Общий вагон европейцев так и не тронулся

Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы

ЭкспертБизнес

Общий вагон европейцев так и не тронулся

Немецкой Siemens и французской Alstom не удалось объединить железнодорожные активы, чтобы ослабить позиции китайского конкурента, который усиливает свое влияние на мировом рынке

Вера Колерова

Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы — мощности по строительству поездов и сигнального оборудования. Компании планировали создать совместное предприятие Siemens Alstom с выручкой 15,3 млрд евро. Как официально заявляли их представители, это позволило бы им противостоять напору крупнейшего в мире китайского производителя подвижного состава CRRC, который был создан в 2015 году путем объединения двух крупных компаний — CSR и CNR. На рынке высокоскоростных поездов китайцы занимают 70%, а Siemens вместе с Alstom — не более 10%. Объединившись, европейские компании, по расчетам экспертов, могли бы получить 17–18% мирового рынка железнодорожной продукции, создав единый экспортный канал.

Однако Еврокомиссия заблокировала готовящуюся с 2017 года сделку, так как она, по мнению еврочиновников, серьезно сократит количество поставщиков в производстве высокоскоростных поездов и систем сигнализации, а это может привести к повышению цен.

Обе компании пока не собрались оспаривать заключение Еврокомиссии, выразив свое сожаление, а в Alstom даже назвали его фиаско европейской промышленности. Как заявил исполнительный директор Siemens Джо Кезер, принятое решение свидетельствует о том, что Европа срочно нуждается в структурных реформах в сфере промышленности, чтобы повысить конкурентоспособность компаний.

Догма или здравый смысл?

Власти Германии и Франции оказались на стороне промышленников — они давно поддерживали планируемую сделку. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп считает ее блокировку тяжелым ударом по промышленности стран Евросоюза. По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в данном случае тактические интересы чиновников объединенной Европы противоречат стратегическим интересам экономик европейских стран и национальных правительств. «Промышленникам Европы стоит задать властям вопрос: а есть ли единая промышленная и регуляторная политика у объединенного Евросоюза, отвечающая на современные риски китайской экспансии? Что первично — здравый экономический смысл или формальное соблюдение догм о конкуренции? В таких условиях брекзит выглядит вполне здравым решением британцев», — говорит он.

Эксперт оценивает угрозу со стороны китайских производителей как серьезную, полагая, что в перспективе пяти—десяти лет китайский подвижной состав и комплектующие могут появиться в Европе. Китайцы уже сегодня делают настойчивые попытки проникнуть на европейские рынки через создание совместных предприятий и открытие инжиниринговых и исследовательских центров. Похожие методы использовал и европейский бизнес, когда начинал выходить в Китай.

По словам Александра Данильцева, директора Института торговой политики НИУ ВШЭ, решение Еврокомиссии — обычная практика антимонопольного регулирования, и оно было ожидаемым. Господин Данильцев не готов назвать европейское конкурентное право устаревшим, но полагает, что оно сильно отстает с точки зрения возможностей антимонопольного регулирования не только внутреннего, но и международного рынка, и должно развиваться именно в этой плоскости. Возможно, именно «кейс» несостоявшегося слияния Siemens и Alstom станет катализатором изменений в антимонопольном законодательстве ЕС: по крайней мере, как сообщили представители правительств Германии и Франции, пакет соответствующих предложений должен быть подготовлен к осени.

Рассуждая о том, насколько обоснованы предпосылки для слияния, связанные с усилением китайского конкурента, Александр Данильцев отмечает, что китайские компании сейчас вряд ли смогут занять существенную нишу на европейском рынке. Об этом же говорилось и в заключении Еврокомиссии: в отношении сигнальных систем китайские поставщики даже не пытались принимать участие в европейских тендерах, а по поставкам подвижного состава, по мнению еврокомиссаров, они не смогут в обозримом будущем конкурировать с Siemens и Alstom. Впрочем, г-н Данильцев подчеркивает, что на других рынках китайцы уже сегодня являются для европейцев очень сильными конкурентами, так как в последние годы далеко продвинулись в технологиях производства железнодорожного транспорта и строительства дорог. «Известно, что планируется участие китайских компаний в строительстве высокоскоростных железных дорог в России, в то время как раньше это была сфера деятельности исключительно Siemens, — говорит г-н Данильцев. — Дело в том, что Китай может сделать хорошее комплексное предложение — и технологии, и деньги». Еще один фактор, ослабляющий позиции европейских компаний на российском рынке, — санкции. Из-за жесткой позиции Европы европейские компании уже сегодня испытывают сложности с вхождением в проекты строительства в России высокоскоростных магистралей, проигрывая бизнесу из Китая.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Коммерческие автомобили ползут вниз Коммерческие автомобили ползут вниз

Рынок коммерческих автомобилей в России после набора скорости сбавляет обороты

Эксперт, сентябрь'19
«Мечел» может расстаться с Эльгой «Мечел» может расстаться с Эльгой

Компания Игоря Зюзина может выйти из эльгинского проекта

Эксперт, сентябрь'19
20 лет Путина 20 лет Путина

В августе 1999 года Ельцин назначил Путина главой правительства

Forbes, сентябрь'19
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ имени Г. А. Товстоногова стала соавтором перезапуска театра

Собака.ru, февраль'19
Вся правда о блондинках …и о мужчинах, которые от них без ума Вся правда о блондинках …и о мужчинах, которые от них без ума

Ветреные и не слишком умные, блондинки — жертвы множества стереотипов

Вокруг света, март'19
Алиса Фрейндлих. Очень личное Алиса Фрейндлих. Очень личное

Алиса Фрейндлих и ее исторический приход в БДТ

СНОБ, март'19
Вдова, да не та: в Африке найден новый ядовитый паук-гигант Вдова, да не та: в Африке найден новый ядовитый паук-гигант

Новый вид относится к опасным и ядовитым черным вдовам

National Geographic, февраль'19
Кандидаты на сокращение Кандидаты на сокращение

Ученые предупреждают: через 100 лет в мире не останется насекомых

Огонёк, февраль'19
Виртуальные активы получили криминальное определение Виртуальные активы получили криминальное определение

Верховный суд признал криптовалюту средством легализации преступных доходов

РБК, февраль'19
Идеальные свидания Идеальные свидания

Проект актера Анатолия Белого «Четыре идеальных свидания»

OK!, февраль'19
10 модных стайлинг-приемов, чтобы пережить остаток зимы 10 модных стайлинг-приемов, чтобы пережить остаток зимы

10 модных стайлинг-приемов, чтобы пережить остаток зимы

Vogue, февраль'19
ELLE поэты ELLE поэты

Современные поэты России

Elle, март'19
БДТ в моей жизни БДТ в моей жизни

Деятели искусства и бизнеса о своем отношении к БДТ

СНОБ, март'19
Маленькая жизнь Маленькая жизнь

Артисты могут позволить себе расслабиться

OK!, февраль'19
Трагедия на Гавайях: море не принимает тело погибшего кашалота Трагедия на Гавайях: море не принимает тело погибшего кашалота

Туша мертвого кашалота возвращалась к берегу три раза

National Geographic, февраль'19
Атлантик-тур Атлантик-тур

Первозданная природа затерянных в океане Фарерских островов

Quattroruote, март'19
30 лет традиций 30 лет традиций

Subaru Legacy отмечает в 2019 году 30-летие

АвтоМир, февраль'19
Статистика адюльтеров: через сколько лет брака жены начинают изменять мужьям? Статистика адюльтеров: через сколько лет брака жены начинают изменять мужьям?

Статистика адюльтеров: через сколько лет брака жены начинают изменять мужьям?

Men’s Health, февраль'19
Пчелиные волки откладывают яйца, похожие на газовые гранаты Пчелиные волки откладывают яйца, похожие на газовые гранаты

У песочных ос из подсемейства Philanthinae ядовиты даже яйца

National Geographic, февраль'19
Пепел Зигги Пепел Зигги

Тысячи людей заявляют, что Дэвид Боуи определил их взгляды на многое

Story, март'19
Секстинг зомбингу не помеха Секстинг зомбингу не помеха

15 новейших терминов современной жизни в целом и отношений в частности

Maxim, март'19
Добро пожаловаться Добро пожаловаться

Антонина Козлова раскрывает секрет конструктивного нытья

Cosmopolitan, март'19
Магнитный полюс Земли мигрирует в Сибирь Магнитный полюс Земли мигрирует в Сибирь

Данные о смещении магнитного полюса Земли

National Geographic, февраль'19
Светлый образ Светлый образ

Актриса Виктория Белякова из сериала «Полицейский с Рублевки»

Maxim, март'19
Для души чая Для души чая

Восточная провинция Чжэцзян – одно из главных направлений для китайского туризма

National Geographic Traveler, февраль'19
«Не эпатажа ради» «Не эпатажа ради»

Удивительный поворот сделала судьба Владимира Мишукова

OK!, февраль'19
Концепт по заявкам Концепт по заявкам

Дизайн экстерьера. Россиянин у руля автомобильной революции

GQ, март'19
Главные футбольные переходы этой зимы Главные футбольные переходы этой зимы

Рассказываем об итогах трансферной кампании европейских клубов

GQ, февраль'19
Молодо, зелено, жгуче! Молодо, зелено, жгуче!

Песни этого девичьего коллектива вызывают слезы восторга

OK!, февраль'19
Земляные работы Земляные работы

Зачем бывший зампред «Газпрома» купил 11 500 га на новом шелковом пути

Forbes, март'19