Российскую строительную отрасль железной рукой гонят в «цифру»

ЭкспертHi-Tech

Дорожники объединяются в цифровой альянс

Участники российской отрасли дорожного строительства ведут переговоры о создании единой цифровой платформы проектирования, строительства и обслуживания автомобильных дорог. Новая система призвана решить проблему забюрократизированности реализации дорожных проектов и кардинально снизить их себестоимость.

Алексей Грамматчиков

Во времена СССР класс скоростных автомагистралей в стране почти отсутствовал, сейчас протяженность скоростных автодорог в РФ выросла до 5,1 тыс. км, а к 2035 году ее планируются увеличить до 17,6 тыс. км. Фото: Магомед Лабазанов/ Newsteam

Российскую строительную отрасль железной рукой гонят в «цифру»: в марте этого года премьер-министр Михаил Мишустин подписал специальное постановление «О введении обязательного использования технологий информационного моделирования на объектах госзаказа». Согласно этой директиве, с 1 января 2022 года все участники строек на бюджетные деньги (застройщик, заказчик, эксплуатирующая организация) в обязательном порядке должны использовать цифровую модель объекта с применением технологий BIM (Building Information Modeling, информационное цифровое моделирование). Новые правила особенно актуальны для дорожной отрасли, которая в применении цифровых технологий отстает от других видов капитального строительства. Ведущие российские дорожные компании намерены объединиться в альянс для разработки и внедрения новой единой цифровой платформы, чтобы ее применение было максимально удобно всем участникам дорожного строительства.

О потенциальных возможностях новой ИТ-системы, а также об актуальных проблемах развития автодорожной инфраструктуры «Эксперту» рассказывает Юлия Штрек, директор по экономике и финансам группы «Автобан» — крупнейшей в стране компании-подрядчика в области дорожного строительства, инициатора создания новой ИТ-платформы. Группа объединяет 14 филиалов (автотранспортные, мостостроительное, дорожно-строительные, проектные-изыскательские организации) в разных российских регионах. За время существования компания построила более 4000 км автодорог, была генподрядчиком на реконструкции участка М-3 «Украина», строила дорогу М-4 «Дон», ЦКАД и другие. В этом году «Автобан» приступил к строительству дороги М-12 Москва — Казань. Выручка компании в 2020 году составила 85,5 млрд рублей, чистая прибыль — 11,7 млрд рублей.

— В чем суть инициативы создания новой BIM-платформы?

— Совместно с другими ключевыми игроками российской отрасли дорожного строительства мы хотим разработать единую цифровую платформу, на основе которой могло бы осуществляться проектирование, строительство, а затем и эксплуатация крупных дорожных объектов. К новой платформе могли бы подключаться все участники крупных инфраструктурных проектов — это и заказчики в лице государства, которые размещают информацию о проектах, и проектные институты, задающие различные технологические параметры, и подрядчики. Для подрядчиков, которые вносят данные о своем проекте в цифровую систему, она рассчитывает последовательность работ, объемы ресурсов — стройматериалов, техники, рабочей силы, которые необходимы на том или ином этапе. В соответствии со всеми параметрами будут определяться сроки строительства. На платформе будет также вся правовая документация, необходимая для всех этапов реализации проекта — от проектирования до сдачи объекта. Будет видно, когда и где для строительства дорог должна выделяться земля. Это нужно всем участникам отрасли, чтобы эффективно использовать ресурсы, чтобы не было простоев, чтобы люди и техника вовремя пришли на объект.

— Речь идет о создании некоего цифрового двойника наших дорог?

— Да, будет использоваться технология цифрового двойника, когда сначала в виртуальном пространстве формируется модель сложного строительного объекта. На ее основе осуществляется не только строительство, но и эксплуатация дороги, так как в систему будут заложены данные о долговечности строительных материалов, о влиянии на них климатических условий. Таким образом, можно будет заранее просчитывать необходимость ремонта на том или ином дорожном участке. Я уверена, что наличие цифрового двойника позволит существенно снизить число внеплановых ремонтных работ, а именно внеплановые работы — самые дорогостоящие в обслуживании дорог. По нашим оценкам, BIM-система позволит экономить до 30 процентов от себестоимости строительства и эксплуатации дорожного объекта. И при этом ускорять сроки строительства. Например, сегодня одна из главных причин срыва сроков строительства дорог — некачественная проектная и другая документация. Новая цифровая платформа позволит привести в порядок весь необходимый для строительства документооборот.

— Кто будет участвовать в консорциуме по созданию такой цифровой системы?

— Мы ведем диалог на этот счет с ключевыми участниками дорожной отрасли, а также с государственными структурами. В частности, мы провели переговоры с РосДорНИИ, потому что эта организация является основным методологом со стороны регулятора по созданию стандартов и нормативов для строительства дорог. У нас также прошли переговоры с компанией «Дороги и мосты». Пока нельзя сказать, что мы пожали друг другу руки, но считаем переговоры с этой компанией позитивными. Помимо этого мы ведем переговоры с другими крупными игроками нашей отрасли, но пока не готовы раскрывать их имена. Вообще, мы считаем, что это настоящий прорыв для отрасли, когда ключевые ее игроки сели за стол переговоров. Наш рынок очень конкурентный, и раньше представить себе такой диалог было невозможно. Но сейчас участники дорожной отрасли понимают значимость инициативы создания единой цифровой платформа: она позволяет им оптимально планировать ресурсы, действовать согласованно при реализации каких-то больших проектов. Пока мы прорабатываем юридическое решение для нового консорциума, пытаемся понять, какой тип юридического лица это будет.

— Логичнее было бы, если бы единые цифровые стандарты создавал регулятор. Почему вы, участник рынка, выступаете с такой инициативой?

— Регулятор много делает в направлении цифровизации. Но мы хотели бы представить свою экспертизу, у нас есть много наработок, мы изнутри видим многие проблемные моменты, понимаем методику их решения. Мы и другие участники рынка уже вложили значимые средства в разработку своих цифровых решений, и нам важно, чтобы новая система была с ними совместима, чтобы наши инвестиции не пропали. Чтобы новая единая система была бы удобна всем и чтобы не получилось так, чтобы нам потом навязали какой-нибудь ретроградный продукт, с которым было бы сложно работать.

— Сколько будет стоить новая платформа, когда вы ожидаете появления ее прототипа с минимальным функционалом? Вы будете разрабатывать платформу сами или покупать готовое ИТ-решение с возможностью адаптации под ваши потребности?

— Про цену разработки нового решения сложно сказать, но это точно будет недешево. Я недавно слушала выступления Германа Грефа, который говорил, какие огромные суммы стоила разработки их цифровой экосистемы. Создание цифровой платформы — это всегда очень дорогостоящий процесс. Но пока мы определяем форматы и параметры, которые устроят всех. Вопрос финансирования пока остается открытым, мы надеемся, что участники рынка найдут возможность инвестировать в эту платформу, а также надеемся на финансовую помощь государства. Мы посмотрим, какие готовые продукты уже существуют на рынке, возможно, это будут наработки того же Сбера. Если в каких-то областях уже есть коробочные ИТ-решения, как, например, в ERP-системах SAP или 1С, можно будет использовать и их. Нам важно соблюсти баланс стоимости, при этом решение должно быть безопасным и отвечать специфике нашей отрасли.

— Ориентируетесь ли вы на какой-нибудь международный опыт?

— Да, мы провели большую работу по исследованию зарубежного опыта, в первую очередь мы ориентируемся на Германию как на передовую страну, которая является одним из родоначальников BIM-технологий. Есть интересный опыт британских железных дорог, они тоже используют технологии цифрового двойника для развития железнодорожной инфраструктуры.

— Постановление правительства говорит о том, что цифровое моделирование на объектах строительства за бюджетные средства должно заработать уже с начала 2022 года. Успеете ли вы к этому сроку получить прототип новой BIM-системы, когда заработает хотя бы ее базовый функционал?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закат ИТ-монополизма Закат ИТ-монополизма

Штраф, который ФАС наложила на Apple, признак глобального заката ИТ-монополизма

Эксперт
«Позови человека». Почему боты не заменят живых операторов на 100 процентов «Позови человека». Почему боты не заменят живых операторов на 100 процентов

Когда автоматизация не вредит, а помогает клиентскому сервису

СНОБ
Иран и Турция: большая игра для Большого Ближнего Востока Иран и Турция: большая игра для Большого Ближнего Востока

Где разворачивается соперничество Тегерана и Анкары?

Эксперт
Трое, не считая собаки Трое, не считая собаки

У нас было два дня, один щенок и три яркие модели, знающие всё о путешествиях

Cosmopolitan
Чем SWIFT не шутит Чем SWIFT не шутит

Отключат ли Россию от SWIFT?

Эксперт
Курс на Восток. С чего начать знакомство с восточной культурой Курс на Восток. С чего начать знакомство с восточной культурой

Всё, что нужно знать о современной восточной культуре

СНОБ
Ремонт без границ Ремонт без границ

Как Leroy Merlin меняет стратегию развития и трансформирует бизнес

Эксперт
Будь другом Будь другом

Пора рассказать тебе, откуда берутся звери и где найти будущего любимца

Cosmopolitan
LADA Vesta SW Cross с АКП. Жаль, папа не дожил LADA Vesta SW Cross с АКП. Жаль, папа не дожил

LADA Vesta SW Cross с АКП: это вам не советские «жигули»

4x4 Club
Биоразлагаемый суперконденсатор напечатали на 3D-принтере Биоразлагаемый суперконденсатор напечатали на 3D-принтере

В Швейцарии напечатали биоразлагаемый суперконденсатор без металлов и пластика

N+1
Балканский успех американской дипломатии Балканский успех американской дипломатии

Вытеснят ли Россию из балканского пространства?

Эксперт
Зачем инвестировать в криптобиржи и сколько на этом можно заработать Зачем инвестировать в криптобиржи и сколько на этом можно заработать

Как инвестировать в криптобиржи, какие у подобной инвестиции есть плюсы и минусы

СНОБ
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
Как выглядят мужья и жены звезд шоу «Однажды в России»: комики и обычные люди Как выглядят мужья и жены звезд шоу «Однажды в России»: комики и обычные люди

С кем счастливы Азамат Мусагалиев, Ольга Картункова и другие телезвезды

Cosmopolitan
Как Шайа Лабаф легализовал стиль бездомного Как Шайа Лабаф легализовал стиль бездомного

Почему Шайа Лабаф стал если не великим актером, то королем непринужденного стиля

РБК
От скромной девочки с Урала до культовой красавицы: как менялась Ирина Шейк От скромной девочки с Урала до культовой красавицы: как менялась Ирина Шейк

Ирина Шейк покорила мировые подиумы и сердца завидных женихов

Cosmopolitan
Упавший дрон погубил колонию редких крачек в Калифорнии Упавший дрон погубил колонию редких крачек в Калифорнии

Морские птицы очень уязвимы к последствиям человеческой деятельности

N+1
Как деликатно намекнуть девушке на секс: 8 идей, помогающих избежать неловкости Как деликатно намекнуть девушке на секс: 8 идей, помогающих избежать неловкости

Как экологично завести разговор об интиме с потенциальной партнершей?

Playboy
Как художник и моделлер фигурок зарабатывают на своем увлечении с помощью аддитивных технологий Как художник и моделлер фигурок зарабатывают на своем увлечении с помощью аддитивных технологий

Как с помощью аддитивных технологий превратить хобби в прибыльный бизнес

Популярная механика
А я что могу? А я что могу?

За новым поколением онлайн-марафонцев сегодня следят сотни тысяч девушек

Harper's Bazaar
Верю - не верю: стоит ли доверять гороскопам? Верю - не верю: стоит ли доверять гороскопам?

Принято считать, что гороскопы врут. Но не спеши с выводами!

Cosmopolitan
Дикие кошки из Китая оказались генетически не связаны с домашними Дикие кошки из Китая оказались генетически не связаны с домашними

Ученые исследуют китайских горных кошек, чтобы определить их идентичность

National Geographic
Загадка зубов «блуждающих мясных» моллюсков Загадка зубов «блуждающих мясных» моллюсков

В зубах хитонов обнаружили сантабарбараит

National Geographic
Агния Кузнецова: «Завидую своей героине» Агния Кузнецова: «Завидую своей героине»

Актриса Агния Кузнецова о своей новой роли, детях и юморе

Лиза
Как худели после родов Кейт Миддлтон, Меган Маркл и другие любимицы британцев Как худели после родов Кейт Миддлтон, Меган Маркл и другие любимицы британцев

Монаршие особы педантично относятся к своему рациону, особенно после родов

Cosmopolitan
Андрей Звягинцев — о стрессе в кино и спасении в литературе Андрей Звягинцев — о стрессе в кино и спасении в литературе

Режиссер Андрей Звягинцев — о кино, преподавании, молодежи и вечных ориентирах

РБК
«Любовь стоит того, чтобы ждать»: главные женщины в жизни Виктора Цоя «Любовь стоит того, чтобы ждать»: главные женщины в жизни Виктора Цоя

Женщины, которые оставили след в сердце Виктора Цоя

Cosmopolitan
Еда — это медитация Еда — это медитация

Легкая и чистая диета, апофеоз осознанности

Tatler
Вывести на главную: самые громкие инсталляции, возникшие на площадях мировых столиц Вывести на главную: самые громкие инсталляции, возникшие на площадях мировых столиц

Известные художники, подаривших свои скульптуры центральным площадям городов

Esquire
Эволюция еды: история человечества, разложенная по тарелкам Эволюция еды: история человечества, разложенная по тарелкам

Как человек менялся вместе со своим рационом

Вокруг света
Открыть в приложении