает потенциалом высокой проходимости, управляемости и уверенного поведения на плохих дорогах», — говорит Александр Снижко, руководитель департамента маркетинга Subaru в России.
Хотя внешне новый Outback очень похож на модель предыдущего поколения, конструкция его кардинально отличается: машина построена на полностью новой «тележке» — глобальной субаровской платформе SGP. Новый автомобиль несколько увеличился в размерах, у него стал более вместительный багажник, дорожный просвет составляет теперь 213 мм. В машине появился обновленный атмосферный мотор с рабочим объемом 2,5 л (188 л. с.), который агрегирован с новой автоматической коробкой-вариатором Lineatronic с расширенным диапазоном передаточных отношений. Но особенно тщательно инженеры поработали над усовершенствованием управляемости автомобиля на плохих дорогах: владельцы Subaru давно считают себя как бы отдельной кастой, способность этих машин держать дугу на крутых поворотах на грунте многие считают эталонной. Новый Outback постарался не разочаровать поклонников: за счет доработок в подвеске машина еще лучше управляется не только на асфальте, но и на грунтовой дороге: на высокой скорости машина держится гораздо уверенней большинства конкурентов.
С точки зрения интерьера новый Outback — это никак не аскетичный раллийный болид с дешевым пластиком внутри: машина создает ощущение солидности качественными и приятными на ощупь материалами, особенно обращает на себя внимание внушительных размеров сенсорный экран с диагональю 11,6 дюйма, появилась премиальная акустическая система Harman с сабвуфером и десятью динамиками. Усовершенствованы и опции комфорта: например, зона обогрева задних сидений увеличена до уровня плеч, при этом и передние, и задние сиденья имеют три настройки температуры, а температуру передних сидений можно регулировать с помощью центрального дисплея. Обращает на себя внимание и широкий выбор электронных функций безопасности: новый Outback комплектуется фирменной субаровской системой EyeSight (системой оптических датчиков), которые обеспечивают автоматическое удержание машины по центру полосы, автоматическое торможение в экстренной ситуации, а также мониторинг состояния водителя (при признаках усталости система подаст предупреждающий сигнал). Проверить работу этих и других систем журналистам предлагалось во время тест-драйва новой модели по дорогам Алтая, где машина показала действительно хорошую управляемость на дорогах вне асфальта, а также своевременную помощь электроники. В частности, помимо ям на дорогах угроза для автомобилистов в этом регионе — многочисленные пасущиеся вдоль дорог коровы: когда во время тест-драйва с участием корреспондента «Эксперта» одно из животных неожиданно выскочило на проезжую часть, электроника моментально помогла совершить экстренную остановку.
Машины умнеют
Активно наступают на перспективный сегмент кроссоверов и корейские автопроизводители. Значимым событием можно назвать появление летом этого года нового поколения самого продаваемого в России кроссовера — Hyundai Creta. Модель эта увеличилась в размерах и сильно изменилась внешне: спереди у нее появилась фирменная хендаевская «двухэтажная» оптика, новые оригинальные задние фонари, внутри модель обрела усовершенствованную переднюю панель, приборы здесь, как опция, могут быть полностью цифровыми. Силовые агрегаты в машине инженеры решили оставить прежними — это проверенные атмосферные бензиновые двигатели объемом 1,6 и 2,0 л (123 л. с. и 149 л. с.; их, как и сам автомобиль, скоро будут производить на заводе корейской компании под Санкт-Петербургом), сочетающиеся с шестиступенчатой механической или автоматической коробкой передач, а также с передним или полным приводом.
Помимо выразительного дизайна отличительная черта обновленной Creta заключается в том, что здесь впервые в классе доступных кроссоверов предложен широкий выбор электронных ассистентов водителя: адаптивный круиз-контроль, удержание в середине полосы, автоматическое торможение, контроль слепых зон и многое другое. Все это вместе производитель называл системой Smart Sense, и в полном наборе эти опции присутствуют в особой комплектации Smart. Испытать их можно было на специальном тест-драйве под Мурманском, где особенно хорошо себя проявила, например, система наблюдения за слепыми зонами: включаешь поворотник, и на приборной панели появляется изображение того, что творится сбоку от машины, — один раз мне так удалось вовремя увидеть стремительно идущего на обгон мотоциклиста.
По словам Юрия Бейтана, руководителя отдела планирования продукта компании Hyundai в России, в текущем году на заводе под Питером будут выпущено порядка 20 тыс. Creta нового поколения, и уже до конца года корейский автопроизводитель рассчитывает еще больше усилить свое присутствие в сегменте кроссоверов на российском авторынке.
Работа над внешностью
В премиальной нише сегмента кроссоверов значимым событием можно назвать старт продаж в России новых BMW X3 и BMW X4, которые отличаются широкой гаммой модификаций с оснащением двигателями мощностью от 184 до 387 л. с., восьмиступенчатой автоматической коробкой передач Steptronic, системой полного привода BMW xDrive.
Марка Lexus, в свою очередь, представила ряд обновлений в дизайне своего городского кроссовера Lexus UX, которые коснулись как экстерьера, так и интерьера. В частности, у машины появился новый цвет кузова Sonic Grey, который будет доступен для всех комплектаций обновленного Lexus UX. Комплектация UX 200 Enjoy получила колесные диски размерности 18 дюймов и сиденья c отделкой перфорированной кожей. Для комплектаций UX 200 Discover и FSport, а также UX 250h FSport теперь также доступны колесные арки в цвет кузова для придания облику модели большей динамичности. В интерьере также доступна обивка салона из кожи Black Tahara и Ash White Tahara. Обновленный городской кроссовер уже можно заказать в странах Европы, скоро он должен появиться и в России.
Работает над внешним видом своих машин и компания Nissan, которая объявила о начале продаж своих ключевых моделей Qashqai и X-Trail в специальных версиях N-Design. Представители японской марки подчеркивают, что черные оригинальные детали отделки могут комбинироваться с любым доступным цветом кузова и придать автомобилю уникальный образ. В частности, особый стиль Nissan X-Trail в специальной версии N-Design создают темная фирменная решетка радиатора V-Motion, оригинальные черные литые диски, черные рейлинги и накладки на зеркала цвета черный металлик. Nissan Qashqai в специальной версии N-Design, в свою очередь, отличают оригинальные черные литые диски, темный дизайн передней оптики, накладки на зеркала цвета черный металлик, черные рейлинги и темная фирменная решетка радиатора. Обе модели получили новый коричневый цвет кузова, который ранее был представлен только для флагмана линейки — Nissan Murano.
Одновременно Nissan объявила, что продолжает расширять свой российский инженерный центр под Санкт-Петербургом. Если раньше, в момент запуска в 2011 году, в Nissan Technical Center Russia (NTCE-R) работало всего девять человек, то сейчас штат этого подразделения насчитывает более ста инженеров и он продолжает расширяться. На презентации для журналистов Норман Сноудон, руководитель NTCE-R, рассказал, что наличие штата инженеров в России позволяет Nissan успешно локализовывать свою продукцию. На российском заводе Nissan автомобили производятся из российской стали, и здесь изготавливаются многие детали. А некоторые из них (например, бамперы и прочие элементы обвеса) поставляются на заводы Nissan в другие страны. Специально же для российского рынка выпускаются, например, более вместительные бачки омывателя, элементы шумоизоляции, улучшенные системы обогрева. Инженерный центр в России также продолжает оснащаться новым оборудованием для испытаний: например, недавно здесь появился специальный стенд для ресурсных испытаний, камера для испытаний автомобиля в экстремальном холоде, заработал специальный робот, который тестирует автомобили на число открываний-закрываний багажника или дверей.
Электрическое будущее
Продолжают усиливать натиск на российский авторынок и китайцы: этой осенью о решении возобновить продажи в России своего некогда популярного кроссоверов DFM 580 объявила компания Dongfeng. Обновленный вариант этой машины получил ряд изменений в дизайне и предлагается в комплектации с бензиновым атмосферным двигателем 1,8 л мощностью 132 л. с. и пятиступенчатой механической коробкой передач, а также с 1,5-литровым турбомотором мощностью 146 л. с. и вариатором. Dongfeng пытается привлечь российских покупателей относительно доступной ценой на свой автомобиль — 1,6 млн рублей.
На эту же нишу нацелена и новинка от пока самого продаваемого в России китайского бренда Haval. Речь идет о модели Haval Jolion, производство которого недавно было запущено на заводе «Хавейл Мотор Рус» в Тульской области. Новинка предлагается в трех комплектациях — Comfort, Elite и Premium, по цене от 1,25 млн до 1,74 млн рублей. Новый Haval Jolion в России оснащается четырехцилиндровым рядным 1,5-литровым бензиновым двигателем с турбонаддувом мощностью 143 л. с., доступны также версии с более мощным двигателем того же объема, но с отдачей 150 л. с. Двигатели могут агрегатироваться с семиступенчатой роботизированной коробкой передач либо с шестиступенчатой механической, привод — передний или полный.
Впрочем, оживает новинками не только ниша кроссоверов. В сегменте автомобилей D-класса на тропу войны за возврат себе первого места в классе выезжает обновленная Toyota Camry, производство которой стартовало на заводе «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге. Сейчас она предлагается в восьми комплектациях по цене, стартующей ниже отметки два миллиона рублей.
Несмотря на существенное падение, не сдается и сегмент С-класса: в частности, недавно в России появился хэтчбек Volkswagen Golf восьмого поколения. Новинка доступна в двух версиях: Exclusive (оборудована бензиновым двигателем 150 л. с. в паре с 8-АКП, цена от 2,55 млн рублей), и «заряженной» GTI (с 245-сильным мотором в сочетании с 7-АКП, цена от 3,09 млн рублей). Правда, заявленные цены, увы, не дают надежду на массовый успех этой машины, а все потому, что она не производится в России.
Далек от вымирания и сегмент пикапов, здесь тоже пытаются усилить свои позиции китайцы. Откусить кусок рыночного пирога побольше пытается марка Great Wall, которая в дополнение к своем ходовому пикапу Wingle 7 привезла в Россию мощный полноприводный пикап Poer. Модель представлена в версии полной массой до 2,5 тонны в двух вариантах исполнения — Comfort и Premium. Под капотом Great Wall Poer установлен дизельный двигатель (2 л, 150 л. с.). Автомобиль оснащается восьмиступенчатой автоматической коробкой с ведущей задней и подключаемой передней осями.
В развитии своего модельного ряда в России ведущие автопроизводители не исключают, что скоро будут привозить на российский рынок и модели на электрическом ходу. Впрочем, пока, по их словам, для российской действительности более подходит гибридный вариант привода. Например, Volvo сейчас реализует в России проект, в рамках которого проводится серия тест-драйвов на гибридных автомобилях бренда. Во время поездки в загородные экоотели, находящиеся в нескольких часах езды от Москвы, журналистам предоставляется возможность протестировать подключаемые гибриды на российских дорогах.
Представители Volvo указывают, что гибридные автомобили имеют пока более высокий запас хода от одной заправки, при этом совместная работа электрического привода и эффективного ДВС обеспечивает низкий уровень выхлопных газов, что позволяет значительно снизить выбросы CO2. На российском рынке в модельном ряде Volvo представлены две модели подключаемых гибридов: кроссоверы XC60 Recharge и XC90 Recharge. Эти модели предлагают широкий выбор режимов вождения: полностью электрический режим Pure electric, сбалансированный гибридный режим Hybrid или режим полной мощности Power. Батарея обеспечивает запас хода до 40–59 км (в зависимости от даты выпуска модели). Автомобили также оснащены уникальной технологией очистки воздуха Advanced Air Cleaner: в случае, если воздух снаружи слишком загрязнен, его подача приостанавливается и включается функция рециркуляции и очистки того воздуха, который есть в салоне. В ходе экопробега было объявлено, что к 2025 оду. Volvo планирует перевести более 50% всех продаваемых автомобилей в мире на электрический привод.
Фото: предоставлено компанией Subaru; предоставлено компанией Hyundai; предоставлено компанией Lexus; предоставлено компанией Nissan; предоставлено компанией Volvo
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl