Портфель Шредингера. Что делать осторожному инвестору в 2019 году
Владельцы крупного капитала ищут возможности для выгодных инвестиций в условиях противостояния России и США
Помните умозрительный эксперимент, описанный австрийским физиком Эрвином Шредингером, одним из создателей квантовой механики? Кот заперт в небольшой камере вместе с опасным механизмом, который может сработать в любую секунду с равной вероятностью. Как только это произойдет, несчастного кота не станет, но сторонний наблюдатель ничего не узнает, поскольку камера непрозрачна. Пока она остается закрытой, невозможно сказать о коте что-то конкретное: жив он или мертв. Для наблюдателя в определенном смысле тот и жив, и мертв одновременно.
Этот парадокс довольно точно характеризует ситуацию, в которой оказались состоятельные российские инвесторы в начале 2019 года. Все пытаются понять, какие инструменты защитят капитал и обеспечат возможности роста, но высокие геополитические риски создают эффект непрозрачной стены. Произойдет ли ужесточение санкций? Если да, то в чем конкретно оно будет заключаться? Последуют ли новые контрмеры, как на это отреагируют рынки?
Вопросов много, а вариантов действий у инвесторов, по сути, только два. Можно выйти из состояния неопределенности, сделав ставку на тот или иной сценарий развития событий. А можно принять это состояние как данность, с которой всем предстоит жить, и отталкиваться от нее при управлении своими вложениями.
Что делать клиентам? Для начала взвесить плюсы и минусы выбранной схемы владения активами. Обычно в пользу зарубежных юрисдикций играет привычка инвестора к определенным моделям работы и распределению финансовых потоков. В пользу российской — удобство управления имуществом и защита от потенциальных санкций. Текущая налоговая амнистия позволяет желающим завести капитал в Россию без лишних трудностей.