На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

ЭкспертСобытия

«Раневская»: иллюстрации из жизни актрисы прошлого века

На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

Вячеслав Суриков

«Раневская» — еще один проект, идея которого, как и сериала «Вертинский» (премьера годичной давности), была сгенерирована на Первом канале больше десяти лет назад. Если «Вертинского» отложили на долгие годы из-за финансовых проблем, то «Раневской» пришлось задержаться с началом съемок, скорее, по причине сомнений в качестве сценария. Автором финальной версии стала Лариса Жолобова. Ей удалось найти концепцию, которую продюсеры сочли подходящей для рассказа о Фаине Раневской. Другим фактором, позволившим запустить проект, стала актриса Мариэтта Цигаль-Полищук: она оказалась настолько убедительной в образе главной героини, что продюсеры даже отвергли первоначальное намерение искать двух актрис на эту роль. Дело в том, что действие сериала происходит начиная с 1915 года, когда девятнадцатилетняя Раневская решается на побег из Таганрога в Москву, до 1978-го, в котором 82-летняя актриса снимается в телевизионной версии спектакля «Дальше — тишина». Продюсеры решили добиваться внешнего сходства с помощью грима.

Есть ли комический эффект?

У главной героини сериала помимо актерских есть еще несколько достижений. Она фольклорный персонаж. Фаина Раневская — автор афоризмов, сборники которых издаются и переиздаются на протяжении нескольких десятков лет. Какие-то из них цитируются как обиходные выражения и по сей день. Сценаристка не преминула этим воспользоваться. Она щедро наделила экранную героиню общеизвестными остроумными репликами. Причем самую знаменитую, «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш», Раневская произносит еще в Таганроге, обращая ее к предполагаемому жениху. Афоризмы стали не только подспорьем для сценаристки, но и ловушкой, как для нее, так и для режиссера и актрисы. Сценаристка была вынуждена придумывать сцены, где ее героиня могла бы произнести эти фразы, режиссер должен был сделать так, чтобы эти сцены вписывались в общую концепцию фильма, а актрисе пришлось искать для них наиболее точную интонацию.

В «Раневской» эти фразы иногда срабатывают, иногда — нет. Режиссер даже не слишком старается, чтобы зрителям было смешно. Вместо этого он подсказывает им: здесь можно смеяться, как это происходит в эпизоде, посвященном спектаклю «Шторм», где Фаина Раневская создала образ Маньки-спекулянтки. Мариэтта Цигаль-Полищук подражает своему персонажу, и, может быть, у нее получается ничуть не хуже, чем у самой Фаины Раневской, но вне контекста, не понимая языка образов, принятого в театре в 1950-е годы, зритель сериала может догадываться о том, насколько это было смешно, только видя на экране хохочущих в зале зрителей. Но и экранные зрители смеются в этой сцене не слишком заразительно. Как правило, комический эффект возникает одновременно с эффектом неожиданности. Но ни сценарист, ни режиссер не пытаются его создать. Они просто воспроизводят исторические эпизоды и хрестоматийные шутки. И все же часто фразы Фаины Раневской настолько заряжены юмором, что способны заставить зрителя улыбнуться даже в том случае, если он их уже неоднократно слышал.

Несмотря на изобилие пользующегося огромным спросом юмора в самых разнообразных форматах, отечественные кинематографисты нового времени так и не научились шутить. И в советский период было всего несколько режиссеров, умевших это делать: Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Георгий Данелия. Но и они свои до сей поры тиражируемые комедийные шедевры сняли в 1960–1970-е годы. Уже в 1980-е они либо переключаются на другие жанры, как Данелия и Рязанов (и в них тоже проявляются выдающимся образом, но в комедию вернуться уже не получается), либо, как Гайдай, утрачивают чувство кинематографического юмора и снимают несмешные комедии. Отсюда вывод: не только комический эффект привязан к моменту. Одна и та же шутка может быть и смешной, и несмешной в зависимости от ситуации, но еще и дар комического непостижимо связан со временем. Комик может быть смешным, но проходит десять лет, и он перестает быть смешным, как бы ни старался. Единственное исключение — Вуди Аллен.

В чем секрет Раневской?

Режиссер сериала Дмитрий Петрунь работал на неимоверном количестве самых разнообразных проектов. Например, снимал многосерийную семейную сагу «Офицерские жены». В его фильмографии есть детектив в исторических декорациях — «Воскресенский». Есть и комедия — «Котики». Он так занят в производственном процессе, что даже не смог появиться на премьере сериала в Театре имени Моссовета. Показанные в этот вечер две серии, первая и последняя, продемонстрировали, что Петрунь решил снять исторический сериал о женщине с трудной судьбой, позволявшей себе шутить, но почему ее шутки вызывали смех, для него так и осталось загадкой. Это бросается в глаза уже в сцене, когда зрители знакомятся с пластическим умением Фаины Раневской смешить, присущим ей помимо словесного остроумия. Она пытается поступить в театр, но производит впечатление не чтением монолога Катерины из «Грозы», а незначительной комической ролью. Персонажи, наблюдающие за ее игрой, изображают, что покатываются со смеху, но ничего смешного в кадре не происходит.

Фаина Раневская — актриса второй половины жизни. В отличие, например, от еще одной героини сериала и актрисы того же поколения, также работавшей в Театре имени Моссовета, — Любови Орловой, чей взлет пришелся на 1930-е годы, а закат — на 1950-е. Свою самую запоминающуюся роль — Лялю из фильма «Подкидыш» — Фаина Раневская сыграла в 43 года. Появляясь по большей части в эпизодических ролях, она сумела пробудить к себе зрительскую любовь, которая с годами только нарастала. Один из пиков пришелся на роль в спектакле «Дальше — тишина», в котором она впервые сыграла, когда ей было уже за семьдесят. Как ей это удалось? В чем ее секрет? Какова природа ее актерского таланта? Создатели сериала напоминают зрителю о том, что да, любили, обожали, выделяли из всех остальных, но причина этой любви так и остается загадкой.

Есть ли внешнее сходство?

«Раневская» — сериал, который иллюстрирует биографию знаменитой актрисы. В данном случае даже иллюстрация имеет смысл. Обросший стереотипами образ Фаины Раневской приобретает новые черты. Мариэтта Цигаль-Полищук органична и в роли, и в эпохе. Но создатели сериала возложили на нее слишком сложную задачу — сыграть героиню на отрезке в шестьдесят с лишним лет. Финальная серия вмещает в себя более двадцати лет. В отличие от Вертинского, которого таким же образом «провел сквозь года» актер Алексей Филимонов, у Раневской внешность и пластика меняются радикально. И это требует дополнительных усилий не только от гримеров, но и от актрисы, утрирующей образ своего персонажа. Чем ближе к финалу, тем всё более немощную старуху мы видим, и ее лицо глубже прорезают морщины. С каждым дополнительным штрихом гримеров образ становится все менее естественным и все более иллюстративным.

Это еще одна проблема из разряда неразрешимых: как сыграть талантливого человека, как заставить зрителя поверить, что на экране именно он, а не его подобие? Должен ли актер быть в той же степени талантливым, что и прототип его персонажа? Ведь зритель в любом случае видит не только экранный образ, но и самого актера. Он для него такая же личность, как и его персонаж. Еще в одном биографическом проекте продюсерской группы Первого канала — «Высоцкий. Спасибо, что живой» — создатели фильма полностью отделили экранного персонажа от актера. И роль по-прежнему с трудом можно соотнести с ее исполнителем Сергеем Безруковым. Этот фильм — пример одержимости идеей достичь максимального внешнего сходства с помощью грима. Как будто зрители хотят увидеть не человека, а ожившую восковую куклу. Но, возможно, так и есть. Внешнее сходство актера с историческим персонажем по-прежнему производит наиболее сильное впечатление. А если персонаж еще и обладает органичной пластикой, подобной той, какой удалось достичь загримированному до неузнаваемости Гэри Олдмену в роли Черчилля в фильме «Темные времена», тогда это как минимум «Оскар».

Фото: Kion

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свобода слова по-французски Свобода слова по-французски

Франция создала систему контроля альтернативного государственной линии мнения

Эксперт
Хотите, чтобы люди помнили, что вы говорите? Эксперт по коммуникациям поделился 1 упражнением Хотите, чтобы люди помнили, что вы говорите? Эксперт по коммуникациям поделился 1 упражнением

Как установить связь с аудиторией?

Inc.
Мы живем в эпоху угасания Новой истории Мы живем в эпоху угасания Новой истории

Историк Борис Мячин: Россия — это самостоятельный суперэтнос

Эксперт
Чистая монета Чистая монета

Что если инвестировать в деньги? Хорошая идея, если речь о коллекционных монетах

Robb Report
Высоко и плотно: «Южный порт» как зеркало столичного градостроительства Высоко и плотно: «Южный порт» как зеркало столичного градостроительства

Реорганизация промзоны «Южный порт» — «второй Сити»

Эксперт
«Я не фанат супергеройских историй»: Лиам Нисон о боевиках и своем актерском методе «Я не фанат супергеройских историй»: Лиам Нисон о боевиках и своем актерском методе

Лиам Нисон — о съемках и ирландском кино

Forbes
Наталья Матвеева. Стиль — вне моды и времени Наталья Матвеева. Стиль — вне моды и времени

Интервью с основательницей российского бренда Re-Look Furs

Караван историй
Юлия Высоцкая: «Мой итальянский – это радость и адреналин» Юлия Высоцкая: «Мой итальянский – это радость и адреналин»

Актриса, телеведущая Юлия Высоцкая попробовала себя в новом амплуа

Grazia
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Гадания на Масленицу: как узнать все о любви, деньгах и будущем Гадания на Масленицу: как узнать все о любви, деньгах и будущем

Масленичная неделя – идеальное время для ритуалов и гаданий

VOICE
5 любопытных фактов о кордицепсе — хищном грибе из The Last of Us 5 любопытных фактов о кордицепсе — хищном грибе из The Last of Us

Гриб кордицепс — фантастика наяву

Maxim
Мордвинова уехала в США, Сагалова родила троих детей: что стало со звездами сериалов нулевых Мордвинова уехала в США, Сагалова родила троих детей: что стало со звездами сериалов нулевых

Что стало с кумирами прошлого?

VOICE
Свобода мысли: как выбрать убеждения, чтобы добиться успеха, — попробуйте в жизни Свобода мысли: как выбрать убеждения, чтобы добиться успеха, — попробуйте в жизни

Как изменить убеждения с пользой для себя

Psychologies
Как победить прокрастинацию? Как победить прокрастинацию?

Почему мы постоянно откладываем важные дела на потом?

Здоровье
Что такое слюна и зачем она нужна? Что такое слюна и зачем она нужна?

Какую роль играет слюна в пищеварении?

ТехИнсайдер
Как перестать постоянно думать о плохом: простой способ — 2 случая из практики психолога Как перестать постоянно думать о плохом: простой способ — 2 случая из практики психолога

Психолог делится работающим способом использовать негативные мысли на благо

Psychologies
«Спи, учи стихи или умри»: зачем программисту хорошая память и как её улучшить «Спи, учи стихи или умри»: зачем программисту хорошая память и как её улучшить

Для успехов в работе с кодом недостаточно технических знаний и логики

VC.RU
Неожиданный поворот: уверены6 вы понятия не имели, что происходит с вашим котом после очередной дозы валерьянки Неожиданный поворот: уверены6 вы понятия не имели, что происходит с вашим котом после очередной дозы валерьянки

Как валерьянка влияет на кошек?

ТехИнсайдер
«Только когда я сам превратился в букашку, я понял, почему разглядывал природу» «Только когда я сам превратился в букашку, я понял, почему разглядывал природу»

Михаил Пришвин о людях, зверях и обществе

Weekend
Омега-3. 12 весомых причин ввести их в свой рацион Омега-3. 12 весомых причин ввести их в свой рацион

Сбалансированное питание невозможно без жирных кислот

Лиза
Выводит из строя «иммунную полицию»: как соль берет под контроль процессы в организме и чем это грозит Выводит из строя «иммунную полицию»: как соль берет под контроль процессы в организме и чем это грозит

Есть больше пяти граммов соли в день может быть опасно, напомнили ученые

Вокруг света
Магнитно-резонансное дело: как в Бразилии пистолет застрелил владельца в кабинете МРТ? Магнитно-резонансное дело: как в Бразилии пистолет застрелил владельца в кабинете МРТ?

Почему игнорирование правил безопасности может сыграть с нами злую шутку

Вокруг света
Итальянский гангстер скрывался 16 лет в пиццериях Франции. Но его поймали! Итальянский гангстер скрывался 16 лет в пиццериях Франции. Но его поймали!

Интерпол наконец задержал знаменитого бандита из Италии

ТехИнсайдер
В поисках утраченного гения В поисках утраченного гения

Как Вермеер из наследника Рембрандта стал великим современником Пикассо и Дали

Weekend
Красные флаги: восемь поводов сменить инвестиционного советника Красные флаги: восемь поводов сменить инвестиционного советника

Как выбрать инвестиционного советника и на что обратить внимание?

Forbes
ТОП 5 самых быстрых машин в мире ТОП 5 самых быстрых машин в мире

Каким четырехколесным богам сегодня поклоняются в мире?

РБК
5 самых популярных мифов о девственности и девственницах 5 самых популярных мифов о девственности и девственницах

Рассказываем о главных мифах и легендах вокруг девственной плевы

Maxim
«Песочницы» социальных инвестиций | «Sandboxes» for Social Investments «Песочницы» социальных инвестиций | «Sandboxes» for Social Investments

Как в мире развиваются проекты Social Impact Bonds

Позитивные изменения
«Полимат» «Полимат»

История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг

N+1
Что делать при землетрясении: ответы на 5 самых важных вопросов Что делать при землетрясении: ответы на 5 самых важных вопросов

Нужно ли стоять в дверном проеме или выбегать из здания при землетрясении?

Maxim
Открыть в приложении