Камни преткновения: неприступные крепости войн за Средиземноморье
В XV- XVII веках турецкая армия и флот провели ряд осад сильно укрепленных городов, многие из которых навсегда вошли в мировую историю войн
29 мая 1453 года смело можно считать днем рождения турецкой нации. Именно в этот день пал Константинополь, и Европа обнаружила у себя под боком очень опасного и могущественного противника, с которым ей предстояло сражаться веками.
Восточная Римская империя, также именуемая Византией, просуществовала рекордно долго – 1123 года, установив своеобразный мировой рекорд. В лучшие годы ее границы простирались от Испании до Ирака, но к 1453 году она фактически контролировала лишь несколько островов в Эгейском море, юго-западное побережье Черного моря, небольшую территорию Греции и «Константинопольский округ» со столицей. Византия со всех сторон была окружена турками, которые мечтали присоединить Константинополь к османским землям. Однако все их попытки завладеть городом неизменно оканчивались провалом, так как на их пути стояла шестикилометровая стена Феодосия, защищавшая город с суши. Построенное в 408-413 годах укрепление более тысячи лет оставалось одним из мощнейших фортификационных сооружений мира: взять его не получилось ни у арабов, ни у русов с болгарами, ни у печенегов, крестоносцев и турков.
Стена Феодосия состояла из четырех защитных уровней. Первым на пути нападающих стоял ров шириной 20 метров и глубиной 10 метров. Он мог быть как пустым, так и заполненным водой. За рвом размещался зубчатый парапет высотой в человеческий рост – идеальное укрытие для лучников. За парапетом находилась внешняя стена высотой восемь метров, а в пяти-семи метрах за ней возвышалась внутренняя стена высотой 12 метров с двадцатиметровыми башнями, представлявшими фактически автономное оборонительное сооружение.
Башни внешней и внутренней стены размещались в шахматном порядке, не перекрывая друг другу секторы обстрела. Как показали многочисленные осады V-XIV веков, преодолеть стену Феодосия с имеющимися на тот момент осадными орудиями было нереально. Поэтому все заявления о том, что вещий Олег прибил свой щит к вратам Царьграда, вызывают лишь улыбку. Прежде чем древнерусский князь дошел бы до любых из константинопольских ворот, он потерял бы минимум половину войска, а вторая половина бесславно погибла бы, штурмуя неприступные стены.
Но в XV веке стала стремительно развиваться артиллерия, чьи возможности раньше всех оценили турки. Вернее, молодой султан Мехмет II, который с детства мечтал завоевать Константинополь. Султан досконально знал стену Феодосия и потратил не один год, вынашивая план захвата города. Как только ему представилась возможность, он начал воплощать свои мечты в реальность.
В апреле 1453 года перед Константинополем появилась 200-тысячная турецкая армия, а с моря византийскую столицу блокировал турецкий флот. Мехмет II вооружил свою армию крупнокалиберной артиллерией, способной стрелять каменными ядрами весом до 600 кг. На руку султану сыграло и то обстоятельство, что город защищало всего около восьми тысяч воинов, которым надо было оборонять почти 20 километров крепостных стен, включая шестикилометровую Феодосию. Перед византийским императором Константином XI встала неразрешимая задача: какую из стен, внутреннюю или внешнюю, оборонять? На обе стены не хватало людей, отдавать без боя внешнюю стену ему не хотелось, и было принято решение оборонять именно ее.