Наш сухой корм из свежего мяса
Компания AlphaPet первой из российских производителей кормов для кошек и собак внедрила научный подход и европейские технологии включения свежего мяса в сухой корм. Это позволит ей конкурировать с импортом в кормах классов премиум и суперпремиум, а также специализированных и ветеринарных

Двадцать восемь собак и сорок одна кошка работают в исследовательском центре AlphaPet на постоянной основе — с предоставлением им комфортного жилья в специально оборудованном здании, под присмотром девяти сотрудников, в том числе ветеринара, кинолога, фелинолога (специалиста по уходу за кошками), с гарантией устройства в хорошие руки после выхода на пенсию, то есть примерно в шестилетнем возрасте. Их работа заключается в поедании, а точнее в тестировании кормов, которые с апреля 2022 года начал выпускать под брендом AlphaPet завод «Научно-производственный центр кормовых технологий» (НПЦКТ), расположенный в деревне Селевкино Дмитровского района Московской области. К столь ответственной миссии животные приступили после аттестации в возрасте одного года, когда их организм полностью сформировался и стал готов нормально переживать частую смену кормов. Все они были приобретены в питомниках, породистые, так как именно у таких кошек и собак бывает чувствительное пищеварение. Каждый раунд работы с новым кормом — это в первую очередь тестирование его вкусовой привлекательности, предоставление питомцам права выбора между новинкой и продуктом конкурентов. «За шесть-семь месяцев работы животные набирают библиотеку вкусов и начинают очень хорошо разбираться в кормах, дают точные показания», — говорит руководитель отдела по тестированию кормов НПЦКТ Ольга Ёлкина. Второй этап тестирования корма — определение его усвояемости: сотрудники по определенной методике в течение недели оценивают фекалии в вольере, а потом собирают их и отвозят на анализ в лабораторию Всероссийского института животноводства. Содержание подобного исследовательского центра — дело затратное, наверное, поэтому в России AlphaPet стала первой компанией среди отечественных и второй среди локализованных (после концерна Mars), сделавшей ставку на научный подход не только в создании кормов, но и в их профессиональном тестировании.
На строительство завода в Селевкино компания потратила 3,5 млрд рублей и три года. Проектная мощность производства — 25 тыс. тонн в год сухих кормов и 13 тыс. тонн влажных — весьма внушительна с учетом того, что бренд AlphaPet сразу сделал ставку на производство сухих кормов премиального качества — в их составе от 10 до 30% свежего мяса, но существующие технологии позволяют вводить в сухой корм и до 85% мяса. Ранее аналогичные корма завозились в страну исключительно из-за границы (местные производители вместо мяса включали мясокостную муку) и помечались на упаковке словом «холистик», что означало их сбалансированность, наличие в составе ценных натуральных ингредиентов, употребляемых в пищу человеком. В 2021 году объем импортных кормов для домашних животных составлял 160 тыс. тонн, то есть даже относительно этого объема AlphaPet с выходом на проектную мощность 38 тыс. тонн мог бы претендовать на замещение почти четверти импорта. Сегодня, по оценке NielsenIQ, зарубежные поставки упали в пять раз, следовательно, новый подмосковный завод может занять практически всю эту нишу. Тем более что предприятие планирует в ближайшее время расширить ассортимент за счет монопротеиновых диетических кормов, необходимых для животных с проблемами здоровья.

Зайти на рынок с козырей
До марта прошлого года рынок кормов для непродуктивных животных был почти непроницаем для новых игроков. Помимо импортных кормов, на долю которых приходилось около 12% продаж, на магазинной полке господствовала локализованная продукция международных концернов Mars, «Нестле Пурина ПетКер», Royal Canin, Aller PetFood, Provimi, которые построили в стране десятки заводов и стали бесспорными лидерами с долей рынка до 80%. Оставшийся кусок кормового пирога для домашних питомцев поделили между собой 130 отечественных компаний, преимущественно региональных — они создавались, как правило, при мясоперерабатывающих производствах. «Локализованные предприятия брали объемами и доступной ценой, импортные закрывали потребность в качественных и специализированных кормах, а отечественные часто были побочкой от основных мясоперерабатывающих предприятий, и они не видели потребности в том, чтобы заняться кормами для питомцев серьезно — разработать рецептуру, провести испытания, услышать мнения ветеринаров на эту тему», — говорит гендиректор Союза предприятий зообизнеса