Механическая рука накачивает мускулы
Компания Bitrobotics запускает производство высокоскоростных промышленных роботов и роботизированных систем на основе дельта-роботов собственной разработки. Это может подстегнуть спрос на механические манипуляторы среди предприятий
Еще несколько лет назад компания Bitrobotics, созданная в 2012 году, работала для космической отрасли, а теперь их робосистема на основе дельта-робота помогает делать ватрушки на кондитерском комбинате «Черемушки» в Москве. Дельта-робот состоит из трех рычагов, прикрепленных с помощью карданных шарниров к основанию. Со стороны это выглядит так: быстрая механическая «рука» делает углубления в заготовках теста на противне, потом выдавливает туда творог и опрыскивает будущую ватрушку меланжем. Не промахивается мимо теста «рука» благодаря техническому зрению: перед началом операции происходит трехмерное сканирование противня. Внедрив первые четыре машины в «Черемушках», Bitrobotics выходит на уровень серийного производства — на территории ОЭЗ «Технополис Москва» строит завод, где в декабре стартует выпуск высокоскоростных промышленных роботов полного цикла. Инвестиции в этот амбициозный проект составили 180 млн рублей, согласно бизнес-плану, он окупится в течение пяти—семи лет, а Bitrobotics за это время станет ведущим поставщиком робототехники для производства, укладки и упаковки товаров повседневного спроса, то есть рынка FMСG (Fast Moving Consumer Goods).
Заявленная мощность завода — около ста роботизированных систем в год. «Безусловно, это крупный проект, почти десять процентов российского рынка, ведь в 2018 году в стране было продано чуть более тысячи роботов, а всего на предприятиях их трудится около пяти тысяч», — говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Сам рынок тоже выглядит заманчиво с темпами роста 15–20% в год. Высокая динамика объясняется низкой базой. «Есть такой показатель, как плотность роботизации, в среднем по миру это 99 роботов на десять тысяч рабочих, в передовых странах — 200–300 роботов, а в России всего пять роботов», — говорит исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка роботизации (НАУРР) Алиса Конюховская. Хотя у этого есть и обратная сторона, связанная с нынешними кризисными условиями, когда потенциальные покупатели могут пересматривать свою политику модернизации производства. «В России спрос хотя и растет, но в целом не такой уж он большой, и непросто выйти из объемов реализации десятков роботов в сотни, — рассуждает Алиса Конюховская. — Вопрос в том, как Bitrobotics обеспечить спрос в тех индустриях, где они намерены сфокусироваться».
Уникальную робосистему — по приемлемой цене
По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), в России роботы в основном применяются в автомобилестроении (39%), химической и нефтехимической промышленности (32%) и машиностроении (16%). Пищевая промышленность потребляет всего четыре процента роботов; кроме нее в сфере интересов Bitrobotics есть и другие рынки FMСG, которые пока автоматизированы еще слабее. Среди поставщиков роботов присутствует порядка двадцати зарубежных вендоров, десять—пятнадцать импортеров, десять отечественных производителей и около ста компаний-интеграторов. При этом рынок состоит из двух сегментов — собственно промышленных роботов (в 2018 году его объем составил три миллиарда рублей) и роботизированных решений — это инженерия конвейерных систем, программное обеспечение, оснастка, пусконаладочные работы, сопряженное оборудование (его объем — девять миллиардов рублей в 2018 году). Мировой рынок всей промробототехники оценивается в 105–120 млрд долларов.
В выбранной нише FMCG компания Bitrobotics пока будет конкурировать с иностранными брендами. По мнению Алисы Конюховской, это плохая новость. «Есть бренды, которые зарекомендовали себя, у них высокое качество и надежность работы, создана своя инфраструктура с помощью компаний-интеграторов, которые внедряют их продукцию. А наши производители сами разрабатывают и сами интегрируют свою робототехнику, то есть работают в обоих сегментах рынка», — поясняет она. По пути полной самостоятельности пойдут и в Bitrobotics, однако считают это своей сильной, а не слабой стороной. «Конкурентов в изготовлении робосистем с дельта-роботами среди отечественных производителей у нас нет, а среди зарубежных это ряд транснациональных компаний, чьи решения в три раза дороже, а сроки окупаемости нереальны для заказчиков», — говорит директор Bitrobotics Святослав Стесин. Минимальная стоимость роботизированной системы от Bitrobotics — 100–200 тыс. евро, и это в разы дешевле зарубежных аналогов за счет собственного производства компании. «Наши роботизированные системы — это на 80 процентов собственное производство. Вся металлообработка, программное обеспечение — все наше, за исключением общепромышленных импортных комплектующих, производство которых никогда и не будет локализовано в России, так как не окупит себя из-за невысокого спроса», — поясняет Святослав Стесин. Впрочем, главным своим преимуществом в компании считают наличие платформенных решений роботизации, когда из унифицированных элементов можно проектировать, бесшовно интегрировать и собирать индивидуальные системы, учитывая все пожелания клиентов. Плюс высокая скорость сборки за счет серийности производства. «Срок поставки аналогичного решения от зарубежной компании начинается от восьми месяцев, у нас — от четырех. Используют ли они свои агрегаты в автоконцепции, как мы, — не уверен, идея нашей платформы в том, что заказчик может взять любой агрегат, в том числе по отдельности», — уточняет г-н Стесин.
Привлечь потенциальных клиентов Bitrobotics может и доступность сервисного обслуживания. Об этом говорит опыт другого участника рынка — компании GRINIK Robotics (Новосибирск), которая специализируется на выпуске линейных роботов (это когда три основные контролируемые оси перпендикулярны друг другу и для них предпочтительно движение по прямой линии). «Мы могли бы купить роботов на тридцать процентов дешевле в Китае, но выбрали GRINIK, — говорит директор новосибирского предприятия по выпуску изделий из пластмасс БК Евгений Ефанов. — Так как понимали, что робот — механизм со сложным интерфейсом, любое недопонимание со стороны персонала или поломка обернется потерей времени и денег, долгим ожиданием запчастей. А с российским производителем роботов мы всегда на связи, у нас отлажены все механизмы взаимодействия». Кстати, GRINIK Robotics начинал с выпуска двух промышленных роботов в 2016 году, а в 2019-м выпустил уже сорок штук — практически половину всех произведенных в тот год отечественными компаниями. С Bitrobotics они не конкуренты, так как выпускают разные виды роботов, которые на производстве могут дополнить друг друга — к примеру, дельта-роботы на кондитерской фабрике раскладывают конфеты по коробкам, а линейные роботы эти коробки перемещают в более крупную тару и размещают на палетах.
По плотности роботизации Россия отстает от мировых лидеров на два порядка
Кто покупает роботов
Ограничивать спрос на продукцию Bitrobotics будет слабая развитость российской промышленности в целом, неуверенность руководителей предприятий в завтрашнем дне. «В случае чего сотрудников можно распустить по домам, а в робота вложены немалые средства и его не выгонишь, он должен работать, пока не окупится», — говорит директор GRINIK Robotics Михаил Григорьев. Кроме того, по его мнению, на предприятиях плохо представляют, что могут делать роботы, а на рынке отсутствуют специалисты, которые по щелчку пальцев будут найдены и смогут обслуживать роботизированную ячейку. Леонид Делицын уверен, что у роботов вообще мало шансов до тех пор, пока они намного дороже людей: «Когда специалист будет стоить как программист из Кремниевой долины, тогда работодатель предпочтет, чтобы государство платило этому специалисту гарантированный минимальный доход, а сам установит вместо него робота».
Впрочем, на высококонкурентных рынках уже поняли, что ценность роботов определяется не только их стоимостью. К примеру, главный инженер «Черемушек» Дмитрий Мамаев отметил, что по затратам роботизация пока неэффективна, но благодаря ей повышается точность производства, улучшается внешний вид изделий, и не так важно, заменяет робот одного человека или трех. По мнению директора Института информационных технологий университета «Синергия» Станислава Косарева, роботов покупают те компании, у которых график заказов расписан на несколько лет вперед, они остро нуждаются в наращивании мощностей. Не исключена и прямая экономия за счет роботизации. «У нас каждый робот на линии заменяет четырех человек, а так как раньше люди работали в четыре смены, значит, только на одной линии он заменяет 16 человек, — подсчитывает главный инженер Бочкаревского пивоваренного завода Александр Смыков. — Мы установили десять линейных роботов на разных этапах производства и ожидаем, что они окупятся за два-три года».
В любом случае, как считают участники рынка робототехники, для общей пользы необходимо внимание государства к этой отрасли, а таких стартапов, как Bitrobotics, должно быть много. Если Bitrobotics стал резидентом ОЭЗ «Технополис Москва», получив ряд налоговых льгот, сэкономив средства на организации производства, и надеется на дополнительные льготы от города как местный производитель, то компаниям в других регионах рассчитывать на такие условия не приходится. А начинать проекты с нуля в робототехнике — это большой риск: к примеру, в GRINIK Robotics своего первого робота делали два года, десять раз его собирали, столько же разбирали, и в одиннадцатый раз он получился. «Основные трудности были с механической частью робота, так как сервомоторы, высокоточные редукторы отсутствуют на российском рынке, датчики и сенсорика тоже импортные, есть вопросы в точном производстве корпуса робота, при этом все оборудование для производства очень дорогое, а если заказывать комплектующие на стороне, то сроки исполнения и их стоимость сводят на нет процесс разработки, ведь для получения рабочей модели требуется выпустить несколько тестовых», — пояснили в компании.
По мнению Михаила Григорьева, оптимальной поддержкой было бы создание технопарков с льготной арендой крупных площадей для отечественных производителей роботов, отмена для них НДС, а также предоставление по минимальным ставкам средств, субсидий, грантов компаниям на приобретение роботов российского производства. Последнее уже реализуется Фондом развития промышленности, где запущена программа «Цифровизация промышленности» и снижена процентная ставка по займам на покупку робототехнических комплексов с пяти процентов до одного. При этом первоначально в список интеграторов входили только ИТ-компании, но усилиями НАУРР совместно с TAdviser в список были включены и крупнейшие российские интеграторы промышленных роботов. Что касается самих интеграторов, то пока дело ограничивается точечной поддержкой. В Фонде содействия инновациям в программе «Цифровая экономика» среди нескольких сотен проектов-победителей за первое полугодие оказались 14 проектов по направлению «Робототехника и сенсорика», которые получили гранты на общую сумму 195 млн рублей.
Производство товаров повседневного спроса в России еще предстоит автоматизировать
Фото: Предоставлено компанией Bitrobotics
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl