В Театре Наций — премьера масштабной постановки именитого канадского режиссера

ЭкспертКультура

«Мастер и Маргарита» Робера Лепажа

В Театре Наций — премьера масштабной постановки именитого канадского режиссера

Вячеслав Суриков

В роли Воланда — Виктор Вержбицкий

«Мастер и Маргарита» — роман, уже давно ставший частью русского культурного кода: его можно не любить, но нельзя игнорировать. На протяжении многих лет отечественные режиссеры пытаются найти его кинематографический образ, но ни одну из состоявшихся попыток нельзя назвать удачной: слишком много камней преткновения в тексте романа. Например, образ Кота Бегемота — как с ним быть? Как он должен выглядеть? Юрий Кара в 1994 году в процессе съемок своей версии ограничился тем, что загримировал актера — сделал его облик котоподобным, а Владимир Бортко в своем эпохальном сериале надел на актера шерстяной костюм. В новейшей киноверсии, поставленной Михаилом Локшиным (выйдет на экраны в начале следующего года), Кот Бегемот будет отрисован. Тогда как Робер Лепаж, канадский кудесник с колоссальным опытом работы на мировых сценах, предпочел пойти самым простым путем — сделать из актера кота с помощью все того же шерстяного костюма.

А ведь в романе есть еще полет обнаженной Маргариты и сцена бала с уже множеством обнаженных тел — Михаил Булгаков при написании текста в конце сороковых годов прошлого века, будучи убежден, что роман не напечатают при его жизни, не ограничивал себя советской моралью. Как в этом случае добиться от актеров естественности? В фильме и в сериале на эти сцены неловко смотреть, хотя у Владимира Бортко они получились лучше, чем Юрия Кары. У Робера Лепажа здесь нашлось оригинальное решение: он облачил актрис в костюмы, создающие иллюзию, что тела обнажены, но при этом актрисы остаются одетыми, а это, видимо, сильно упрощает им сценическое существование. В остальном «Мастер и Маргарита» — классическая драматургия, и для перенесения ее на сцену есть только одно препятствие — фантасмагоричность действия, которое протекает в двух исторических реальностях, и здесь Роберу Лепажу было где применить свои таланты. На сцене — декорация-трансформер, позволяющая создавать сразу несколько пространств, и «волшебное» стекло: оно решает сразу несколько задач, в том числе создает эффекта полета.

Но в классическом тексте, в тех его фрагментах, которые наиболее легко укладываются в сценическую версию, есть и ловушки: монологи и диалоги, написанные Булгаковым, настолько сильны, что, кажется, достаточно произнести их, и они сами по себе произведут на зрителя эффект. Робер Лепаж, познакомившийся с текстом романа в процессе подготовки к постановке, попал под влияние магии текста Булгакова и воспроизвел его в спектакле почти буквально: Спектакль «Мастер и Маргарита» идет на сцене Театра Наций пять с половиной часов, и в них уместились все повороты сюжета. Трактовки образов романа ни на шаг не отступают от стереотипов его восприятия читателями и зрителями. Все герои узнаваемы — таковы, какими большинство из нас привыкли их себе представлять. Кастинг Театра Наций ожидаем: Евгений Миронов в роли Мастера, Чулпан Хаматова в роли Маргариты, Виктор Вержбицкий в роли Воланда, в роли Понтия Пилата Андрей Смоляков.

Все четверо точно попадают в своих персонажей, им почти не нужно ничего играть — достаточно быть естественными. Для Евгения Миронова роль Мастера, гения, оказавшегося беспомощным перед натиском литературных критиков, органично вписывается в галерею уже созданных образов: от князя Мышкина до Горбачева. В спектакле мы имеем дело с узнаваемым Евгением Мироновым, ему в этой роли почти не нужно перевоплощаться, он и есть Мастер. Для Чулпан Хаматовой, чья Маргарита бросается в мистическую реальность ради спасения возлюбленного, для которой это не подвиг, а скорее жертва, такой образ тоже органичен. Кажется, что и в самом деле только она способна сыграть эту роль, и никто другой. И так же неудивительно, что Виктор Вержбицкий стал воплощением темных сил. Его Воланд, как и полагается дьяволу, утончен, скептичен, ироничен, обаятелен, одновременно и милостив, и беспощаден. Андрей Смоляков в роли Понтия Пилата испускает в зрительный зал волны головной боли, преследующей прокуратора Иудеи.

История его терзаний — самая выверенная сюжетная линия спектакля. Почти на всем ее протяжении мы видим классический театр, за исключением одной сцены — распятия, где Робер Лепаж все-таки прибегает к «волшебному» стеклу, которое переместило распятых актеров с пола на экран: зритель видит изображение распятых, тогда как они лежат на сцене. Лепаж всячески избегает натурализма, предпочитая везде, где возможно, создавать иллюзию. На ту же концепцию работает еще один прием — почти все актеры играют по несколько персонажей, иногда просто переодеваясь. Притом что режиссер буквально следует тексту Булгакова, во всем, что происходит на сцене, большая доля условности. Лепаж играет со зрителем в «Мастера и Маргариту», словно говоря ему: а что, если я сделаю так? Ты сможешь в это поверить? И он эту игру, надо отдать ему должное, ведет искусно и изобретательно. Иногда там, где уместно, повторяет один и тот же прием — создает отраженную реальность.

В роли Мастера — Евгений Миронов

Опытные читатели и зрители, скорее всего, ждут «перезагрузки» привычных персонажей хрестоматийного текста, каковым уже давно стал роман Михаила Булгакова. Все, что можно было сказать про бросающийся в глаза смысл текста писателя, сказано. Мы уже были зачарованы и приключениями могущественного Воланда в Москве тридцатых годов, и историей любви Мастера и Маргариты, и, конечно же, историей распятия Иешуа, хотя ответа, почему Понтий Пилат не решился предотвратить его казнь, как не было, так и нет. И у Робера Лепажа герой Андрея Смолякова словно упирается в неведомую преграду, не позволяющую ему изменить ход истории. Почему Мастер не заслужил свет, но заслужил покой, тогда как его самый главный проступок — он впал в уныние, когда его роман был отвергнут? Гениального текста достаточно для покоя, но недостаточно для света?

Спектакль Робера Лепажа на сцене Театра Наций можно воспринимать и как путешествие сквозь роман, и в этом случае все события, происходящие в нем, должны быть как раз узнаваемы. Мы оказываемся в привычном пространстве, где, несмотря ни на что, торжествует справедливость, и ее проводниками могут быть не только светлые силы, но и темные. В нем есть сострадание, которого заслуживают и преступники, в нем есть любовь, которая не считается ни с какими препятствиями. Булгаков создал притягательное художественное пространство, куда хочется сбежать из «несправедливого» мира, и Театр Наций предоставляет такую возможность. Наверное, в этом спектакле и героях есть что-то созвучное времени, что и позволило такому и в самом деле очень сложному проекту реализоваться. Зачем-то текст Булгакова снова нужен нам. Писатель снова пытается нам что-то сказать о нас и о времени, в котором мы живем.

В роли Маргариты — Чулпан Хаматова

«Мастер и Маргарита» еще один спектакль, в котором мы можем наблюдать творческий дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Это и в самом деле сильная и сыгранная актерская пара. Все, что происходит с их участием на сцене, — отдельный спектакль. И без того выдающиеся актеры усиливают друг друга на сцене, делают все происходящее на ней еще более убедительным и захватывающим. Если бы им не пришлось сыграть в спектакле такую пару, это стало бы невосполнимым пробелом в истории интерпретаций булгаковского романа. И это притом, что Чулпан Хаматова не попадает в общепринятый типаж Маргариты, от которой принято ждать подчеркнутой сексуальности и заранее угадывающегося желания превратиться в ведьму. Но Хаматова переформатирует образ — здесь она женщина, воспринимающая окружающий мир наивно и непосредственно. Ее Маргарита не столько ведьма, сколько ангел, и только в силу необходимости использует в качестве летательного аппарата метлу. Мастер Евгения Миронова — заброшенный в наш мир художник, лишенный силы сопротивляться обрушивающимся на его голову обстоятельствам. Он нуждается в Воланде, в его могуществе.

Спектакль Робера Лепажа позволяет убедиться в том, что Михаил Булгаков искал в своем романе формулу соотношения добра и зла в этом мире. По его версии, они неотступно следуют друг за другом. Одного из них может быть больше или меньше, но другой компонент всегда его уравновешивает. Их соотношение и определяет историческую реальность. И в ней всегда найдется место для любви, способной изменить это соотношение в какую угодно сторону.

Пресс-служба Театра наций

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Самые стильные 2022 Самые стильные 2022

Самые стильные 2022. Ежегодный рейтинг GQ

GQ
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Принятие неизбежного Принятие неизбежного

Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность

Forbes
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове

За что он получил номинацию на «Оскар» и на сколько лет младше своей жены?

Лиза
Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х

Как владельцы загородной недвижимости еще находятся в плену яблонь и огородов

Forbes
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Выбирай головой Выбирай головой

Как понять, к кому обратиться — психологу, психотерапевту и психиатру?

VOICE
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах Пройдемте в кабинет: как решить проблему с контрафактом на маркетплейсах

Как справиться с устойчивым ростом числа споров на почве продажи контрафакта

Forbes
Сопрано Сопрано

Главный сериал XXI века?

Men Today
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Открыть в приложении