Зачем бывший зампред «Газпрома» купил 11 500 га на новом шелковом пути

ForbesБизнес

Земляные работы

Зачем бывший зампред «Газпрома» купил 11 500 га на Новом Шелковом пути.

Текст: Александр Левинский
Фото: Александр Карнюхин для Forbes

Компания Александра Рязанова планирует первой в России построить частный автобан — для доставки товаров из Китая в Европу

Ранней весной 2013 года в кабинет к владельцу «Русской холдинговой компании», бывшему зампреду «Газпрома» Александру Рязанову зашел его партнер Роман Нестеренко. Он принес расчеты трафика и тарифов Суэцкого канала, из которых выходило, что, если перенаправить на будущую платную автотрассу из Китая в Западную Европу хотя бы 3,5% идущих через Суэц грузов, проект по ее строительству окупится. В апреле партнеры зарегистрировали компанию «Меридиан», которая должна построить новую автодорогу от Казахстана до Белоруссии за 594 млрд рублей.

Дорожным строительством Рязанов заинтересовался еще в конце 1990-х годов, когда, будучи директором Сургутского газоперерабатывающего завода, попал на стажировку в Массачусетский технологический институт и проехал от Бостона до Флориды по трассе I-95. Его поразило качество дороги и огромное число перевозимых трейлерами грузов. Когда в начале 2000-х Рязанов работал в «Газпроме», у него состоялся разговор с зампредом правительства Алексеем Кудриным. «Цены на нефть и газ пошли вверх, бюджет разбухает, почему мы инфраструктуру не строим, которая даст экономике огромный толчок?» — спросил Рязанов. Кудрин якобы ответил, что главная задача на тот момент — сжимать денежную массу и, чтобы не разгонять инфляцию, не делать серьезных государственных инвестиций в инфраструктуру (Кудрин не ответил на запрос Forbes). «Упустили самое золотое время, — сожалеет Рязанов, — когда земля была почти ничейная и для строительства дорог ее можно было скупить за копейки».

Тем временем восточные соседи не ждали. В 2004 году во время визита в Китай президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал с председателем КНР Ху Цзиньтао соглашение об «эффективной смычке транспортных сетей». Через четыре года в Казахстане началось строительство автомагистрали — воплощение давней идеи китайцев и государств Средней Азии о новом Шелковом пути, по которому когда-то верблюжьи караваны везли товары в Европу. Казахстанские компании стали реконструировать старые дороги, перестраивать двухполосные магистрали в шестиполосные автобаны, строить новые. На некоторых участках задействовали механизм ГЧП. На строительстве работало больше 60 компаний из Казахстана, финансирование шло из госбюджета, а также от иностранных банков: под гарантии правительства $5 млрд выделили Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Азиатский банк развития и другие инвесторы. Часть транспортного коридора сделали платной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сестры и братья вайнеры Сестры и братья вайнеры

Блогеры зарабатывают миллионы на рекламе в Instagram

Forbes
«Измените речь — изменится жизнь» «Измените речь — изменится жизнь»

Как с помощью синквейнов, страшилок и слов избавиться от негативных состояний

Psychologies
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Новый взгляд Новый взгляд

Винтажный магазин — сокровищница для модников

Добрые советы
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Сказка о стройке Сказка о стройке

Женщины-архитекторы о том, какой должна быть идеальная сумка

Vogue
Взаимное опыление Взаимное опыление

Онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн

Forbes

Как придумывалась скандальная рекламная кампания Reebok

Esquire
Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
Жил на свете рыцарь бедный Жил на свете рыцарь бедный

Лев Рубинштейн объясняет, почему богатство и бедность — это одно и то же

GQ
Болотная площадь Болотная площадь

Как городские парки и скверы могут помочь избежать затопления улиц

Forbes
В ресторане Oli Oli отметят Китайский Новый год В ресторане Oli Oli отметят Китайский Новый год

В ресторане Oli Oli открылась экспозиция, приуроченная к китайскому Новому году

Cosmopolitan
Финтех от физтеха Финтех от физтеха

Николай Сторонский построил компанию-единорог и попал в список Forbes

Forbes
Как сделать бизнес на русском балете: гастроли, бюджеты, меценаты Как сделать бизнес на русском балете: гастроли, бюджеты, меценаты

Интервью с имперсарио Сергеем Даниляном

Forbes
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
«Ван Гог. На пороге вечности» — фильм-симулятор художника: MAXIM делится впечатлениями «Ван Гог. На пороге вечности» — фильм-симулятор художника: MAXIM делится впечатлениями

Среди всей массы, конкретно этот фильм о Ван Гоге особенный

Maxim
Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
Любой ценой Любой ценой

Мария Распутина выгнала мужа из дома

StarHit
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Если ты разозлился: 19 способов обуздать гнев быстро (никто не пострадает!) Если ты разозлился: 19 способов обуздать гнев быстро (никто не пострадает!)

Когда так и хочется кому-то сказать или сделать что-то не очень приятное...

Playboy
«Я никогда не стремился быть богатым» «Я никогда не стремился быть богатым»

Алексей Мордашов вспоминает вместе с нами прошедшие пятнадцать лет

Forbes
Сделано в ГДР: печальная судьба лайнера Baade-152 Сделано в ГДР: печальная судьба лайнера Baade-152

ГДР планировала выпускать самолеты, но в дело вмешалась политика

Популярная механика
Плата за проезд Плата за проезд

Китай готов потратить на новые транспортные коридоры $1 трлн

Forbes
Skoda Yeti: на любой случай Skoda Yeti: на любой случай

Учимся выбирать подержанный Skoda Yeti

АвтоМир
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Твит дня: рьяная противница Трампа так ему похлопала, что стала героиней мемов (видео) Твит дня: рьяная противница Трампа так ему похлопала, что стала героиней мемов (видео)

Когда от овации до обструкции один шаг!

Maxim
Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes
Учись работать: VR и онлайн меняют представление об образовании Учись работать: VR и онлайн меняют представление об образовании

Сегодня все компании вкладываются в обучение кадров

Forbes
Мобильный банкир Мобильный банкир

Основатель Revolut Николай Сторонский предрекает смерть традиционных банков

Forbes
Британские школы: где дороже, а где лучше Британские школы: где дороже, а где лучше

Как читать рейтинги британского образования

Forbes
Открыть в приложении