Почему все современные музыканты звучат одинаково?
Музыковед MAXIM дает простые ответы на сложный, мучительный вопрос.
Это абсолютно нормально, когда любителю блюза и кантри все панк-группы кажутся неотличимыми друг от друга. Для него это чуждый монотонный шум.
Точно так же всегда считалось нормальным, что для металлиста весь хип-хоп на одно лицо. Такое никто не обсуждал, не осуждал и принимал как данность.
Стили и жанры музыки для того и были придуманы, чтобы:
а) ты всегда мог быстро найти группу, похожую на твою любимую;
б) ты не тратил время впустую на то, чтобы понять что-то для тебя чуждое и некомфортное.
Именно поэтому нытье на тему «А вам не кажется, что вся музыка теперь какая-то одинаковая?» всегда высмеивалось. Человеку говорили, что у него проблемы со вкусом, музыкальным слухом и культурным кругозором. Человек начинал плакать и прекращал задавать тупые вопросы.
Мы с этим жили счастливо вплоть до десятых годов XXI века, когда вдруг вопрос о похожести всего и вся стали задавать даже люди, которые в этой теме экспертно разбираются.
Маниакальный собиратель свежей танцевальной поп-музыки вдруг посреди вечеринки признается: «Да, я включил эту песню в плей-лист, но не знаю, кто это. Я теперь их вообще не отличаю!»
А если зажать в углу упертого любителя актуального железа, то он в слепом тестировании ни за какие коврижки не отличит одного исполнителя металкора или дэткора от другого. Этих отличий просто нет.
Что вообще происходит?
Факторов, помогающих различать артистов, на первый взгляд много, хотя в итоге все сводится к трем простым пунктам:
1) почерк музыканта (или голос);
2) характер инструментов/оборудования;
3) продюсирование.
Далее чуть-чуть предыстории, которую можно пропустить, если у тебя мало времени.
Даже суровые знатоки классической музыки с трудом различают произведения композиторов одной эпохи и одной школы друг от друга. Понятно, что Баха, Вагнера и Шёнберга не спутать никак — это кардинально разные жанры. Однако в рамках одного стиля композиторов легко спутать, так как в классической музыке сами композиторы не записывали пластинки. За них играют музыканты и оркестры, а те уже не обладают композиторской индивидуальностью.
Определять по звучанию симфонического оркестра, кто автор произведения, — задача противоестественная. Разве что все дирижеры договорятся при исполнении Моцарта обязательно использовать один и тот же детский синтезатор.
С 1917 когда, когда мир вошел в эпоху звукозаписи и грампластинок, ситуация кардинально изменилась. Многие джазовые, фольклорные, эстрадные артисты принялись записывать песни — и свои, чужие. И вот их-то мы обычно легко узнаем, потому что действуют все три фактора: почерк/голос, инструментарий, продюсирование.
В 1964 году The Beatles выпустили пластинку «A Hard Day's Night», которая впервые в истории поп-рок культуры была составлена целиком из собственных песен коллектива. Собственно, это нахальство задало тон всей авторской музыке на ближайшие десятилетия. Нормой стало играть только собственные произведения. Индивидуализм воспевался и оплачивался.