Католический священник Вячеслав Барок о противостоянии в Белоруссии
Охватившие Белоруссию протесты имеют и конфессиональное измерение. «Сноб» поговорил с настоятелем витебского костела Святого Антония Падуанского Вячеславом Бароком о том, что может и должна делать церковь перед лицом гражданских протестов
Ɔ. На фоне проходящих протестов католическая церковь в Белоруссии подверглась достаточно демонстративному наказанию: Тадеушу Кондрусевичу, митрополиту Минскому и Могилевскому, запретили въезд в страну, при этом Александр Лукашенко обвинил его во вмешательстве в политику. Сейчас католические священники действительно могут участвовать в протестах, сам Кондрусевич молился у стен знаменитого теперь изолятора на улице Окрестина, и, скажем так, понятно, кого церковь поддерживает в нынешнем противостоянии. Можете ли вы объяснить, чем она руководствуется в своей позиции?
Ключевое слово здесь «противостояние» — именно так определяют события последних недель в Беларуси. Если же обратиться к социальному учению католической церкви, то можно говорить о войне, происходящей в нашей стране, так как война, согласно содержащемуся там определению, — это разрушение спокойствия. И спокойствие, которое основывается на справедливости и правде, в Беларуси действительно разрушено. Ведь начиная с 9 августа тем или другим формам задержания в стране подверглось уже больше 8000 человек, 6 человек в этом противостоянии погибли, несколько человек пропали без вести, сотни подверглись пыткам. Кто объявил эту войну? Персонально назвать виновников сложно, но они находятся в среде государственной власти. Что же касается позиции церкви, то я против того, чтобы говорить об участии церкви в протестах. Нет, церковь не протестует. Она проповедует Слово Божье и защищает человека и его достоинство. Она должна быть там, где человек. И если элементарные права человека сегодня попираются, то церковь обязана их защищать. И если люди выходят на площадь, не нарушая никаких законов, то и церковь, и священники, и епископы могут быть с ними.
Ɔ. Как, на ваш взгляд, позиция католических священников выглядит на фоне действий других религиозных конфессий в Белоруссии?
Католики сейчас ничем не отличаются от представителей других церквей и, скажем, православные и протестанты смотрят на происходящее теми же глазами. Слава Господу, в этом противостоянии добра и зла мы едины. И давайте обратим внимание, что не католический митрополит Тадеуш Кондрусевич был первым, кто не смог продолжить исполнять свои обязанности в стране после начала противостояния. Еще раньше был снят со своей кафедры православный митрополит Павел. И гражданское общество сейчас убеждено, что сняли его за продемонстрированную им позицию, в частности, за посещение в больнице пострадавших от столкновения с силовиками. Есть и другие православные иерархи, например епископ Артемий из Гродно, который открыто говорит о том, что в стране попрана правда и что все, кто участвовал в искажении правды во время выборов, должны принести покаяние. Об этом же говорят и католики, и протестанты. Мы здесь едины.
Ɔ. БПЦ, насколько я знаю, не стала делать официальных заявлений по поводу запрета Кондрусевичу на въезд в страну.
Да, действительно, не стала. Более того, пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин специально сообщил, что таких заявлений от имени церкви не последует. Однако лично от себя выразил сочувствие и попросил отнестись к этому решению с пониманием. Однако в поддержку католиков в этой ситуации высказалось много православных мирян, были и слова поддержки от отдельных священников. Так что и здесь видно, что никто не хочет пользоваться решением властей для каких-то собственных интриг. Если такие расчеты и были, то они не оправдались.