Василий Высоков: «Нам нравится работать в регионе»
Председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков раскрывает секрет устойчивости одного из немногих сохранившихся в стране самостоятельных региональных финансовых институтов и объясняет, почему суверенный ESG-банкинг в кризис не повышает ставки

В 1991 году, после пятнадцати лет преподавательской работы в своей альма-матер, Ростовском институте народного хозяйства, Василий Высоков ушел в бизнес, учредив консалтинговую компанию, помогавшую директорам донских предприятий на заре приватизации начать рыночное плавание. Спустя год ставки в бизнесе возросли: компаниям-клиентам понадобился банк для обслуживания и развития. Руководить фининститутом предприятия предложили своим проверенным партнерам — супругам Василию и Татьяне Высоковым, которые встали у руля банка.
В этот момент, как и во многие моменты позже, можно было расслабиться — прокручивать оборотные средства учредителей, спекулируя попутно на госбумагах и валюте. Именно так и поступили тогда сотни кэптивных банков в центре и регионах, почивших под руинами последовавших кризисов.
Но Высоковы оказались из другого теста. Движимые какой-то странной, непостижимой для многих амбицией, они решили — и продолжают уже четвертый десяток лет — делать правильный банковский бизнес. С настоящим риск-менеджментом, с настоящей, а не лукавой отчетностью («Центр-инвест» первым из региональных банков перешел на МСФО еще в 1997 году), с дисперсной структурой акционеров (с 2004 года и по сей день в банке участвуют ЕБРР и ряд других значимых иностранных игроков) и правильным корпоративным управлением.
Опыт преодоления кризисов и свою философию устойчивого банковского бизнеса Василий Высоков обобщил в новой книге «Региональный банк в суверенной экономике», выход которой послужил поводом для этой беседы.
— Самостоятельные региональные банки в России стали превращаться в исчезающий вид еще лет пятнадцать назад. И в отличие от уссурийских тигров, численность популяции которых удалось стабилизировать, вымывание региональных финансовых институтов с финансового рынка страны продолжается. Почему, на ваш взгляд, не удается остановить этот процесс? И как банку «Центр-инвест» удается «плыть против ветра»? В чем секрет вашей удивительной тридцатилетней устойчивости? Наверняка были предложения выгодно продать бизнес крупным федеральным структурам — почему вы отказывались?
— В российском законодательстве никогда не было региональных банков. В книге на ярких примерах показано, к чему этот пробел приводит на практике с точки зрения эффективного управления региональными рисками, надежности внутрирегиональных платежей, комплексного развития территорий, внедрения цифровых технологий в регионе, кадрового обеспечения структурной трансформации. Это сложный комплекс задач, и далеко не все финансовые институты в регионах с ними справились. Нам нравится работать в регионе, решать на региональном уровне и национальные, и глобальные проблемы, быть лидером по локализации лучшей мировой практики, додумывать то, о чем в столицах не задумываются. Наши технологии приватизации, работы с малым бизнесом, агробизнесом, проектами энергоэффективности, решение проблем неплатежей, внедрения новой корпоративной культуры, МСФО, международных рейтингов, ESG-банкинга позволили успешно повышать уровень жизни населения и развивать бизнес клиентов, а самому банку быть в тренде, в авангарде и в полной боевой готовности.
Стереотип о необходимости продажи регионального бизнеса федералам справедлив только тогда, когда у крупного партнера есть не только деньги, но и более высокий уровень технологий. Пока федеральные коллеги не скрывают: «Учились и будем учиться у лучших региональных банков».
— «Центр-инвест» осознанно сфокусировал свою работу на регионах Юга России — это материнский регион: Ростовская область, а также Краснодарский край, Адыгея, Ставрополье, Волгоградская область. Единственное исключение — Нижегородская область, куда банк вышел в 2015 году. Какими принципами вы руководствуетесь, решая вопрос о присутствии «Центр-инвеста» в том или ином регионе? Насколько важно физическое присутствие в регионе в век цифровых технологий, удаленной коммуникации и так далее? Рассматриваете ли вы возможность выхода банка «Центр-инвест» на рынок Крыма и новых регионов России?
— Это еще один стереотип: географическая экспансия регионального банка. Для успешного развития по этой траектории надо эффективно управлять региональными рисками, знать своих клиентов front, back, inside, environmental, official and informal («спереди, сзади, внутри, в окружении, официально и неформально»). Можно нести затраты на изучение всех этих рисков, а можно делиться своим опытом с региональными банками в других регионах. В ряде случаев клиенты, начиная работать в других регионах, просят обеспечить им привычное качество услуг. Как только набирается критическая масса для точки безубыточности — открываем офис в новом регионе.